Встретились как-то авиатор, сомелье и агроном — и запустили ИТ-проекты в Сбере

Истории наших коллег о кардинальной смене сферы и переходе в IT, поиске себя, детских мечтах и работе над собой.

Встретились как-то авиатор, сомелье и агроном — и запустили ИТ-проекты в Сбере

Карьерный путь — это не всегда «учёба, работа по специальности, повышение». Иногда, чтобы расти как профессионал, нужно сделать несколько шагов назад и начать что-то новое с нуля.

В статье наши коллеги из IT, которые пришли в профессию неожиданно и по разным причинам, рассказали о своём пути: кто-то давно хотел стать инженером, а кто-то просто захотел изучить что-то новое.

Сергей Маркевич
Data Engineer в команде продуктовой аналитики SaluteEye

Я мечтал быть инженером с детства: обожал поезда, корабли и самолёты. Свои фантазии я воплощал в конструкторе. Естественно, я поступил учиться в институт гражданской авиации на инженера.

Мечта стать инженером сбылась!
Мечта стать инженером сбылась!

На 4 курсе я год проработал на заводе. Платили мало, и интересной инженерной работы не было — только перспектива ремонтировать вертолёты. Поэтому я бросил и авиацию, и институт.

В тот период жизнь проседала по всем фронтам. Однажды я задумался, как мне изменить жизнь, начать всё сначала. Пришёл к мысли, что надо уезжать в другой город, но не знал куда. И тут мне предложили работу в сфере ритуальных услуг в Великом Новгороде.

Родные были в шоке от моего выбора, но тогда мне казалось это интересным. Работа в таком месте отрезвляет, снимает розовые очки и помогает расставить приоритеты.

За 7 лет я смог дорасти до директора кладбища. Затем мне захотелось каких-то изменений, и я задумался о том, как войти в IТ. После кладбища я год работал на стройке и по вечерам разбирался в программировании.

Пока самообучался, узнал о «Школе 21» — это бесплатная школа цифровых технологий от Сбера. Прошёл отборочный этап, занимался по 11 часов каждый день и попал на основной. В процессе потратил свои сбережения, переехал на время в Казань, ещё год посвящал всё время учебе и не работал.

«Школа 21» — это волшебное место! Я общался с интересными людьми, которые тоже пришли, чтобы изменить свою жизнь.

После окончания обучения я попал в первую волну стажировок. Сначала было немного волнительно: не понимал, пройду дальше или нет. Я администрировал базы данных, решал задачи по организации потока данных — с каждым месяцем уверенности в своих силах становилось больше. В начале было не по себе от процессов большой компании, но я быстро освоился.

Потом пошёл на собеседование в Сбер на позицию стажера Data Engineer — и меня приняли! Я сразу же полетел в Москву: мне 31, а радовался как ребенок, что снова стал инженером, как и мечтал в детстве.

Серьёзное фото в первый день в Сбере
Серьёзное фото в первый день в Сбере

В итоге меня взяли в штат, и я уже 2 года работаю над применением искусственного интеллекта в продуктовой аналитике. Хочу быть высококвалифицированным инженером в сфере работы с языковыми моделями: например, GigaChat. Уверен, что мне предстоит ещё много интересного сделать и узнать!

Александр Запрягаев
Фронтенд-разработчик

С детства меня интересовали технологии и компьютеры. В школе я помогал настраивать оборудование и программное обеспечение, во дворе с друзьями создал собственную локальную сеть на несколько домов. Потом учился на инженера-конструктора по целевой программе и пошёл работать на предприятие по профилю. Но выбрал направление, которое связано с информационными технологиями.

На авиационном заводе я 6 лет работал в отделе главного конструктора, разрабатывал 3D-модели агрегатов вертолёта. Было приятно осознавать, что я принимал участие в создании модификаций самого массового вертолёта в мире, который используется во всех сферах применения авиации.

Проектирую вертолёт на заводе
Проектирую вертолёт на заводе

Потом я перешёл в IT-подразделение завода и проработал там 3 года. Одной из моих задач была поддержка пользователей на третьей линии по системам автоматизированного проектирования. Я создал скрипты для автоматической настройки ПО и подготовил детальные инструкции для первой линии поддержки и пользователей. Так я смог освободить время, сконцентрироваться на других задачах и параллельно изучать программирование.

