«Встроиться» — тайный рецепт успеха в карьере и бизнесе

Если внимательно присмотреться к любой истории успеха: личности, компании или продукта – вы обнаружите повторяющуюся закономерность: умение «встроиться» в уже существующую среду, становясь её органичной частью.

Алексей Переведенцев
Люблю находить обходные и короткие пути в бизнесе, чтобы получить большой результат малыми усилиями

Что значит «встроиться»?

Согласно толковому словарю, «встраивать» – значит возводить или помещать что-то внутри или среди чего-либо.

Это способность гармонично вписываться в уже имеющиеся структуры: профессиональные сообщества, деловые круги, социальные сети, экономические или политические системы.

Суперкомпетенции и роль «системной платы»

Идея встраивания подсказана книгами и публикациями Александра Кравцова – ментора, автора бестселлеров Следующий уровень, Найди ментора, Персональная стратегия, Персональная инфраструктура и Русский нетворкинг. На своём канале (https://t.me/kravtsovmentor) Александр описывает уровни компетенций: базовые, специализированные и суперкомпетенции:

  • Базовые компетенции — фундаментальные навыки.
  • Специализированные компетенции — повышенная экспертиза в конкретной области.
  • Суперкомпетенции — умение работать с системами: их создание, модерация, модернизация, ликвидация, реанимация и т. д. С максимальной широтой применения.

Человек на уровне суперкомпетенции становится системной платой к которой подключаются другие люди. Он встроен в среду, а другие люди — в него. Он приносит пользу множеству людей и сам становится ценной частью системы.

Иерархия нетворкинга: покровители, соратники, помощники

В контексте нетворкинга Кравцов предлагает рассматривать своё окружение через призму иерархии:

  • Те, кто выше нас: наставники, покровители, менторы. Они имеют больше ресурсов, возможностей и опыта.
  • Те, кто на одном уровне с нами: соратники, партнёры, которые разделяют наши ценности, обмениваются идеями и оказывают взаимную поддержку
  • Те, кто ниже нас: наши помощники, последователи и исполнители, те, кто помогает реализовывать наши замыслы.

В идеальной системе «встраивания» мы одновременно играем все три роли для разных людей. Мы получаем знания и поддержку от тех, кто стоит выше, обмениваемся идеями и сотрудничеством с равными и помогаем тем, кто нуждается в наших ресурсах или опыте. Так формируется устойчивая экосистема: мы даём и получаем, а потоки ценностей идут во все стороны.

Подробнее о компетенциях, создании персональных стратегий, о том, как заниматься нетворкингом по-русски, строить связи и встраиваться в социально-деловую среду, можно прочесть в «Русском нетворкинге» Александра Кравцова и его других работах.

Пример Ганди: встраивание в готовый контекст

История Махатмы Ганди – наглядная иллюстрация. Он не действовал в вакууме:

Ганди получил юридическое образование в Лондоне и поехал по делам в ЮАР к местному бизнесмену. По дороге его выкинули из поезда, как «цветного» — и так началась история. Местный бизнесмен познакомил его с «цветной» элитой — он подключился к существующей сети контактов и идей – встроился.

Вернувшись в Индию, Ганди нашёл поддержку и покровительство в лице профессора Гопал Кришна Гокхале, котрый представил его членам Индийского национального конгресса и ввёл его в индийскую политическую жизнь. Ганди вновь «встроился» в сложившуюся экосистему, усиливая её своими идеями и методами ненасильственного сопротивления. Политические процессы, к которым он присоединился, уже шли своим чередом много десятилетий

Подробнее об этом периоде можно узнать из фильма «Ганди» (1982) с Беном Кингсли.

Маркетинг и продажи: встраивание в существующий спрос

Принцип встраивания работает и в сфере продаж, рекламы, маркетинга. Мы не создаём спрос из ниоткуда, а опираемся на уже существующие потребности:

Исторический пример – Listerine. Реклама ополаскивателя для рта не придумала новую проблему, а встроилась в существующее желание женщин выйти замуж. Слоган «Часто подружка невесты, но никогда не невеста» намекал на то, что неприятный запах изо рта может стать незримым барьером к личному счастью. Таким образом спрос не создали, а просто встроились в реальную ситуацию, использовав существующую потребность – стремление к браку и хорошим социальным связям. Так родилась новая категория товаров.

Карьера и внутрикорпоративные связи

В карьере встраивание — это норма. Новый сотрудник встраивается в уже существующий коллектив под руководством начальника, взаимодействуя с коллегами и пользуясь помощью подчинённых (или младших коллег). А чтобы осуществить крупные изменения внутри компании, нужен покровитель на самом верху.

GR (Government Relations) и лоббирование: встраивание в KPI государства

Из лекции НИУ ВШЭ «GR и лоббизм в России. Реальные кейсы» Эдуарда Войтенко, генерального директора Baikal Communications Group, доцента кафедры рекламы и связей с общественностью факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ.

Очень вольный пересказ: для достижения своих целей (сохранения госзаказа, решения экологических проблем и т.д.) необходимо понять интересы всех сторон и показать, как ваш проект помогает им достичь их KPI. Это прямое применение принципа: «У вас есть проблема – у нас есть решение». Вы встраиваетесь вalready имеющуюся повестку.

Такая идея не нова: Карнеги писал, что чтобы влиять на людей, нужно говорить о том, чего они хотят, и показывать им путь к достижению их целей. Делая так, вы получаете желаемое и для себя.

Эдуард Войтенко и Анастасия Парфенчикова написали книгу «Лоббизм и GR: Понятия, функции, инструменты».

GR можно рассматривать как своего рода «маркетинг на стероидах», имеющий дело с крупными проектами и влиятельными игроками.

Бизнес-сват: встраивание партнёров друг в друга

Партнёрские отношения — это всегда взаимное встраивание. «Бизнес-сват» — человек, который целенаправленно «склеивает» проект из двух сторон, объясняя выгоды для каждого. Он помогает увидеть ценность там, где изначально видны лишь различия в опыте, культуре или профессиональных подходах и следит/сопровождает партнёрство, чтобы проект не развалился.

Например, одна компания может владеть технологией, а другая — иметь доступ к нужной аудитории. Без посредника они могут и не понять, чем полезны друг другу. Я так однажды соединил HR-агентство и digital-маркетинговую компанию. Одни страдали от неэффективных старых методов, другие имели новый крутой инструмент, но не умели говорить на языке кадровиков. Обе стороны встроились друг в друга и решили актуальную проблему рынка.

Как устраивать такие «склеивания-встраивания» — вопрос для дальнейшего совместного изучения.

Как удачно встроиться и найти себе место?

  • Проанализируйте окружающую среду: кто выше вас, кто рядом и снизу. Кто в вашем окружении может стать наставником, кто может быть равным партнёром, а кто нуждается в вашей помощи и мог бы помогать вам.
  • Определите их интересы, цели и задачи.
  • Встраивайтесь в их процессы: предлагайте решения — достигайте своих целей, помогая достижению целей каждой стороны вашего окружения. Если окружения, которое может помочь вам в достижении целей, нет — создайте.

Умение встроиться и быть «системной платой» – это шанс получить большой результат малыми усилиями или, наоборот, большими усилиями и ресурсами – совершить чего-то действительно значимое.

Другие практически идеи читайте у меня на канале:

11
Начать дискуссию