Студия, небольшая продуктовая команда или корпорация: где работать дизайнеру

Студия, небольшая продуктовая команда или корпорация: где работать дизайнеру

Привет! меня зовут Лена Рамазанова, я дизайнер продукта в Авито Недвижимости. Новички в профессии часто хотят попасть на стажировку в крупную компанию.

Отчасти это оправданное решение — в корпорациях есть стабильность и понятный карьерный путь. Но у студий и небольших продуктовых команд тоже есть преимущества — в этом я убедилась на собственном опыте.

В статье расскажу о задачах, процессах и особенностях работы в крупных компаниях и студиях, чтобы начинающим дизайнерам было проще определиться с местом работы и понять, какие навыки там можно получить.

Дизайн-студия — разнообразные задачи и непростые процессы согласования

Студия или агентство — это бизнес, который делает дизайны для заказчиков. У дизайнеров в агентстве есть возможность попробовать себя в разных задачах, проектах и определиться с интересной сферой — всё это даёт быстрый профессиональный рост.

Работа иногда может быть напряжённой из-за переработок, не самой большой зарплаты и нестабильных заказов. Однако студии всё ещё остаются «кузницами кадров».

Больше двух лет я работала в агентстве, которое занимается консалтингом и разрабатывает продуктовый дизайн для компаний. Команды агентства в основном занимались проектами из определённой сферы.

Дальше расскажу про особенности работы в разных типах компаний. Учту как более положительные моменты, так и то, что может не понравиться.

👍 Что классно в работе

Гибкость команд. Чаще всего штат состоит из дизайнеров разных уровней, арт-директора, менеджеров и иногда исследователей.

👉 Дизайнеры — основная рабочая единица студии. От подготовки дизайнера зависит уровень задач. У новичков больше рутины вроде подготовки спецификаций, вёрстки макетов. Опытные дизайнеры занимаются более сложной работой — придумывают дизайн-концепции и презентуют идеи заказчикам.

👉 Арт-директор — отвечает за качество работы, развитие, мотивацию и сплочённость команды дизайнеров.

👉 Менеджеры отвечают за поиск новых клиентов, пресейл, коммуникацию с заказчиками, сроки.

🔍 В студии может быть несколько команд, разбитых по направлениям, или одна, как, например, в бутик-агентствах, которые сотрудничают с ограниченным количеством заказчиков.

Несмотря на количество команд агентства, специалист из одного отдела не будет заниматься однотипными проектами — у дизайнеров есть ротация в другие команды. Такая гибкость нужна, чтобы никто не остался без задач, если в других проектах есть горящие сроки.

Разнообразные задачи. Самое классное, что из-за интенсивной работы и меняющихся заказчиков, в студии есть возможность попробовать себя в разных задачах. За короткое время можно поработать над адаптивами, спецификациями или сделать полноценную дизайн-концепцию. Один из моих проектов — редизайн сайта:

Редизайн сайта для магазина МТС 
Редизайн сайта для магазина МТС 

Клиенты из разных сфер. Это помогает узнать, какие продукты бывают на рынке, в чём их особенности, и понять, что интересно именно тебе.

За время работы в агентстве (2 года и 10 месяцев) я успела сделать проекты для фуд-ритейлеров, финансовых сервисов и маркетплейса электроники. Ещё один мой проект — интернет-банкинг:

Интерфейс интернет-банкинга для юридических лиц. Данные ненастоящие 
Интерфейс интернет-банкинга для юридических лиц. Данные ненастоящие 

Ещё один плюс — отсутствие рамок в виде дизайн-системы. В студии можно делать масштабные проекты, придумывать концепции и закладывать в них свои идеи. Иногда это могут быть даже задачи, связанные с созданием новой дизайн-системы для продукта, что помогает прокачать ряд навыков.

В дизайн-студии я занималась всем: помогала с развитием и масштабированием дизайн-концепции на все сценарии сервиса, писала спецификации перед разработкой, делала концепции и презентовала их заказчику.

👎 Не так классно

Непростые процессы согласования со сторонними командами. В больших проектах на одном из этапов к работе подключается команда разработки: это может быть команда студии, заказчика или сторонняя фирма на аутсорсе.

Они не участвуют на первых этапах проработки макетов, а подключаются уже ближе стадии реализации. Тут могут возникать проблемы.