Благодаря этому стал внедрять собственные программы для улучшения своей работы и работы коллег. В мои обязанности входило администрирование сервера лицензий инженерного ПО. Клиенты периодически сталкивались с недоступностью лицензий, а инструментов для анализа их использования не было. Я написал программу, которая анализировала логи использования сервера, сохраняла статистику и отображала текущие данные в удобном виде. Это позволило перераспределить разные типы лицензий среди пользователей и вовремя выявлять потребность в их закупке.

Я решил переехать в Москву, чтобы устроиться в IT-компанию. Перед отъездом коллега посоветовал «Школу 21». Она только открывалась и я попал в первую волну. «Школа» работает круглосуточно, без выходных и каждый выбирает удобный график. Я был из тех, кто использовал почти всё доступное время. Нет менторов и учителей, студенты самостоятельно учатся и обмениваются опытом.

В офисе «Школы 21»
В офисе «Школы 21»

Самые яркие впечатления остались от отборочного этапа. Задания с короткими дедлайнами выдавались каждый день. Выполнять их было сложно, независимо от того, есть опыт или нет. Это было время, когда каждый выжимал из себя максимум усилий и переживал весь спектр эмоций от работы в IT.

После обучения я пришёл в Сбер, в команду «Витрина» отдела «Новая дистрибуция». Работаю здесь почти 5 лет. В начале карьеры занимался задачами на бэкенде и фронтенде. Со временем команда изменилась, и остались только несколько человек без фронтенд-разработчиков. Задач было много и надо было разделить обязанности, поэтому руководитель предложил, чтобы кто-то из оставшихся взял на себя эту роль. Я согласился и с тех пор сконцентрировался на фронтенде, который мне по-прежнему интересен.

Я хорошо осознаю потребности клиента, а знания в разных сферах и глубокое понимание продукта помогают совместно с командой находить подходящие решения. Кроме дальнейшего развития навыков разработчика, думаю о том, чтобы сместить фокус на управление командой.

Вера Вербицкая
Сampaign-менеджер, СберСпасибо

На последнем курсе института я ездила на экскурсию на винодельню к подруге, которая там работала. Тогда я подумала — почему бы не пойти изучать вино? Прошла ознакомительный курс в школе сомелье, который длился месяц. Мне понравилось, и я решила остаться на полное обучение. В это время выпускалась из Горного университета в Санкт-Петербурге: получала профессию геодезиста. В итоге между геодезией и вином выбрала второе.

Пошла работать кавистом в винотеку и через два года стала управляющей. Потом — менеджером по продажам в виноторговой компании, работала с барами и ресторанами. Мне всё нравилось, но постоянное общение с людьми и бесконечные рассказы про вино тратят много ресурса. Наверное, это и привело к выгоранию.

Я видела, как все вокруг уходили в IT. Пока работала менеджером в виноторговой компании, по вечерам и в выходные изучала Python, SQL, аналитику. Учиться было интересно, и мозг хорошо воспринимал информацию. Немного помогали отголоски моего технического образования и сильная мотивация: очень хотелось сменить сферу.

Я откликалась на разные вакансии Сбера на карьерных сайтах: в итоге мне написали рекрутеры из СберСпасибо и пригласили на собеседование.

Уже больше года я работаю в Сбере. Мы собираем клиентов, которые подходят под наши рекламные коммуникации, и через систему для рассылки отправляем уведомления. Работа на стыке маркетинга и IT: динамичная, даже немного творческая. У меня совсем нет ощущения рутины.

В офисе Сбера есть разные локации — некоторые очень креативные
В офисе Сбера есть разные локации — некоторые очень креативные

Как-то на экранах в офисе я увидела рекламу, что можно стать амбассадором Сбера. Со студенческих времён осталось желание быть активистом, решила попробовать. Для этого нужно пройти два онлайн-курса: базовый и продвинутый. На них объясняют, как вести социальные сети, создавать личный бренд, говорят про продвижение и контент. Многие амбассадоры выступают на форумах, представляют Сбер как спикеры. Так я приобрела еще одну роль — лайфстайл-блогера, который рассказывает о жизни офисного сотрудника.

