Каршеринг Ситидрайв открыл школу СТО для бесплатного обучения автомехаников

Рассказываем, как сделали 3 месячный курс для автослесарей.

Каршеринг Ситидрайв открыл школу СТО для бесплатного обучения автомехаников

Залог успеха каршеринга — оперативное и качественное техническое обслуживание автомобилей. Ситидрайв с автопарком более 19 000 машин открыл для этого собственные станции технического обслуживания: по одной в Москве и в Санкт-Петербурге. В мае 2024 года добавилась третья московская станция, расположенная на мощностях Toyota. В сумме это 2 500 квадратных метров производственных площадей, на которых обслуживается более 300 автомобилей в сутки. В 2024 году компания также вышла на рынки Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, доведя общее число городов присутствия до пяти. Стремительная экспансия поставила перед HR-командой серьёзный вызов — обеспечить достаточный штат квалифицированных специалистов. В статье HR бизнес-партнёр Ситидрайва Настя Зильбер рассказывает, как компания решила эту задачу и создала собственную школу автослесарей, а также поделится первыми результатами этой инициативы.

Для начала давайте разберёмся, что происходит на рынке труда специалистов автомобильного бизнеса. По данным «Авито Работы», в 2024 году число вакансий увеличилось на 57% относительно 2023 года. Не отстала и заработная плата: финансовые ожидания у сотрудников этой сферы выросли на 28%.

Дефицит опытных специалистов сравним с ситуацией на рынке IT. А укомплектовать штат исключительно молодыми кадрами — большой риск. Обучение и контроль неопытных сотрудников потребовали бы значительных ресурсов от опытных мастеров, отвлекая их от основных обязанностей.

Как в Ситидрайве решили открыть школу автослесарей

В начале 2024 года генеральный директор СТО Ситидрайва Антон Постнов захотел проверить эффективность обучения начинающих специалистов. В качестве пилотного проекта были приняты на работу 3 выпускника профильных колледжей. Они прошли трёхмесячный курс обучения, включающий как теоретическую подготовку, так и практическую работу под руководством опытных мастеров. По итогам обучения все трое успешно показали себя, продемонстрировав достаточный уровень компетенций для самостоятельной работы. В результате студенты остались работать в компании, продолжая развивать свои навыки и внося свой вклад в работу СТО.

Андреев Андрей, трудоустроившийся студент: «Мой путь в Ситидрайве начался с рассказа друга, уже работавшего на СТО. Тогда я учился в ТПСК им. В.М. Максимчука и искал возможности профессионального роста — после встречи с HR-командой и директором СТО меня пригласили на стажировку. С первых дней я почувствовал себя частью сильной и дружной команды — мастера Сергей и Валентин на протяжении полугода терпеливо делились своим опытом и знаниями, обучая меня. Сегодня, полгода спустя, я полноценный автослесарь, моя работа приносит мне огромное удовольствие!»

Успех пилотного проекта по обучению студентов вдохновил нас на создание Школы СТО Ситидрайва — программы подготовки автослесарей.

«По нашим данным, на одного автослесаря одновременно приходится до десяти предложений о работе. Мы наблюдаем растущий спрос на специалистов СТО, который продолжит увеличиваться из-за роста автопарка каршеринговых компаний и развития других автомобильных направлений. Поэтому мы считаем особенно важным создавать подобные проекты и для всего рынка в целом, и для каршеринга в частности,» — комментирует Любовь Шокина, директор по подбору персонала Ситидрайва.

Как формировалась программа обучения

Перед созданием школы СТО мы провели тщательный анализ рынка существующих курсов для автомехаников: многие программы не давали чёткого понимания объёма и содержания обучения, а некоторые предлагали уровень подготовки в непрофессиональных мастерских-гаражей. Более того, все подобные курсы были платными. Наша задача состояла в создании совершенно нового продукта — эффективной и, что немаловажно, доступной для всех желающих программы обучения. Для достижения этой цели мы привлекли опытного эксперта в сфере образования, Марию Иванову, чьи методические знания и опыт стали основой для разработки программы.

«‎Я была приятно удивлена таким современным подходом Ситидрайва к существующей проблеме нехватки квалифицированного персонала. Получить профессию и устроиться в крупную федеральную компанию на работу после бесплатного обучения — это уникальный шанс,» — отмечает Мария.

Результатом более 450 часов работы стала трёхмесячная программа обучения автослесарей, в основу которой лёг наш девятилетний опыт обслуживания автопарка каршеринга. Программа построена на 9 учебных модулях, продолжительность каждого из которых составляет от 10 до 18 часов:

  • техника безопасности;
  • методика решения проблем;
  • рулевое управление;
  • подвеска и колеса;
  • система тормозов;
  • климат-контроль;
  • двигатель и его системы;
  • трансмиссия;
  • техническое обслуживание.

