«Принять такое решение было для меня актом заботы о себе»

Истории двух коллег о том, каково это — работать на себя, а затем уйти в найм.

«Принять такое решение было для меня актом заботы о себе»

В работу на себя часто идут за свободой, удобным графиком и высоким заработком. Но о подводных камнях мало кто говорит — а иногда они перевешивают все плюсы.

Поговорили с коллегами и узнали, зачем уходить в найм после работы на себя и чему можно научиться в предпринимательстве и на фрилансе.

Евгений Невинчаный
Лидер платформы геймификации

Я несколько раз в жизни был и предпринимателем, и наёмным сотрудником. Всё началось в университете на последних курсах: тогда я учился и работал в Краснодаре программистом. Интересных задач не было, хотелось заниматься не рутиной, а делать что-то новое. В первый год аспирантуры с несколькими друзьями я создал небольшую компанию, которая разрабатывала сайты, программное обеспечение и десктопные приложения. Например, для сети клиник из Британии мы сделали CRM-систему.

К предпринимательству привело желание заниматься чем-то интересным — хотелось созидать, а не делать что-то только по указке. А ещё чтобы заработок зависел от меня.

В сфере оффшорных разработок конкуренции было немного, дела шли отлично. За три года вышли в топ-10 компаний по Южному федеральному округу, которые занимаются веб-разработкой. За второй год доход моей компании вырос в 18 раз. После этого я уехал в Москву и стал работать в найме.

Через несколько лет я стал руководить площадкой Rumart: развивал, добился точки операционной окупаемости. В итоге её решили продать, и я стал готовить проект к сделке. Это меня вымотало, и я уехал в Азию: удалённо консультировал по маркетингу и вопросам, связанным с международными платежами.

Позже знакомые, которые занимались в России банковским бизнесом, переехали в Сингапур и пригласили меня работать в венчурный фонд. Там я помогал в оценке компаний, в которые инвестируют и в которые уже инвестировали. Я изучил изнутри, как работает венчурный рынок, но мне хотелось создавать новые продукты, а не оценивать компании. Так мы с парой крупных партнёров создали компанию WishFinance, которая разрабатывала приложения для банков.

В WishFinance мы доводили продукт до MVP, передавали его в банк и переходили на другой проект. Работа в компании приносила мне удовольствие — так продолжалось несколько лет.

На одном из мероприятий для венчурного фонда
На одном из мероприятий для венчурного фонда

Предпринимательство всегда связано с ответственностью, свободой выбора и движения. Обратная сторона — то, что тебя никто не поддерживает и у тебя нет точного понимания, что правильно, а что нет.

В 2020 году, когда границы закрыли, новые заказы не поступали, а уже имеющиеся не позволяли оставаться на плаву. Поэтому я и старшие партнёры приняли решение закрывать компанию. Тогда я подумал о том, что много работал с банками, но ни разу с российскими. Так я начал общаться с несколькими из них.

После трёх месяцев диалога со Сбером по поводу разных позиций и задач я нашёл для себя ту, которая мне понравилась и была интересна. Нужно было сделать систему, которая бы управляла доступом законных представителей клиентов. Например, родители, опекуны, доверенные лица. В 2021 году систему запустили, в 2022 и 2023 году внедряли её во все продукты банка и изменяли клиентские сценарии, по которым обслуживают в отделениях. А в конце 2023 года я перешёл на позицию лидера платформы геймификации.

Мне нужно, чтобы работа имела смысл. Сейчас я разрабатываю продукт как его владелец и принимаю решения так, как будто бы это моё детище. Нравится предпринимательский подход и возможность делать продукты, которые помогают и улучшают жизнь большой аудитории.

В этом есть и точка роста — создавать что-то инновационное, при этом в процессе не разрушать то, что уже сейчас работает и используется десятками миллионов людей. В Сбере я получаю удовольствие от того, что могу работать с людьми, обладающими высоким уровнем осознанности и профессионализма.

В предпринимательстве я в один день мог встречаться с россиянами, британцами и тайванцами. Такой опыт общения с людьми из разных культур и континентов прокачивает эмпатию и способность понять, что хочет человек. Сейчас это помогает ежедневно коммуницировать: нужно договариваться, передавать свои мысли и понимать других людей.

В Сбере я занимаюсь интересным делом, мне не нужно думать о том, чтобы возвращаться в предпринимательство.

Юлианна Жукова
Ведущий инженер

В жизни я два раза кардинально меняла работу. У меня музыкальное образование, я училась в академии Гнесиных, потом уехала повышать квалификацию в Париж. Тогда я начала фотографировать и поняла, что хочу развиваться в этом дальше.

С музыкальным образованием сложно найти хорошо оплачиваемую работу. Можно работать аккомпаниатором, преподавателем. Чтобы собирать залы, нужно долго ждать, пока придут твои очередь и время. Я поговорила с профессором и поняла, что не готова заниматься 10 лет, самой искать и платить за залы, чтобы выступать. К тому моменту я уже параллельно снимала. За границей столкнулась с чувством, что я здесь чужой человек, не могу официально работать. Получается, что нужно было либо постоянно учиться и искать гранты, чтобы выживать, либо просить помощи у родителей.