Алиса Малых
Менеджер по процессам, Сбербанк Онлайн

Со школьных лет я активно развивалась в молодежной политике: «Движение Первых», «Росмолодежь», «Россия — страна возможностей». Потом пошла учиться на программу «Менеджмент креативных проектов» в РАНХИГС, где работала в президентской академии и была ответственным секретарём студенчества. Например, я организовала мероприятия: от образовательных форумов до концертов «СтудВесны», «Мисс РАНХИГС».

Выступаю на конференции в РАНХиГСе
Выступаю на конференции в РАНХиГСе

В IT я попала случайно. Откликалась на вакансии и отправила резюме в Сбер на координатора дирекции цифровых программ. Мне перезвонили спустя пару дней — это была классная возможность, от которой я не хотела отказываться.

Было одно короткое собеседование по телефону и одно в SaluteJazz — это сервис для видеоконференций от Сбера. Попала стажёром в команду Дирекции цифрового бизнеса, а потом внутри департамента перешла в продуктовую команду приложения Сбербанк Онлайн.

Мне не надо уметь кодить, но в работе важно понимать основы банковских и IT-процессов. Часто мучаю коллег вопросами о том, как всё устроено изнутри приложения, чтобы понять, что возможно сделать, а для чего нужно приложить немного больше усилий. Например, чтобы запустить секретную фишку в Сбербанк Онлайн, сейчас разбираюсь со схемой процессов.

Мне нравится офис Сбера и то, что можно работать на удалёнке. А ещё нравится подход: атмосфера творчества в разумных рамках. У меня отличная команда, и мне, как молодому специалисту, есть, с кого брать пример.

Александр Войтенко
Руководитель направления

До IT я работал в агрохолдинге, за мной были закреплены хозяйства: Орловская область, потом Курская. Контролировал выполнение сельхозработ и соблюдение технологий. Например, была программа, в которой в реальном времени можно посмотреть, как ездит трактор, не пропустил ли он кусочек поля, соблюдал ли скорость. Я работал по графику хозяйства, поэтому с конца июля до октября был без выходных.

Через этот вход я попадал на работу каждый день
Через этот вход я попадал на работу каждый день

Был случай на работе, после которого я решил, что надо двигаться в IT. Я написал анализ нескольких тракторов и расписал логику. Пока писал, понял, что мне интересно дорабатывать программу — и захотел сам научиться это делать.

Сначала я купил онлайн-курсы по языку Java в игровой форме. Потом наткнулся на информацию про «Школу 21». Подал заявку, отработал две недели и сразу начал ходить в «бассейн» — это отборочный интенсив, где погружали в программирование. Задача на день — выполнить новые задания, которые открывались утром, и проверить вчерашние.

Поначалу не все получалось, но в итоге я прошёл «бассейн» и начал заниматься в «Школе 21», а через год отправил резюме в Сбер и попал на стажировку в проект, где работаю до сих пор.

Сейчас я занимаюсь бэкенд-разработкой: создаю новые фичи, исправляю баги, пишу тесты и выкатываю их на стенды. Тут нет рутины, которая есть во многих профессиях, задачи не повторяются. Планирую углублять знания в технологическом стеке, с которым работаю — особенно интересно изучить архитектуру приложений. Я доволен тем, что решился на этот переход.

Менять сферу и идти во что-то новое и незнакомое — страшно, но это нормальная часть пути. Если истории героев вдохновили вас на перемены, переходите на наш карьерный сайт и откликайтесь на вакансии.

1010
22
22
22 комментария

Работа на кладбище это жесть конечно.... Но все сейчас в итоге идут в айтишку

3
Ответить

Согласны, работать на кладбище непросто! Но ещё сложнее — менять сферу деятельности

1
Ответить

обучаясь виноделию, главное не увлечься, поэтому действительно полезнее переходить в IT, соблазнов меньше

2
Ответить

Согласны!)

Ответить

Круто, что после стажировок вы реально берете на работу 👍

2
Ответить

Да, многие стажёры в итоге попадают в штат.

Ответить

чувак-авиатор явно к успеху идет 😁

2
Ответить