Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Расскажу про подход, который позволил мне построить успешную карьеру, никогда не засиживаясь в офисе допоздна.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

В восемь утра Алексей уже сидел за ноутбуком. К шести вечера он успел поучаствовать в семи созвонах, ответить на 50 писем и заполнить три еженедельных отчета. День выдался продуктивным – по крайней мере, так казалось. Но когда его коллега Михаил получил повышение, Алексей искренне удивился. Ведь тот приходил на работу позже всех, обедал по полтора часа, а после обеда не всегда возвращался в офис.

За 20 лет работы в крупных компаниях я встречал сотни таких «Алексеев» – трудолюбивых профессионалов, которые застряли на одном уровне карьеры. И несколько «Михаилов», которые стремительно росли, хотя работали заметно меньше коллег.

Часто вспоминаю эту историю, когда ко мне приходят на консультации измотанные менеджеры и специалисты. Все они делают одну и ту же ошибку — пытаются впихнуть в свой день побольше задач, вместо того чтобы научиться работать меньше.

Сегодня расскажу про антитайм-менеджмент — подход, который позволил мне построить успешную карьеру, никогда не засиживаясь в офисе допоздна. Этот метод противоречит всему, чему учат гуру продуктивности. Но именно он помог многим моим клиентам получить повышение и увеличить доход, и при этом находить время на семью, хобби и отдых.

Почему классический тайм-менеджмент убивает карьеру

Возможно, вы уже пробовали внедрить какую-нибудь систему тайм-менеджмента. Начинали планировать каждый час, расставляли приоритеты по матрице Эйзенхауэра, мужественно старались не отвлекаться на почту... И что в итоге? Правильно — ничего не изменилось.

Я сам через это прошел. В юности пытался следовать всем канонам продуктивности: с горем пополам вставал в 4 утра, вел детальные календари, расписывал каждое занятие. Покупал специальные блокноты для планирования — и выкидывал их через год, с сожалением осознавая, что они были заполнены всего страниц на пятнадцать. Я быстро понял, что не могу эффективно работать, если не выспался, а попытки контролировать каждую минуту только добавляли мне стресса.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Все эти техники тайм-менеджмента решают неправильную проблему. Они учат выполнять больше задач за то же время. Но чем больше задач вы успеваете сделать, тем больше их становится. Это замкнутый круг, который ведет к выгоранию.

Разберу реальный пример. Как-то мне поручили организовать важное выступление моего руководителя. Я четко расписал все детали, план, параллельно созванивался с десятками организаторов и подрядчиков. Не спал несколько дней, боясь что-то упустить. И в этой суете я упустил самое главное — решил не сопровождать руководителя на мероприятие. Хотя, возможно, это единственное, что на самом деле надо было сделать. Результат — гневный звонок и слова «Сергей, я тебя уволю».

Это не единственный мой провал, но почему-то именно он мне запомнился больше всего. Это был мой персональный набат, звон колокола в голове. Момент полного краха. Парадокс в том, что я искренне верил, что делаю все возможное и делаю это хорошо. Мое вовлечение в рабочие процессы не прекращалось ни на минуту. У меня были огромные внутренние амбиции, и я считал себя большим молодцом.

Но реальность имела другое мнение. Я перестал видеть, чего от меня хотят на самом деле. Я совершал одну ошибку за другой, регулярно получая выволочки. Это был настоящий снежный ком из колючей проволоки: чем больше двигался, чем больше пытался что-то исправить, тем сильнее запутывался в собственных ошибках.

Ну и как логичный итог — я заболел.

Тем не менее я сделал из этой истории некоторые правильные выводы. Проблема была не в том, что я ничего не успевал. На нормальной работе всё успеть невозможно. Я понял — если хочу быть успешным, надо концентрироваться на важном!

