Больше попыток — лучше результат

Больше попыток — лучше результат

Звучит логично. Почему же так много людей бросают начатое, только попробовав и потерпев неудачу? На пути повторений и шлифовки навыков расставлены ловушки. Чтобы не попасть в них, нужно обладать правильным настроем.

Эта статья будет полезна всем, кто хоть раз разочаровывался в себе, сдавался после нескольких попыток и воспринимал неудачу как неизменный результат. То есть практически всем, кто что-то делал и чему-то учился.

Всё дело в первичной установке

В книге «Гибкое сознание» профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк говорит, что у людей может быть либо фиксированное (и таких большинство), либо гибкое сознание.

Первые верят, что их способности детерминированы и не поддаются изменению. Как правило, они избегают сложных задач, боятся неудач и критики, ведь это подчёркивает их личный потолок, выше которого якобы не прыгнуть. Фиксированное сознание мешает росту.

Вторые, напротив, верят, что способности — количественная характеристика. Её, в отличие от цвета глаз, можно изменить, приложив усилия. Неудачи для таких людей — тренажёры, возможности для роста. Обладатели гибкого сознания открыты конструктивной критике, учатся на своих ошибках и пробуют, пока не получится.

Эти первичные установки влияют на успех в образовании, работе, бизнесе и личной жизни. Хорошая новость: их можно изменить. «Что поделать, такой уж я» можно превратить в «Не получилось — сделаю вывод и попробую ещё». Но не всё так просто.

Что не даёт поменять установку

Больше попыток — лучше результат

В первую очередь мешает боязнь критики и, как ни странно, умение оценивать себя. Кэрол Дуэк приводит в пример младенцев, которые учатся говорить и ходить, не глядя на странные сочетания звуков, падения и синяки.

Пока ребёнок не знаком с понятиями «странно» и «косолапо», он делает как получается. В его системе координат просто нет понятия «а что подумают другие». Безмятежная пора заканчивается с усвоением социального конструкта «правильно/неправильно».

Это не значит, что мы должны игнорировать нормы общества и мнение окружающих. Напротив, они помогают нам сформировать стандарты морали, научиться объективно оценивать свои поступки. Но, увы, фидбэк от других людей часто бывает неконструктивным. Из-за этого мы ещё в детстве — кто-то меньше, кто-то больше — начинаем бояться ошибок и избегать их.

Чтобы собирать обратную связь и всегда быть на связи с коллегами, мы в Мегаплане выпустили новый инструмент для бизнес-аналитики и командной работы — настраиваемый рабочий стол. С помощью умных дашбордов удобно контролировать результаты всей компании или только своей команды: собрать на одном экране все важные отчёты, ключевые показатели эффективности и отслеживать их изменения в реальном времени.

Обновляемая лента активности тут же показывает, чем занимаются сотрудники прямо сейчас: над какими задачами работают, что обсуждают и как планируют рабочее время. Ленту можно скрыть, если важно сконцентрироваться на отчётах. Или включить, когда снова захочется с головой погрузиться в рабочую суету. Узнайте подробности и попробуйте бесплатно!

Но вернёмся к нашей теме. Как проявляется страх ошибок? Человек обходит стороной задачи, в которых может ошибиться. А потерпев фиаско, старается абстрагироваться от него, вместо того чтобы сделать полезные выводы. Эта модель поведения закрепляется, становится привычкой и частью личности.

Перфекционизм, болезненная реакция на критику, подавленная пытливость — вот что усвоили некоторые из нас в невинном возрасте. Но если так случилось, худшее, что можно сделать сейчас, — винить близких за то, что они что-то недодали, чему-то не научили, пестовать свои обиды и замораживаться в этом.

Сейчас модно «прорабатывать» родителей и детские травмы. Они действительно могут быть источником стереотипов и страхов. Но что теперь? Оправдывать этим все свои ошибки? Баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: «Ты не неудачник, пока не начнёшь обвинять в своих неудачах других».

Будьте честны с собой: если нас чему-то не научили в детстве или вузе, мы почти всегда можем научиться этому сейчас. Сами. Можем стать лучше, умнее. Изменить привычки, карьерный трек и саму жизнь.

Джон Максвелл в книге «Как превратить неудачи в ступени к успеху» рассуждает о том, что отличает успешных людей от обычных. И приходит к выводу, что главное отличие не в воспитании, богатстве, возможностях или отсутствии трудностей, а в отношении к неудачам. Они — неотъемлемая часть жизни, и относиться к ним стоит не как к результату, а как к процессу, который может привести к успеху. Ошибки нужно использовать для обучения и корректировки прицела.

Либо талант, либо усилия

Больше попыток — лучше результат

«Если это твоё, то всё получается легко» — стереотип, остановивший на пути к успеху многих людей. Идёт с трудом? Значит, Вселенная даёт тебе знак: не бейся лбом о стену.

Но на деле и усилия, и способности — части фундамента одного дома. Причём первое часто более важно, чем второе. Одарённый спортсмен, пропускающий тренировки, однажды уступит менее талантливому, но старательному сопернику. Это справедливо и для других сфер. Между способностями и достижениями пропасть — мост через неё строят именно усилия.

Есть много талантливых людей, о которых мы никогда не узнали бы, если бы те не пробовали снова. Клайв Льюис, Агата Кристи, Герберт Уэллс, Стивен Кинг и Джоан Роулинг — все эти писатели получили десятки отказов от издательств, прежде чем смогли напечатать будущие бестселлеры.

