Как дать обратную связь, чтобы она побудила человека к действиям?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель в НИУ ВШЭ и MOOVE в Сколково. Сегодня рассказываю, что делает фидбек результативным.

Как дать обратную связь, чтобы она побудила человека к действиям?

Типичная ситуация в офисе: открыто окно, вы замерзли. «Чета холодно» — говорите вы и не получаете никакой реакции. Коллега, который сидит у окна, почему-то его не закрывает.

По сути «чета холодно» — это та же обратная связь, и ее можно сделать гораздо более эффективной с помощью одного банального инструмента — управленческого воздействия.

Используйте управленческие воздействия!

Когда вы даете обратную связь, мало поделиться своим видением ситуации. Люди далеко не всегда сконцентрированы на том, что вы говорите: человек может не догадаться, что ему нужно что-то сделать.

Вы должны четко дать понять, чего именно вы ждете от собеседника. Это и называется управленческим воздействием.

Например, в ситуации с окном, стоило сказать: «Чета холодно. Можешь, пожалуйста, прикрыть окно?»

Как сформулировать управленческое воздействие?

Вернемся к общему алгоритму формулирования обратной связи. Чтобы она была эффективной, следуйте по шагам:

  1. Определяем факт, который нас не устраивает
  2. Определяем суть управленческого воздействия, то есть как ситуация должна измениться
  3. Определяем форму управленческого воздействия
  4. Выбираем формулу обратной связи

В прошлой статье я рассказывал, как грамотно формулировать факт, на который вы даете обратную связь. Прочитайте, чтобы понять, какая обратная связь не вызывает сопротивления.

А чтобы выбрать управленческое воздействие, спросите себя — чего я хочу от человека, как должна измениться ситуация?

В зависимости от намерений и серьезности ситуации можно выбрать один из следующих вариантов:

1. Просьба

Помните, что просьба предполагает, что на нее можно отказать. Если вы хотите мягко высказать свои ожидания, она подойдет. Не забудьте про слово «пожалуйста». А если вы беспокоитесь, что просьба неловкая, можете добавить право на отказ:

— Можешь, пожалуйста, задержаться после работы, чтобы объяснить мне, что происходит в этой табличке? Если тебе нужно бежать, тогда без проблем поговорим завтра.

2. Приказ или требование

Эта форма не предполагает места для выбора, так вы четко даете понять, что отказ не приемлем. Например:

— Закончи отчет до конца дня.

3. Вопрос

Использование вопросов — мощный способ воздействия. В зависимости от задачи, есть разные варианты:

  • Закрытый вопрос, требующий ответа «да» или «нет», удобен для уточнения деталей: «Получится не ставить мне встречи после 17:00?»
  • Альтернативный вопрос помогает дать выбор: «Ты возьмешь клиента А или клиента Б?»
  • Открытый вопрос помогает выяснить картину мира собеседника: «Какие у тебя идеи по привлечению финансирования?»

2 важных нюанса:

  1. Управленческое воздействие должно быть всегда одно — лучше выразить одну ключевую идею, чтобы человек конкретно воспринял ваш запрос.
  2. Управленческое воздействие должно быть всегда в конце — так обратная связь будет более логичной и сильной по посылу.

Если вы хотите постоянно пополнять арсенал своих инструментов коммуникации, подписывайтесь на мой VC и тг-канал «Осознанные коммуникации», там я разбираю жизненные кейсы, делюсь стратегическими идеями и даю прикладные приемы для достижения выгодных договоренностей. Управленческое воздействие: переходите по ссылке и подписывайтесь!

1212
3 комментария

Точнее будет "Как дать ОС, чтобы она не побудила чела к неправильным действиям"))

Разве смысл не тот же?

1