Главный принцип антитайм-менеджмента

Теперь мое главное правило в работе — делать как можно меньше. Звучит как фраза «Большого Нехочухи» из советского мультика. Но когда вы ставите себе цель минимизировать объем работы, то начинаете мыслить совершенно иначе, и плевать на то, как это формально называется.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Вместо вопроса «Как успеть больше?» спрашиваете себя:

  • Действительно ли эта задача нужна?
  • Кто еще может ее выполнить?
  • Как упростить процесс?
  • Что важнее: сделать идеально или сделать достаточно хорошо?

Вся суть такого подхода не столько про эффективность, сколько про то, чтобы перестать делать много дел и освободить время для самых важных.

Как работать меньше и успевать больше

Для меня основа антитайм-менеджмента — делегирование. Я передаю другим любую работу, которая не требует моего уникального опыта, постоянно повторяется или ее можно автоматизировать, и то, что не развивает меня профессионально. Также сокращаю задачи, которые демотивируют и вызывают скуку. .

«Но у меня нет подчиненных, кому передавать?!» — скажете вы. Понимаю, я тоже начинал без них. Но возможности для делегирования есть всегда.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

История из жизни: мой клиент Дмитрий работал младшим аналитиком. Каждый понедельник он тратил 3 часа на сбор данных из разных источников. Я посоветовал ему поговорить с IT-отделом. Выяснилось, что технари могут автоматизировать этот процесс за пару дней. Дмитрий сэкономил 12 часов чистого рабочего времени в месяц. Не берусь утверждать, но что-то мне подсказывает, что именно это и привело его к повышению в течение года.

Со временем привычка не делать то, что делать не хочется, эволюционировала и превратилась в мое супероружие. Стараясь избежать нежеланной деятельности, я освоил новое умение — делегировать задачи тем, кому они могут понравиться больше, чем мне, или хотя бы тем, кто способен их выполнить.

Помню случай из работы в самом начале моей карьеры, еще когда я работал на госслужбе. У нас была такая вещь, как «дежурство» — когда появляться на работе нужно было не позже 6 утра, а весь день подразумевал непрерывный анализ мировых новостей и составление коротких заметок. Я не умел и не хотел этому учиться. Да еще и докладывание этого всего высшему руководству тоже вызывало стресс. После очередного не очень удачного отчёта я начал искать выход. И нашел — в лице коллеги, которой были очень нужны деньги. Минус 20 долларов раз в несколько месяцев, и я забыл это страшное слово на Д. Делегирование в лучшем проявлении.

Кому можно делегировать

Посмотрите на ситуацию шире. Начните с агентств и подрядчиков — они уже получают деньги от компании, значит, можно расширить их зону ответственности.

Также не забывайте про стажеров и джуниоров — они жаждут опыта и готовы взять на себя базовые задачи. А вы получаете возможность развить навыки управления. Да, и иногда лучший способ освободить себя от рутины — это автоматизация. Потратьте день на написание скрипта или настройку автоматических правил, чтобы сэкономить месяцы ручной работы.

Затем присмотритесь к коллегам из смежных отделов. У них часто бывают схожие задачи, и вы можете предложить обмен: помогаете им с тем, что умеете лучше всего, они берут часть ваших рутинных обязанностей.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Почему отношения важнее задач

Особенно эффективно работает нетворкинг — умение выстраивать и поддерживать отношения. Когда просто приходишь «на холодную» к кому-то внутри компании и говоришь «вам надо сделать», в большинстве случаев тебя посылают лесом — у людей свои приоритеты и задачи. Конечно, можно пригрозить именем большого руководителя, но в долгосрочной перспективе это ни к чему хорошему не приведет.

Когда люди вас знают и хорошо к вам относятся, то запросы воспринимают не как обузу, а как возможность поддержать. В таких случаях нет необходимости давить авторитетом или напоминать о формальностях — коллеги сами готовы включиться, потому что доверяют вам и понимают ценность сотрудничества. Хорошие связи превращают любые задачи в совместную работу, где каждый заинтересован в результате. И это не пустые слова. Все 20 лет работы в разных компаниях у меня все работало именно так.

