Чем на самом деле занимается руководитель отдела продаж и как до него дорасти

Привет! Меня зовут Виктория Шафран, всю свою сознательную рабочую жизнь занимаюсь продажами и управляю ими уже более 20 лет. Сегодня я расскажу, как происходит эволюция в сфере продаж.

В статье обсудим этапы роста от стартовых позиций до руководителя отдела продаж (РОП). Что нужно развивать специалистам и как прийти на самый верх — к должности, зарплата в диджитале которой от 300 000 рублей до 1 миллиона рублей без бонусов.

Чем на самом деле занимается руководитель отдела продаж и как до него дорасти

Эволюция в команде продаж

Стандартный путь развития выглядит так:

1. Стажёр

Работает в должности: 3–6 месяцев

Чем занимается: тренируется, учится, общается с более доступными клиентами, помогает коллегам, укрепляет знания о продукте и рынке.

2. Менеджер по продажам

Работает в должности: от одного года до трёх лет

Активно работает с клиентами, продаёт продукцию компании.

3. Ведущий менеджер

Работает в должности: от года до трёх+ летЧем занимается: работает с клиентами категории А, развивает долгосрочные отношения.

4. Тимлид

Работает в должности: от трёх+ лет

Чем занимается: управляет от одного до пяти сотрудниками, передаёт свой опыт и помогает им повысить экспертизу.

Карьерный путь бывает линейным и ситуативным — зависит от структуры и возможностей компании. В небольших компаниях около 50–100 человек можно вырасти в тимлида за 1–3 года. Быстрее всего в стартапах — стажёр за год может вырасти до CEO или CFO. В больших компаниях это займёт от пяти до семи и больше лет.

Карьеру менеджера должны растить несколько человек — сам сотрудник, руководство компании и HR-департамент или менеджер. Чтобы запустить эту связку, специалист сам говорит о желании расти и форсирует процесс. Если в компании нет такого формата — менеджер идёт к руководству и предлагает варианты.

Есть другой вариант — рост на рынок. Например, специалист горит продажами, но понимает, что в компании нет перспектив вырасти. На рынке много возможностей для таких ярких и амбициозных ребят. Так менеджер растёт через внешний рынок.

Переходим к этапам эволюции специалистов

Менеджер по продажам

Я недавно услышала в подкасте:

Главная валюта сегодня — энергия людей

Если люди энергией не обладают, их не замечают. Поэтому менеджер по продажам должен быть активным, ярким и транслировать энергию на окружающих — и хорошо знать продукт. Он умеет вести переговоры — не по скриптам, интуитивно понимает, как правильно.

Менеджер гибкий, адаптивный, знает продукт, понимает конкурентов, рынок и тенденции.

Его задачи:

  • вести переговоры,
  • выполнять планы/KPI.

Его главные софты — эмпатия и интуитивное понимание потребностей клиентов.

Когда я начинала работу, мне нужно было вести таблички, делать презентации, строить воронки. Сейчас менеджеров от этого освобождают — меньше рутины, больше энергии на переговоры и успешные сделки.

Ведущий менеджер

Здесь менеджер работает с клиентами категории А, выстраивает долгосрочные отношения и фокусируется на точечной клиентской базе. У него уже десятки, а не сотни клиентов, и взаимодействие с ними длится не одну-две недели, а один-три года.

На этом этапе важно не только продавать, но и быть экспертом — понимать специфику каждого клиента и предлагать индивидуальные решения.

Тимлид

Управляет небольшой командой от двух до пяти человек. Максимум, по моему опыту, — 10 человек.

Тимлид передаёт опыт сотрудникам, обучает, персонально курирует их развитие и распределяет обязанности.

Он переходит от 100% времени на работу с клиентами до:

  • 60% персональной работы с менеджерами: аналитика, обратная связь, 1:1;
  • 20% с клиентами;
  • 20% самообучение.

Бывают перегибы до 100% работы с командой, но это приводит к тупику. Тимлид несёт ответственность за результаты не только свои, а всей группы — поэтому, если не заниматься аналитикой, клиентами и взаимодействием с руководством, команда и специалист ни к чему не придут.

Про клиентов: если группа ведёт категорию В, то и тимлид должен работать с ней, но выбирать тех, кто приносит больший чек группе.

Руководитель отдела продаж

Когда тимлид готов к большему — руководить не одной, а несколькими группами, он приходит к руководству с предложением.

В крупных компаниях грейдирование происходит раз в полгода-год, а у каждой должности свой временной промежуток.