Каждый из блоков включает в себя часы самостоятельного изучения теории на онлайн-платформе, разбора трудных схем или модулей на уроках в аудитории и, конечно же, практики. Например, модуль «двигатель» — это глубокое погружение в работу двигателя внутреннего сгорания и его систем: от поршней и клапанов до охлаждения и впрыска топлива. Студенты научатся диагностировать и устранять неисправности, понимая взаимосвязь всех компонентов для бесперебойной работы двигателя.

Обучение проходит на открытой в мае 2024 года СТО в Москве, расположенной на 84-м километре МКАД. Ранее станция была площадкой для внутренних тренингов сотрудников Toyota. Подробно, как устроена эта СТО, мы ранее рассказывали в статье на VC.

Каршеринг Ситидрайв открыл школу СТО для бесплатного обучения автомехаников

Занятия ведёт инженер-тренер с более чем тридцатилетним опытом работы в автомобильной сфере. Сергей Мирошин — замечательный учитель и чуткий наставник, он постоянно совершенствует свои знания, регулярно проходит курсы повышения квалификации, аттестации и практические тренинги на новых моделях у ведущих дилеров. Прежде чем возглавить школу СТО, Сергей проработал в компании мастером цеха. Ещё на этапе наполнения программы материалами, фотографиями, схемами и видео было очевидно, что Сергей — профессионал своего дела, болеющий машинами и знающий о них если не всё, то 99%.

Каршеринг Ситидрайв открыл школу СТО для бесплатного обучения автомехаников

По окончании обучения выпускникам будет предложено пройти собеседование в одну из трёх станций технического обслуживания Ситидрайва, продемонстрировав свои навыки диагностики и ремонта неисправностей. Для сотрудников СТО в компании предусмотрен социальный пакет: страхование от несчастных случаев, 50% скидка в нашем сервисе, доступ к программе BestBenefits и возможность карьерного роста до мастера цеха или бизнес-позиции в отделе операций.

Запуск образовательной программы и первые ученики

30 октября мы впервые анонсировали запуск школы в наших социальных сетях и готовились стартовать с таргетированной рекламой. В первые сутки я постоянно обновляла счётчик пришедших заявок: очень боялась, что их окажется слишком мало. Через 2 дня стало ясно, что таргет запускать не нужно: я не верила своим глазам, но количество откликов составило 212 человек — у нас был конкурс более 12 человек на место!

Хотелось, чтобы будущие студенты познакомились с преподавателем, побывали на месте обучения и чуть больше узнали про сам курс, поэтому мы организовали день-знакомство. Пригласили всех, кто жил в Москве или области, имел водительские права категории Б и минимальный опыт работы с авто. Собралось 48 человек. В конце встречи мы провели экскурсию по станции, а также попросили выбрать наиболее удобное время для занятия.

Каршеринг Ситидрайв открыл школу СТО для бесплатного обучения автомехаников

Так собралась первая группа из 22 человек, выбравших наиболее популярный временной слот. Студенты занимаются 3 раза в неделю — с 18:30 до 21:30. За первый месяц занятий доходимость составила 77%: “потерялись” 5 человек. Ребята пришли учиться без большого опыта в ремонте и обслуживании авто: например, кто-то ни разу не менял масло. Среди группы есть как студенты профильных вузов, так и уже работающие в совсем параллельных сферах, средний возраст —31 год. Особенно радует, что у нас есть и девочки! Получилась очень разная по опыту, но сплочённая команда :)

Будущее проекта

Школа СТО успешно функционирует уже шесть недель. После завершения первого этапа обучения мы собрали ценную обратную связь от студентов, выявив несколько аспектов для усовершенствования. Например, необходимо детально знакомить учеников с функционалом онлайн-платформы в начале курса — не все смогли самостоятельно с ней разобраться. Также стоит продумать организацию практики таким образом, чтобы занятия шли в более ускоренном темпе — соберём дополнительные макеты или придём к расширению штата преподавателей.

Главное, что не может не радовать — горящие глаза студентов, которые мы видим на каждом занятии. Ребята с интересом обсуждают материал, принимаются за работу над Франкенштейном, моделью настоящей подвески, которому предстоит ещё не раз сломаться, а затем — починиться под внимательным взглядом Сергея, нашего преподавателя.

В планах — тесное сотрудничество с профильными колледжами. Сейчас мы ведём активные переговоры для реализации совместных образовательных проектов и постоянного взаимодействия со студентами.

Я верю, что школа СТО станет эффективным решением проблемы нехватки квалифицированных кадров. Этот проект — инвестиция в будущее, гарантирующая постоянный поток высококвалифицированных специалистов. Следующий набор мы планируем провести 20 февраля 2025 года, также в планах расширить географию — запустить курс и в других городах нашего присутствия. Если вы или кто-то из друзей хочет попробовать себя в новой профессии — оставляю ссылку на предварительную регистрацию. Учитель Сергей и подвеска Франкенштейн будут ждать вас на занятии 💚

11
Начать дискуссию