Например, если разработчики — такая же команда на аутсорсе, то выстраивать диалог с ними может быть нелегко. У них есть свои задачи, которые не всегда согласовываются с нашими. Из-за этого сроки могут растягиваться.

Если это разработка со стороны клиента — тут тоже может быть сложность. Например, корпоративная культура компании клиента может отличаться от вашей. Тогда дизайнеру нужно быть довольно гибким и коммуникативным, чтобы договориться о финальном результате, который удовлетворит все стороны проекта.

Мало погружения в бизнес заказчика. Сфера влияния дизайнера зависит от заказчика и проекта, но почти всегда есть недостаток понимания продукта, отсутствие доступа к метрикам и глубоким исследованиям.

Исключением может быть работа на аутстафе, то есть в команде клиента.
В этом случае дизайнер погружается в продукт, сидит в офисе с остальной продуктовой командой и включается во все процессы.

В остальных ситуациях ответственность дизайнера часто заканчивается в момент, когда проект завершён и передан на разработку. Что будет дальше — не всегда понятно.

Работы могут уйти «в стол». У меня немало успешных проектов, но некоторые из них не получилось запустить по независящим от нас причинам. Разработка может не вернуться с готовым решением, и продукт просто не дойдёт до продакшена.

А ещё был случай с приложением программы лояльности для одного крупного заказчика. В компании поменялось руководство, приоритеты изменились, поэтому наш проект оказался не нужен.

Небольшая продуктовая команда — однотипные задачи и тщательное планирование

Тут я буду говорить про небольшую команду внутри корпорации, которая не связана с другими проектами компании. В одной из таких я работала дизайнером продукта.

Я начала работать в продукте, когда ему было около пяти лет и примерно двести человек в компании.

👍 Что классно в работе

Много взаимодействия с коллегами. Главное отличие дизайнера в продукте от дизайнера в студии — большое количество коммуникаций. Специалист должен общаться с продуктом, разработкой, другими дизайнерами, иногда — с маркетингом и пиаром. И при этом — последнее слово остаётся за дизайнером.

В хорошем продукте менеджер не станет навязывать решение, а будет приходить с проблемами и обсуждать варианты с дизайнером.

Работа спринтами и ритуалы. Как и в любой продуктовой компании, работа идёт спринтами по одной-две недели, а для синхронизации друг с другом сотрудники устраивают встречи.

Есть классические ритуалы для продуктовой команды: планирование задач на спринт, груминги — регулярные встречи с разработкой для обсуждения задач перед передачей им, ретро в конце каждого спринта.

Свои ритуалы есть и для команды дизайнеров:

👉 Общая большая встреча для всех дизайнеров продукта, где они делятся своими наработками, обсуждают макеты и задачи.

👉 Встречи более узким составом, где встречаются дизайнеры команды одного направления.

👉 Регулярные дизайн-демо, где дизайнеры рассказывают о своей работе остальной команде: продакт-менеджерам, аналитикам и всем, кто захочет послушать.

👉 Встречи 1:1 со своим руководителем, чтобы обсудить задачи или просто поговорить. Это классный формат, который создаёт безопасное пространство, где каждый может поделиться проблемами и попросить совета.

Большая сфера влияния. Чем выше грейд, тем больше ответственности лежит на дизайнере. Например, арт-директор и лид влияют на команду и своё направление, а не только на локальный продукт.

Сотрудник более высокого грейда может понять, что из цепочки работы над проектом команду дизайна нужно исключить совсем, потому что она не нужна. И привести аргументы в пользу своей позиции стейкхолдерам.

Есть возможность внести свой вклад в развитие целого продукта. В относительно маленьких компаниях есть возможности для работы над дизайн-системой для следующих поколений сотрудников.

В таких компаниях ещё не сформировались правила, рамки, регламенты, и каждый дизайнер делает свой вклад. Например, продумывает принципы и компоненты, которыми будут пользоваться все сотрудники компании.

👎 Не так классно

Не полностью укомплектованные команды. В данном случае дизайнер работает внутри продуктовой команды, которая занимается отдельными направлениями большого продукта. Основные члены продуктовой команды: продакт-менеджер, дизайнер, разработчики, тестировщик.

Бывает, что кого-то из команды временно нет, и тогда происходит следующее:

👉 Может возникнуть очередь из входящих задач, и сроки проектов начнут растягиваться. Например, если для работы с продуктом вам нужно провести интервью с пользователями — вы пойдёте к исследователю.