В небольших компаниях проще и одновременно сложнее — если есть перспектива, то рост получается быстрее. Если структура не предполагает, можно долго оставаться в роли тимлида и выгореть, если не получится вырасти. Тогда сотрудник меняет профессию и завершает путь в продажах.

Но часто всё-таки всё получается. Тимлид становится РОПом и начинает управлять несколькими группами.

Индивидуальная работа с сотрудниками остаётся, но уже менее частая и глубокая. 1:1 обязательно нужны — если в команде 20–30 человек, встречи ставятся раз в месяц-полтора.

РОП — не только переговорщик и продавец, но и маркетолог, пиарщик, отчасти юрист, а ещё и HR-менеджер.

Его задачи:

  • Управление данными и статистикой. Настраивать аналитику по каждому менеджеру, оценивать глубину воронки продаж и принимать решения на основе данных.
  • Работа с клиентами. Участвовать во встречах с клиентами, вести своих клиентов и выезжать на встречи вместе с сотрудниками.
  • Управление персоналом. Понимать Трудовой кодекс, управлять конфликтами, мотивировать и обучать команду.
  • Прокачивать управленческие навыки. Узнавать новые, повышать скилы для работы с клиентами, сотрудниками. Проходить обучение МВА или на курсах, например, в Практикуме.
  • Разработка маркетинговых стратегий. Настраивать воронки входящих продаж, взаимодействовать с маркетингом и PR.
  • Быть Human Resource экспертом. Оформлять профили вакансий для job-порталов, понимать, как состоят воронки отбора, проводить собеседования, как давать обратную связь кандидатам и вводить в должность, адаптировать и онбордить.

Руководитель отдела продаж должен иметь хорошую насмотренность. Быть обучаемым, уметь перерабатывать и структурировать большие объёмы данных.

Нужно прокачивать и продуктовые компетенции — разбираться в юнит-экономике и строить PNL.

Мой опыт: кейсы и факапы

Кейс: Аналитика

Напомню факт со старта своей карьеры: я работала с цифрами в ручном режиме — начиная от листочка и ручки до CRM.

Поставили годовую цель — X миллиардов рублей.

Что я сделала:

  • декомпозировала задачу;
  • построила несколько гипотез по мероприятиям;
  • по ним поняла, какие сроки реализации и средние чеки получим по каждой гипотезе — чтобы реализовать план.

Так нам с командой стало ясно, сколько нужно провести мероприятий, чтобы привести нужных клиентов.

В гипотезах учли, что у каждой категории клиента свой срок принятия решения:

  • А клиенты – от одного года до трёх лет;
  • Б клиенты – от 1 до 6 месяцев;
  • С клиенты – от одного дня до месяца.

План проработали по частям. Нужных клиентов собрали, план реализовать удалось.

Кейс: со 100 миллионов до миллиарда

Иногда амбиции собственников могут убить бизнес и потерять команду. CEO на стратсессии озвучил сотрудникам план продаж в миллиард рублей — был ноябрь. Прежний план — 120–200 млн.

Повысить план в 5 раз за год — это too much. Тогда СМО запросил не 80 тысяч, а 3–5 миллионов рублей в маркетинг. Собственник отказался, в результате команда ушла и не принесла даже тех денег, которые были по текущему плану.

Это история, когда РОП не выполнил план продаж. Как можно было сделать по-другому:

Владелец бизнеса предоставляет ресурсы — РОП их оценивает — декомпозирует — выдвигает гипотезы – прорабатывает их. Например:

  • с каким количеством людей план будет выполнен,
  • сколько сотрудников нужно набрать,
  • сколько привести клиентов — какой категории и средним чеком;
  • какой бюджет на маркетинг и пиар.

Если эти показатели входят в юнит-экономику, включают фонд оплаты труда (ФОТ) — не только оклад, проценты но и налоги, — РОП озвучивает собственнику:

— Да, я могу это сделать при таких условиях.

Такой подход действует в больших компаниях от 500–1000+ человек.

Бонус: про конфликты

Не только РОП, любой руководитель должен уметь управлять конфликтами. Решать их нужно вовремя — чтобы избежать эмоционального выгорания команды, которое всегда снижает производительность и часто приводит к конфликтам.

Усталость или выгорание

Руководитель должен знать ожидания своих сотрудников, уважать их границы, знать мотивацию. У каждого мотивация разная — кто-то работает, чтобы вырасти до руководителя, а кому-то важно заработать столько денег, чтобы не работать в старости. Вариантов масса, руководитель должен быть в курсе мотиваций и поддерживать желание команды работать.

