Токсичные комментарии в соцсетях: как пережить и абстрагироваться

Токсичные комментарии в соцсетях: как пережить и абстрагироваться

«Соцсети расчеловечивают», -- заявляют некоторые психологи (а также политики, деятели культуры и другие) и, как бы странно это ни звучало, тезис довольно правдивый. Только без скрытых смыслов: большая часть жизни, работы и коммуникации действительно «переехала» в интернет, поэтому мы порой имеем свойство забывать, что по ту сторона экрана, за аватаркой и контентом, потребляемым за обедом, тоже находится живой человек, а не персонаж.

Этот факт способствует пропорциональному росту количества хейтерских комментариев на единицу контента: если их не пишите лично вы, с большой вероятностью вы с любопытством (или же ужасом/упоением/осуждением) читаете негатив, который оставляют другим. Либо же, их могут писать вам – к сожалению, споры в интернете стали для многих способом досуга и разрядки, поэтому порой для этого не обязательно быть публичным лицом, достаточно просто попасться под горячую руку или вступиться за кого-то в обсуждении.

Как перестать раниться о чужой негатив в интернете и принимать комментарии на свой счет, если не хочется становиться черствым и бесчувственным или отвечать тем же – вопрос хороший. Сразу вспоминаются наставления родителей по типу «будь умнее, промолчи» или «ответь так, чтобы у него голова в трусы провалилась», когда речь заходила о разборках в школе. Теперь мы выросли и можем постоять за себя в личном общении, но феномен жестокости в соцсетях ещё не до конца понят, и никакой цифровой этикет не помогает её сбалансировать.

Что важно осознать про комментарии и тех, кто их пишет, прежде чем на эмоциях вступать в перепалку или удаляться отовсюду:

1. Токсичные комментарии с переходом на личности, оскорблениями, высмеиванием внешности, голоса и чего удобно – это не критика. Не «конструктивная обратная связь», не «им со стороны лучше видно», не «ну объективно в кадре бардак», а травля со стороны людей, которые поднимают самооценку и градус экспертности в собственных глазах. Вы не обязаны «прислушиваться» к подобного рода обратной связи.

2. Комментарии странного содержания и тональности (в формате «удались из интернета»), советы в агрессивной форме, обесценивание и т.п. – на самом деле не про вас, а про пишущего. Эмоции распространяющих негатив несколько сложнее, чем возведённое в абсолют в поп-психологии «они вам завидуют», но это действительно проекция собственного мировоззрения, которая транслируется вовне точно не из чувства удовлетворённости жизнью: человек, которому ничего не болит, банально не испытывает потребности упрекнуть другого, если тот не занят чем-то противозаконным.

3. Люди, которые пишут деструктивные комментарии, часто убеждены, что делают вам одолжение, попутно манипулируя тем, что у нас вообще-то свобода слова, а если не хочешь обратной связи, сиди и не отсвечивай. Возвращаясь к предыдущим пунктам, дайте себе ответ на вопрос: точно ли мнение абсолютно незнакомого человека, которого разозлила ваша жизнь, потому что огорчает своя, имеет достаточную силу, чтобы вас расстроить, или же это отголосок синдрома отличника, и работать нужно с ним?

4. Если у вашей аудитории есть конструктивная критика – люди найдут способ донести её корректно. Всё остальное – это буквально чей-то способ снять напряжение: раньше за таким экспириенсом можно было сходить в поликлинику, а сейчас обвинить кого-то во всём плохом можно не выходя из дома. Такие люди питаются реакцией, и оправдываться перед ними – достаточно пустая трата энергии.

Обычно, как только в голове уложится происхождение и истинная цель токсичных комментариев, вопрос, как с ними справляться, уходит: вы просто перестаёте ассоциировать их с собой воспринимать следствием того, что вы делаете. Тогда и простор для реагирования открывается широкий: неадекватные реакции можно игнорировать, а можно (без травли) упражняться в остроумии, зеркально напоминая людям, что они в открытом интернете, где можно делиться мнением. Только без фанатизма: вы не должны подпитывать чей-то внутренний разлад.

Начать дискуссию