В небольших продуктах они работают со всеми командами. Поэтому приходить с задачей нужно сильно заранее, иначе можно попасть в очередь из входящих задач и нарушить сроки.

👉 Иногда, дизайнер отвечает за исследования или тексты сам. Так бывает, если редактора или исследователя вообще нет в команде или кто-то уволился, и на его место пока не нашли другого человека.

Задачи из одной сферы. Дизайнер в небольшом продукте работает только в рамках определённого направления. Хотя масштаб и сложность его задач могут быть совершенно разными: от дизайна макета для A/B-тестов — до полноценных концепций развития продукта или новой большой фичи.

Но сотрудник всё равно всегда живёт по правилам дизайн-системы и общих паттернов продукта.

Корпорация — много встреч и большая сфера влияния

Сейчас я работаю в Авито, и для примера корпорации возьму эту компанию. Авито — большой продукт с горизонтальными и вертикальными командами.

Вертикалями здесь называют крупные направления бизнеса: например, Недвижимость, Товары, Услуги.

Горизонтали — платформенные продукты, которые нужны всем пользователям площадки и всем вертикалям, например, сценарии верификации или система рейтинга продавцов.

👍 Что классно в работе

Укомплектованные команды. В компании работает десяти тысяч человек, которые могут соприкасаться своими задачами, поэтому процессы здесь выстроены не так, как в агентстве или небольшом продукте.

👉 В Авито много дизайнеров, а у каждой продуктовой команды есть свой исследователь и редактор. Это отличает корпорацию от других компаний.

👉 Ещё здесь есть отдельная дискавери-команда, куда входят: дизайнер, менеджер, аналитик, исследователь и редактор. Эти роли были и в небольшом продукте, но там не было общих процессов, о которых расскажу ниже.

Кросс-функциональность. Из-за организационной специфики в Авито есть много задач, которые пересекаются с другими вертикалями или горизонталями. Это подталкивает дизайнера изучать опыт других команд и переиспользовать решения.

Например, я работаю над сервисом для агентов по недвижимости. У него есть своя специфика, но глобально, мы переиспользуем платформенные решения из других вертикалей и добавляем туда точки входа, релевантные именно для наших пользователей.

Возможность инициировать проекты. Сфера влияния дизайнера в корпорации тоже зависит от его уровня. Чем сильнее дизайнер, тем больше он влияет на продукты и процессы в компании.

В Авито приветствуются любые инициативы. Можно предложить что-то в своём продукте или юните, который объединяет несколько продуктов одного направления.

Можно приносить что-то и в дизайн-систему или организовывать мероприятия для дизайнеров. Такие активности всегда находят поддержку в команде — культура Авито к этому располагает.

Например, моя коллега-дизайнер рассказывала, как они инициировали и запускали новый продукт.
✍ Статья: «Инсайты о продавцах — как мы запускали мультиобъявления на Авито»

👎 Не так классно

Очень много общения и встреч. У дискавери-команды есть свои процессы и встречи. Например, мы разбираем и грумим задачу не вдвоём с менеджером, а всей командой: обсуждаем, что нужно исследовать и как будем измерять результат. А ещё такие встречи помогают генерировать больше идей и рассматривать задачу под разными углами.

Из-за того, что компания большая, у нас проходит больше встреч для синхронизации, чем в небольших продуктах и студиях, и такое может подойти не всем. Например, у дизайнеров есть синк командой вертикали, встречи с дизайнерами своего направления и большие встречи раз в две недели, куда приходят все дизайнеры Авито.

30% моего рабочего времени занимают встречи.

Большинство коллег привыкли к такому формату, поэтому коммуникация между сотрудниками здесь налажена. А вот, например, в небольшом продукте постучаться дизайнеру из другого продукта было непросто, даже если наша работа пересекалась.

Встречи занимают немало времени, но без них нельзя.

Это хороший способ узнавать, что происходит у коллег из других продуктов, и идти к большой общей цели — делать дизайн консистентным и удобным для пользователей.

✍ Подробнее о встречах писали в статье: «Дизайнер Авито о том, как ловить фан в продуктовых процессах»
✍ О том, как синхронизироваться в большой команде, можно почитать в материале: «Дизайн-культура в Авито: как работать слаженно, если вас 100 человек»

77
11
11
11