Контроль без маразма

Когда вы поручаете большую часть задач, важно не утонуть в контроле их выполнения, иначе зачем это всё, что я вам тут рассказываю. Я закрепляю в мессенджерах контакты людей «на контроле» и использую систему follow-up напоминаний. Подробнее о технике follow-up можно посмотреть здесь:

В любой делегируемой задаче я сразу обозначаю дедлайны и формат результата, провожу короткие синхроны вместо бесконечной переписки. Такой подход позволяет держать руку на пульсе и не скатываться в микроменеджмент.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Что нельзя делегировать — иначе будет худо

Есть три категории задач, которые НУЖНО оставить за собой:

  • Ваши уникальные компетенции — то, в чем вы по-настоящему сильны: проведение переговоров с важным клиентом, выступление от имени компании, подготовка и проведение презентации нового проекта. Собственно, это та работа, за которую вам платят деньги, и вы не должны перекладывать ее на неокрепшие плечи подчиненных.
  • Кризисные ситуации. Неважно, в чем заключается кризис — иск в суд, жалоба клиента, проблемы с финансами или командой — вы должны брать напряженную ситуацию в свои руки и управлять ею. Как правило, на начальной стадии практически любой кризис можно быстро решить — руководству для этого достаточно сделать пару нужных звонков. Но если «прохлопать» этот момент — может случиться цепная реакция и атомная война.
  • Ключевые отношения. Выстраивание прочных доверительных связей, в том числе с важными клиентами — это то, что просто невозможно делегировать, даже если очень хочется и можется.

Куда инвестировать освободившееся время

Делегирование создает пустоты в календаре. И это прекрасно! Теперь у вас появляется время на то, что действительно двигает карьеру вперед.

Первое и самое важное направление для инвестиции времени — значимые долгосрочные проекты. Стивен Кови прекрасно объяснил их важность через метафору с банкой. Представьте, что ваше время — это большая стеклянная банка. У вас есть крупные камни, мелкая галька и песок. Если сначала насыпать песок (текучку и срочные мелочи), затем гальку (задачи средней важности), то для больших камней (важнейших проектов) просто не останется места.

Но если действовать наоборот — сначала положить большие камни — и галька, и песок прекрасно заполнят оставшееся пространство. Точно так же работает и планирование времени. Начните с выделения времени на важнейшие проекты, а текучка каким-то образом утрясется сама.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Такими «большими камнями» в моей карьере были проекты, приносившие компаниям десятки миллионов долларов: изменения в законодательстве, получение налоговых льгот, запуск новых продуктовых линеек. Их невозможно реализовать за месяц или даже за год. Они требуют постоянного внимания и сфокусированных усилий. Но именно эти проекты становятся главными магнитами в резюме и основой для карьерного роста.

Нетворкинг и где его едят

Второе направление для инвестиции свободного времени — это нетворкинг. К сожалению, само слово сегодня изрядно опошлили. Для многих оно ассоциируется с навязчивым обменом визитками на бизнес-завтраках и разговорами с седовласыми миллиардерами, о которых они не просили. Но настоящий нетворкинг — это искусство выстраивания глубоких профессиональных отношений, и начинать нужно с того места, куда вы пришли работать работу.

На каждом новом месте я начинаю с составления «карты стейкхолдеров». В нее входят имена и должности людей, от которых зависит успех моих проектов. Это могут быть коллеги, партнеры, клиенты — все, кто принимают ключевые решения или могут повлиять на мою карьеру.

Карта стейкхолдеров — это ваш персональный список ключевых людей в компании и за её пределами, от которых зависит успех вашей работы и карьеры. В него входят не только руководители, но и коллеги из смежных отделов, неформальные лидеры, важные клиенты и партнёры. Для каждого контакта отмечаются его интересы, влияние на проекты и особенности взаимодействия. Такая карта помогает планировать коммуникацию, получать поддержку в проектах и выстраивать долгосрочные профессиональные отношения.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

В любой компании работают люди. У них есть свои проблемы, задачи, сложности, особенности и живность в голове. Когда мы общаемся формально — отправил запрос, получил ответ — это работает только для простых задач. Но когда вопрос достаточно сложный, гораздо проще поговорить с человеком один на один.