Важно понимать, что менеджеры по продажам — люди горячие, эмоциональные экстраверты. Без конфликтов тут не будет, специалисты часто устают, а это благодатная почва для разногласий и столкновений интересов.

Проблемы с бонусами или клиентской базой

Когда сотрудник узнаёт, что у коллег больше бонусов или клиентов, это однозначно приведёт к конфликту.

Такое чаще бывает в небольших компаниях, где нет прозрачного алгоритма бонусной системы. Когда он продуман и от сотрудников ничего не утаивают — минус одна причина для конфликта. Команда должна чувствовать доверие и к коллегам, и к руководителю, и к компании в целом.

Вариант с клиентской базой может иметь место и в крупной компании. Здесь тоже нужна прозрачность. Руководитель должен спокойно объяснить — учитывая характер сотрудника, — почему клиент не может быть передан в твою базу. Такое может быть, например, если менеджер узнал, что его коллеге передали клиента более высокой категории.

Примеры объяснения руководителя:

  • Чтобы перейти в категорию с другими клиентами, нужно знать, что это за клиенты, как они покупают. Перед тем как получить таких клиентов — развивай насмотренность, изучай их поведение, спрашивай у коллег.
  • Клиенты категории А — Enterprise-сегмента — разрабатываются годами. Смена менеджера у такого клиента затормозит процессы, замедлит подписание договора, что негативно отразится на бизнесе.
  • С клиентами В и С сделки проходят быстрее и часто в понятные сроки, проценты по ним регулярные.
  • Чтобы начать работать с клиентом, нужно провести с ним 10–15 встреч за год. Именно так формируются отношения менеджера с клиентом. Так менеджер будет понимать, как коммуницировать и какой подход нужен.

И главный вопрос: «А зачем тебе вообще этот клиент?»

И, исходя из ответа сотрудника, уже оперировать данными, информацией, аргументами.

Если РОП не знает, как себя вести при конфликте и как его решить, — лидерская позиция пострадает.

Люди тянутся к сильным людям. Кто-то хочет стать похожим на руководителя, а кому-то достаточно тянуться и разделять ценности, равно относиться к задачам.

Но руководитель проявляет слабость, когда избегает конфликтов. Так появляются серые кардиналы.

Когда РОП — не лидер, людям всё равно нужен ведущий. Везде должен быть свой Моисей. Если это не руководитель, им станет подчинённый. Бывает, что руководителю ок, но он должен знать, как управлять своим серым кардиналом.

Сотрудник может не хотеть публичности, но знает продукт, умеет коммуницировать, поэтому становится лидером. Если РОП не знает, как управлять, и слаб в коммуникации — найдётся тот, кто сильнее.

Такие конфликты — очень серьёзны. Есть примеры, когда команды уходили с серым кардиналом, и рушился бизнес.

Как управлять конфликтами

  • Не допускать

Идеальный вариант. Руководитель должен предусмотреть все конфликты, открыто разговаривать с каждым сотрудником. Я всегда спрашиваю: «Как с тобой можно, а как нельзя?» Это складывается в инструкцию с правилами коммуникации с командой.

  • Уметь разбираться в причинах

Если конфликт уже произошёл, РОП анализирует, опрашивает команду — важно понимать причину. Здесь помогает и знание сотрудников, понимание их мотивации и границ.

  • Не плодить конфликты

Каждый конфликт снижает эмоциональный фон в команде. Если не проработать результаты и не устранить причины — атмосфера будет становиться напряжённее, могут возникать новые конфликты. Всё это снижает скорость оборота, результаты команды страдают.

Изучать конфликтологию, участвовать в управленческих поединках. Прорабатывать эту мышцу с наставником, ментором или приходить на группы, где этот навык качается.

Конфликтология — настольная книга для РОПа.

Ещё способ — поработать с HR BP, пусть он составит план проработки или выступает в роли ментора по конкретным рабочим ситуациям.

На курсах для руководителей и программах МВА почему-то управлению конфликтам посвящают не так много времени, как нужно. Хотя этот навык нужен для любого управленца.

Разобрать любую сложную управленческую ситуацию 1:1 можно на курсе Практикума «Руководитель отдела продаж». На онлайн-воркшопах и реальных кейсах мы помогаем студентам пройти путь не только в управлении командой, но и по остальным навыкам из этой статьи.

55
22
1 комментарий

Карьерный путь менеджера по продажам обычно включает в себя четыре роли: стажер, менеджер по продажам, ведущий менеджер и руководитель группы. - тут еще важно чтобы была достаточная мотивация, потому что иногда можно больше заработать продавая как простой менеджер.

1
Ответить