Босс-кровосос: как им не стать?

Пять худших привычек токсичного руководителя из 90-х

Столько проектов, а работать некому и бизнес встает – почему так? Кадровый голод,текучесть кадров, демографическая яма и вообще релокация всему виной? А может, вы просто токс-босс, потому сотрудники и бегут от вас? Свежая статистика сообщает: токсичность руководителя вошла в топ-3 причин, из-за которых россияне готовы поменять работу, а то и не принимать оффер.

Я живу и (периодически)работаю в Италии. За исключением местных нюансов трудового законодательства, в целом, все привычно: поработал – порадовался результату- заплатил налоги, нет, НАЛОГИ, и на остальное живешь, пьешь Апероль Шпритц на закате. Но вот что прямо бросается в глаза – уважение руководителей к сотрудников и самоуважение последних. И как следствие первых факторов – уважение клиентов. Здесь сложно представить, что гость ресторана может прикрикнуть на официантку, а в супермаркете кассира попросят быть расторопнее. Не то, чтоб клиенты были запуганными, это просто нормальная цивилизованная практика благодарности к тому, кто делает что-то за тебя или для тебя.

Клиент всегда прав- это да, но даже самый неопытный HR сейчас знает, что и сотрудник –это внутренний клиент компании, а не раб или холоп. И поэтому, самое время проверить себя- а вы еще играете в «барина», как это стало модно в 90-е? Если да, срочно изучаем 5 самых главных табу для современного босса.

1.Тыкать подчинённым

Ты для босса- просто Вася, зато он для тебя целый Степан Степаныч или Акакий Акакиевич. Даже если ты старше и опытнее в работе и вообще эксперт в своей сфере. Обращение на «ты» -самый простой и быстрый способ поменять дистанцию между двумя людьми. Ее можно как уменьшить – если речь идет о паритетном общении, когда все на «ты». А можно ощутимо увеличить – если подразумевается, что имеет право «тыкать» только босс. А сотрудник должен подобострастно обращаться к нему по имени и отчеству, чтобы еще больше подчеркнуть неравенство. Собственно, придумал это все еще Петр Первый со своим «Табелем о рангах». Однако, с тех пор – 1722 года – много что изменилось и кандидату в 2024 году такое «уважение в одностороннем порядке» уже не кажется приемлемым.

2. Не стесняться "слуг"

Токсичное поведение может быть невербальным. Тут спектр возможностей широк. Как можно показать сотруднику, кто тут главный? Закинуть ноги на стол(о,это как в американских фильмах про бигбоссов – но тоже из 90х,да), начать обедать(естественно, не предлагая "холопу"); разговаривать на личные темы по телефону, как можно дольше;ковырять в носу, наконец. Основная задача – вести себя так, как будто в кабинете больше никого и нет. Потому что слуг за людей не считают.

3. Давать личные поручения

Когда в компании появляется толковый и внимательный работник, соблазн подгрузить ему еще пару дел, помимо работы, очень велик. Так велик, что никто с ним и не справляется. Корпоративному юристу приходится писать досудебные претензии в ТСЖ коттеджного поселка босса, корпоративный пиарщик автоматически становится организатором всех семейных ивентов начальников, а корпоративный дизайнер фотошопит все фотографии жены коммерческого директора. Сотрудники часто вынуждены выполнять личные поручени боссов в свое свободное время, потому что рабочие проекты никто не отменял. Но даже если бы кто-то дал дополнительный выходной бухгалтеру для присмотра за ребенком начальника, это вряд ли бы утешило специалиста, который получал финансово-экономическое, а не педагогическое образование. Вывод: если уж очень хочется попросить о личной услуге талантливого подчиненного, постарайтесь хорошо обосновать, почему выбрали именно его, а после - оплатить работу, как оплатили бы стороннему специалисту. С надбавкой за срочность.

4. Практиковать микроменеджмент

Помогать и направлять – да. Вникать в детали и давать обратную связь, когда подчиненный рассказывает о продвижении проекта или его результатах- тоже да. А вот контролировать каждую мелочь, задавать 100 вопросов в день и ходить по пятам возможно, если работает неопытный стажер. Если же вы взяли на работу специалиста или даже эксперта, предоставьте ему соответствующий карт-бланш в рамках его полномочий.

5.Пытаться вернуть крепостное право

«Мы узнали, что вы пишете диссертацию, да еще и учите испанский после работы», - босс сверлит строгим взглядом съежившуюся сотрудницу. Она не понимает, в чем виновата: работа делается вовремя и хорошо.Почему она должна отвечать на звонки руководителя днем и ночью ? «Потому что мы хотим, чтобы наш сотрудник принадлежал компании душой и телом!», - мрачно и торжественно объясняет большой начальник.И –нет, харрасментом тут и не пахнет.Просто «хороший работник» должен быть всегда под рукой, на расстоянии телефонного звонка. Тело(которое должно принадлежать компании) не имеет половых признаков, оно просто не должно спать, отвлекаться и заниматься своими делами. Ведь у руководителя может возникнуть яркая идея и в среду после полуночи, и рано утром в воскресенье. Когда такой идеей невозможно поделиться сразу и обсудить ее в деталях – какая же мы команда?Отпуск, выходной, свадьба – все это ни о чем не говорит токсичному руководителю, ведь личные дела работников его не интересуют.А зря: ответив на 100500 звонков из вашего офиса во время долгожданной поездки на море, вернется он из нее уже в другую компанию...

Начать дискуссию