Приведу пример. Есть комплексный проект, в котором задействовано несколько разных департаментов, каждый со своими хотелками и скрытыми мотивами. Мне поручают подключиться к работе. Можно даже сказать, «лидировать». Вместо того чтобы написать большое письмо всем с перечислением задач, я иду и отдельно встречаюсь с каждым человеком. Проговариваю план действий, уточняю возможные возражения, выясняю, с какими проблемами могу столкнуться.

Таким образом, когда я возвращаюсь к рабочему месту и пишу то самое письмо, я уже точно знаю, какая будет реакция у каждого из коллег и как это все вместе работает. Подготовка занимает в разы больше времени, но зато весь проект сразу начинает движение.

Когда я работал в GR (Government Relations — управление взаимоотношениями между компанией и государством), у нас даже было такое правило-поговорка: «Если ты подал какой-то запрос в госорганы и не знаешь заранее, какой будет ответ, то ответ скорее всего будет НЕТ». Поэтому прежде, чем «писать на деревню дедушке», надо все тщательно согласовать со стороной-получателем. А для этого нужны прочные отношения. По большому счету внутри компании всё работает примерно также.

Так что, благодаря высвободившемуся времени, я мог себе позволить в неформальной обстановке регулярно встречаться с людьми, принимающими решения. Приглашать важных мне людей на обед, обсуждать с ними корпоративные новости за чашкой кофе, предлагать помощь в их проектах. Постепенно такие встречи переросли в доверительные отношения. И остались со мной на всю жизнь.

В итоге самые сложные и важные рабочие вопросы решались не за компьютером, а за столиком в ресторане. Это не только приятнее, но и в разы эффективнее. А если бы мой день был забит совещаниями и презентациями, то на поддержание таких связей у меня попросту не осталось бы времени.

Работа — не главное в жизни

Третье направление для инвестиции времени — баланс между работой и личной жизнью. Звучит банально, но именно здесь кроется один из главных секретов карьерного роста. Чрезмерная концентрация на работе приводит к профессиональной деформации и лошадиным шорам во взгляде. Даже если вы — трудоголик, который кайфует от работы, все равно нужно находить время для того, чтобы отключиться, дать отдохнуть голове и телу.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

В лучшие времена работы в найме я старался ходить в отпуск 7-8 раз в год. Все удивлялись: «Как ты это делаешь?» Просто. Я совмещал длинные праздники с несколькими днями отпуска. Новогодние каникулы, майские праздники, две недели стандартного отпуска, еще три-четыре небольших поездки по четыре дня. Получалось, что я как будто постоянно отдыхаю. И это очень сильно заряжало меня и балансировало мой подход к работе.

А еще все это — время, проведенное с семьей, походы в театр, путешествия, новые увлечения — не только отдых, но еще и инвестиции в ваш личностный рост. Широкий кругозор делает вас интересным собеседником. А это критически важно, когда вы движетесь вверх по карьерной лестнице.

На высоких должностях люди хотят окружать себя не теми, кто умеет говорить только о работе. Им интересны личности с богатым жизненным опытом и разносторонними интересами, и часто такие неформальные связи открывают новые карьерные возможности. В моей практике были случаи, когда человека не повышали просто потому, что у того был «взгляд в бинокль» и он жил только работой.

С чего начать прямо сейчас

Антитайм-менеджмент может показаться рискованным подходом. Не все руководители готовы принять сотрудника, который открыто заявляет о желании работать меньше. Но результаты потом говорят сами за себя.

Вот что я рекомендую для начала: выпишите те задачи, которые вас больше всего раздражают или которые хуже всего получаются. Постарайтесь от них избавиться.