«Я промахнулся 9000 раз за свою карьеру. Проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел поражение снова и снова, и поэтому я достиг успеха!» — подумайте, как высоко Майкл Джордан оценивает роль неудач в своей карьере.

Ваша борьба может идти не на баскетбольной площадке, а на сцене перед аудиторией, в учебной аудитории, в незнакомом софте или языке программирования, в новой сфере, в ночной тишине наедине с собой. Где бы она ни шла, попробуйте ещё.

Много не всегда хорошо

Больше попыток — лучше результат

Вы наверняка слышали высказывание, что для достижения успеха в любой сфере вам нужно посвятить ей 10 000 часов. Эта, на первый взгляд, безобидная гипотеза опасна.

Может показаться, что 10 000 часов не так много — ну годик занятий по вечерам пару раз в неделю. На самом деле, чтобы набрать такое время, занимаясь по часу каждый день без пропусков, нужно 27 лет! А чтобы уложить десятитысячный норматив в четыре года, придётся тратить по 7 часов ежедневно!

Когда человек подсчитает это, его ждёт разочарование: придётся либо растянуть освоение навыка на много лет, либо вкалывать каждый день, как на второй работе. Многие на такое не готовы. И правильно! Потому что так много времени в большинстве случаев и не нужно.

Откуда тогда взялись эти цифры? Их приводит Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры», ссылаясь на чужое исследование. В нём изучали скрипачей в Берлинской академии музыки. Но вот в чём подвох: музыканты начинали учиться там с 5 лет и уделяли этому большую часть времени. Так что уже к 20 годам «элита» наигрывала по 10 000 часов.

Эта теория работает для узких, высококонкурентных ниш и абсолютных высот в них. Причём некоторые сферы требуют гораздо больше вложений. Но для 99% занятий, профессий и навыков нужно в сотни и тысячи раз меньше времени.

Чтобы освоить новое на уровне «хорошо», нужно в среднем 20 часов занятий, — считает Джош Кауфман, евангелист самообразования, автор книги «Сам себе MBA». Всего по 40 минут в день на протяжении месяца — и вы уже достаточно хорошо умеете делать что-то новое. Главное — практиковаться регулярно, не пасовать перед сложностями и правильно воспринимать неудачи.

Что же делать: учиться долго или ограничиться 20 часами? Ни то ни другое: пробовать нужно столько, сколько понадобится для успеха.

А главное — делать это умно.

  • Проводите работу над ошибками. Учитывайте опыт, корректируйте действия. Повторение — мать учения, попытка не пытка, а рыбка из пруда добывается трудом. Но количество попыток должно подкрепляться их качеством.
  • Считайте, стоит ли игра свеч. Возможно, потратив уйму времени и сил, вы достигнете цели. Но что, если это потребует столько ресурсов, что станет нерациональным?
  • Сформируйте реалистичные ожидания. Память, внимание и скорость мышления в 50 лет не те, что в 25. Закладывайте посильные сроки и объём работы.

Как пробовать снова и снова

Больше попыток — лучше результат

Определитесь с направлением и развивайтесь в нём. Брюс Ли говорил, что не боится того, кто изучает 10 000 разных ударов. А вот того, кто повторил один удар 10 000 раз, боится. Копайте не вширь, а вглубь. Это сложно людям-сканерам, но по-хорошему, чтобы достичь успеха, нужно выбрать одну область или несколько комплиментарных и развиваться в них. Не получится быть одновременно хорошим психологом и умелым печником. А вот поменять направление, даже так радикально, вполне возможно.

Воспринимайте любой навык как набор алгоритмов. Разбейте его на составные части и осваивайте одну за другой. Кэрол Дуэк подчёркивает, что если кто-то может делать что-то без усилий или с минимальной подготовкой, то это не означает, что другие не способны научиться делать так же и даже лучше. Это важно: многие люди уверены, что раннее проявление умений говорит о таланте и перспективах человека. Но это не так.

Проработайте травмирующий опыт. Подрывало ли что-то вашу веру в себя? Например, вас предали, уволили, отчислили из вуза, унизили? Осознайте, что это событие не определяет вашу личность и всю будущую жизнь. Подумайте, как вы можете использовать его для роста: чему научиться, что усилить, где усмирить внутреннего самозванца.

Полюбите ошибки. Научитесь видеть в них подсказки и ориентиры. Ошибаясь, вы просто получаете совет, как делать не стоит, а не клеймо неудачника. Попробуйте отслеживать ошибки и свою реакцию на них. Записывайте этот опыт, чтобы отслеживать прогресс.

Пробуйте. Учитесь и снова пробуйте. И у вас обязательно получится!

Послесловие

Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Не только работы касается, а вообще любых навыков в жизни: от вождения автомобиля до занятий боксом. Первое — это ставить цель на будущее занятие, что я буду отрабатывать и на чем будет мой фокус. После делать ревью: что получалось, а что нет, разбирать ошибки. И обязательно записывать. Я, например, отправляю сообщение, где всё это фиксирую, тренеру в «Вотсап». Выглядит смешно, конечно. Я даже не уверен, что он читает. Скорее, это нужно мне самому: очень полезно, если хочешь прогрессировать, а не стоять на месте. При таком подходе количество обязательно перейдёт в качество. Проверено на себе.

Начать дискуссию