Играю на концерте в Доме культуры
Играю на концерте в Доме культуры

Я пробовала совмещать учёбу и работу, хотела приезжать в Париж только на сессию. Было чудесное время, я работала в Москве, потом приезжала в Европу. Но продлилось оно недолго: я должна была хотя бы два раза в неделю появляться у профессора. Тогда я взяла академический отпуск, решила, что приеду в Москву и посмотрю, как будет с работой, и если что вернусь во Францию. И в итоге не вернулась.

Фотографией я занималась более десяти лет, в последние годы пандемия и нестабильная обстановка сильно ударили по работе, многие клиенты переехали за границу. Я занималась онлайн-съёмками и пробовала другие форматы, которые мне не близки. Работа фотографом зависит от любых изменений в мире, в стране, потому что фото — это не первая необходимость, и страдаешь ты одним из первых. Да и доход нестабилен: иногда вал заказов, иногда их нет.

Во фрилансе чувствуешь себя незащищённо: нет зарплаты и больничного, если болеешь, нет пенсии и оплачиваемого отпуска.

К марту этого года я поняла, что выгорела: были недели, когда не спала до утра из-за работы. Поняла, что дико устала, и мне захотелось стабильности — решила, что в 35 лет ещё не поздно кардинально сменить деятельность.

Изначально я хотела только в Сбер, но могла претендовать только на вакансии без опыта. Узнала про позицию в отделе обеспечения IT-поддержки — она отлично подходила для старта. Закинула резюме на удачу, и в итоге меня пригласили на собеседование.

Сейчас я занимаюсь продвижением торгов использованной техники компании на площадке Сбера, поддержкой команд по обеспечению техникой, хотя до сих пор не верю, что у меня получилось.

Во фрилансе я научилась работать с людьми, выработалась стрессоустойчивость и умение «держать лицо» в странных ситуациях. Сейчас я в найме, а не во фрилансе, потому что решила, что пора задуматься о своём будущем. Поэтому принять такое решение было для меня актом заботы о себе. Кто-то подумает, что тогда ты теряешь свободу, но у меня нет такого ощущения: я себя чувствую свободнее и расслабленнее, чем когда работала на фрилансе.

Это я на благотворительной ярмарке обнимаюсь с нашим маскотом — Сберкотом
Это я на благотворительной ярмарке обнимаюсь с нашим маскотом — Сберкотом

Совмещать фриланс и найм можно, но с большой осторожностью. Когда я загрузила себя дополнительными активностями, домашними делами и тренировками, то поняла, что я просто не восстанавливалась. И это серьёзно влияет на моё настроение на работе, концентрацию. Нужно давать себе отдых, даже если кажется, что можешь ещё себя загрузить.

Пока у меня нет желания пробовать себя во фрилансе ещё раз. Конечно, я наслушалась ужасов тех людей, которые ушли из офиса во фриланс, что мне не понравится в найме, будет тяжело. Всё это не оправдалось, я хочу развиваться и работать именно в Сбере. Здесь можно наполнить жизнь не только рабочими делами, но и активностями. Например, изучить интересные курсы, позаниматься в спортзале в офисе. Много интересного, и я даже не знаю всего, что есть.

Сейчас процесс адаптации закончился, и я надеюсь закрепиться на рабочем месте. Буду набираться опыта, знакомиться с людьми, а дальше хочу хорошо себя зарекомендовать. Пока я сфокусирована, чтобы работать хорошо, узнавать нюансы и детали, легко выполнять задачи.

Тема перехода в найм из фриланса или предпринимательства (и наоборот) — одна из самых обсуждаемых в соцсетях нашего партнёра — профессионального сообщества EMCR, участником которого является Евгений.

Мы в Сбере уверены: не всегда лучший кандидат на вакансию только тот, кто обладает абсолютно идентичным опытом работы в прошлом. Навыки управления бизнесом, командой и самим собой могут дать весомое конкурентное преимущество на большинстве позиций.

Не бойтесь изменений — переходите на наш карьерный сайт, выбирайте вакансию по душе и загружайте своё резюме.

А вам приходилось выбирать между наймом и работой на себя? Делитесь в комментариях!

2222
55
22
11
11
46 комментариев

Первый герой прямо карьеру сделал в найме. Круто, когда построил свою компанию, а потом другие компании хотят, чтобы ты им тоже помог строить 😅

2
Ответить

Да, это мастерство!

1
Ответить

Всем известный дизайнер Карл Лагерфельд сделал свое имя работая на модные дома.

Ответить

Тоже учился в магистратуре, параллельно работал. Вот ты сидишь на парах, а вечером идёшь таксовать — весело было.

2
Ответить

Понимаем, многие через это прошли...

1
Ответить

Ну не знаю... Кажется, после работы на себя невозможно в найме, если честно...

1
Ответить

Зависит от того, какие задачи интересно выполнять человеку. Кому-то после работы на себя как раз хочется уйти в найм и почувствовать стабильность)

2
Ответить