Напомню, нас берут на работу за наши сильные стороны, а не за слабые. Если я плохо разбираюсь в финансах, вряд ли меня возьмут на финансовую позицию. А если я хорошо умею общаться и выстраивать отношения, то работа в PR — то, что нужно. Да, возможно, работая в PR, мне придется иметь дело с бюджетом и цифрами, но это, очевидно, будет моя слабая компетенция. Поэтому нужно попробовать скинуть с себя эту часть работы или хотя бы минимизировать ее.

Когда я начал меньше работать и больше времени уделять себе, произошли удивительные изменения. У меня появилось свободное время на то, что важно и интересно. А когда начинаешь делать то, что тебе важно и интересно, ты начинаешь кайфовать. Когда кайфуешь — настроение становится лучше. А когда настроение лучше, то и работа получается качественнее. Такая вот логическая цепочка.

Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем важнее становится умение работать меньше, но эффективнее. Топ-менеджеры и успешные бизнесмены не сидят над таблицами до ночи. Они создают системы, которые работают на них.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Не пытайтесь сразу перестроить всю систему работы. Начните с малого — найдите одну задачу, которую можно делегировать или автоматизировать, и посмотрите, как это изменит ваш рабочий процесс. Затем переходите к следующей задаче. Постепенно вы создадите свою систему антитайм-менеджмента, которая будет работать именно на вас.

Хотите узнать больше про то, как построить успешную карьеру, не жертвуя личной жизнью? Подписывайтесь на мой Телеграм-канал — там я регулярно делюсь подробными разборами реальных карьерных кейсов и новыми техниками построения отношений с руководством.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых
1616
22
11
11
реклама
разместить
19 комментариев

Жила на белом свете лошадь
И верила, что честный труд,
Ответственность и нрав хороший
Ее к успеху приведут.
Решив, что сделает карьеру
До гендиректора с нуля,
Она устроилась на ферму
Пахать и боронить поля.
И коль начальство что просило,
Ни разу не сказала «Нет!» –
Мешки на мельницу возила,
Когда был у других обед.
Хоть много раз ее хвалили
И бригадир, и главный сам,
Но сверхурочных не платили
И не отсыпали овса.
Но лошадь то не огорчало,
Она-то думала: «Вот-вот,
Уйдет на пенсию начальник,
Моя карьера вверх пойдет.
Ведь я же на счету хорошем,
Работаю усердней всех!» –
Еще сильней старалась лошадь
И предвкушала свой успех.
Да только всё не так сложилось –
Когда начальница ушла,
Распоряженье появилось
О назначении осла.
Сказал директор заму-крысе:
«Ослу бы только отдыхать.
А если лошадь мы повысим,
Кто будет за нее пахать?»
Потом повысили удода
И тьму других, в ком пользы нет.
А лошадь пашет год за годом
Без малого уж двадцать лет,
Но все не потеряла веры
Стать главной с помощью труда.
Да только вот трудом карьеру
Никто не сделал никогда.

© Автор. Олеся Емельянова. 2019 г

3

Как показывает практика- чтобы лениво работать, нужно в свое время очень усердно попахать))

3

Автор конечно молодец, но это всё работает только в крупных компаниях, где можно на кого-то скинуть работу. А что делать владельцу малого бизнеса, который сам и швец, и жнец, и на дуде игрец? Опять очередная теория для корпоративных небожителей...

3

Абсолютно верно, а если думать чуть дальше - тут учат паразитированию на том продукте, который создают трудоголики, т.е. как урвать протекающие между людьми и отделами их результаты труда.
Здоровый человек учится в корпорации работе (а не делегированию), чтобы потом построить своим трудом своё.

Если вы владелец малого бизнеса, можно делегировать часть работы персоналу. Не обязательно все делать самому. Поправьте, если я не прав.

Если мыслить глобально, то трудоголики — это те, кто просто не умеет делегировать или боится доверить что-то другому..

2

Звучит как вызов всей системе продуктивности, к которой нас приучали😅👌🏻 но на самом деле, в этом даже есть логика… чем больше себя нагружаешь, тем больше устаешь, тем меньше ты становишься внимательным на задачах, а это напрямую влияет на заработок

2