{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Путеводитель по синдрому самозванца: как его побороть. Часть 3

Никто не обязан решать проблемы в одиночку. Любая нормальная команда понимает: если кто-то «не вывозит» важную задачу, нужно помочь, иначе результат затронет всех. А «самозванец» получит жуткое обострение из-за ощущения провала. Озвучивайте проблему — и будете себя лучше чувствовать «во всех смыслах».

В статье вы найдете конкретные методики, как бороться с синдромом самозванца.

Иллюстрация Уляны Патоки

Вот мы и добрались к финальному эпизоду гайда по синдрому самозванца. В первой части мы поняли, что это, как проявляется, какие механизмы и ловушки кроются в нашем с вами сознании. Во второй части разобрали специфику этого коварного состояния в IT-сфере, поняли, почему его восхваление — это ошибка, а также обозначили базовые психоприемы в борьбе с ним.

Сейчас речь пойдет о том, что нужно самостоятельно сделать «счастливому обладателю» Impostor Syndrome, что должна сделать команда и компания-работодатель. При этом разберемся, почему всё это может не сработать, какие методы я считаю сомнительными, а чем охотно пользуюсь и могу смело советовать.

36 советов, что можете сделать лично вы

1. Напомню, главное, чего не стоит делать (но что мы упорно продолжаем делать), — сравнивать себя с другими людьми. Сравнивать есть смысл только с собой — что выучили, в чем прокачались, в чем просели за условные полгода. Звучит легко, но выполнить сложнее: мы автоматически обращаем внимание на то, что кто-то где-то преуспел, а мы нет.

Что даст вам сравнение с Илоном Маском, у которого сейчас Tesla летает где-то в космосе? Если уж сравнивать, то на сравнимых отрезках пути. Например, чем ваш кумир (которого вообще не стоит заводить) занимался, когда был на вашем уровне развития. И был ли он там вообще.

Также абсолютно бесполезно для осознания компетентности сравниваться себя со звездами из абсолютно другой сферы. Какая база сравнения? А если уж вас тянет к ним, берите пример с Томаса Эдисона, который невероятное количество раз пробовал создать лампочку и не считал свои неудавшиеся попытки провалом. Представьте, если бы его, Маска или Гейтса заел синдром самозванца и они тихонько сидели бы в Zoom-конференциях и не «отсвечивали».

2. Усвойте понятие «эксперта». Эксперт — это не тот, кто знает абсолютно все по теме. Да, он должен разбираться в глубинных основах, но детали иногда нужно изучать отдельно. И обновлять по ним знания. Так происходит в мире. Тем более, глобально люди могут не понимать, что делают, погрязая в операционных процессах. Не факт, что PhD знает больше, чем вы. Часто даже наоборот.

Развенчиваем мысль «Я плохо понимаю, что делаю — я не эксперт». Напоминаю августовский «шок-скандал-сенсацию», когда оказалось, что даже топ-менеджеры Google не совсем понимают, что у них происходит. Полегчало?

Кроме того, уместно напомнить знаменитую цифру — 90% стартапов проваливаются. И вы после этого считаете себя некомпетентным самозванцем?

Беспокойство о недостатке информации и знаний отчасти связано с новомодным термином fear of missing out. Он заставляет следить за всем и в итоге перегружаться информацией. Поймете, что это нездоровый перекос, уже получите маленькую победу.

3. Как это ни банально звучит: отловите нездоровые мысли и четко идентифицируйте: «О, опять пошло обострение синдрома самозванца». Уже одно осознание должно немного облегчить состояние. Пойманная мысль — это мысль, которой можно хоть частично управлять. Действует как нашатырь. Но не злоупотребляйте, а то потом многие так прикрывают свою лень и прокрастинацию (см. соответствующий раздел).

4. Уже упомянутый разработчик Игорь Кузьменко из Sidehide именно таким способом — осознанием и принятием — поборол синдром самозванца. Игорь рекомендует книгу «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи. Она поможет принимать и стоически воспринимать как данность многие явления: незнание языка, (не)заслуженное нахождение на конкретном месте работы и прочие вещи, которые обычно вызывают беспокойство. Заслужил ли я? Возможно да, возможно нет, но я уже здесь, а значит — улыбаемся, машем и работаем. Я еще эту книгу не читал, но у Игоря это сработало.

Самосознание здорово упрощает жизнь и помогает анализировать принятые решения, особенно если что-то пошло не так. Вот какие вопросы Игорь задает себе на «разборе полетов»:

  • Мог ли я что-то изменить?
  • Зависело ли что-то от меня?
  • Было ли достаточно времени, чтобы сделать все идеально?
  • Почему я не сделал что-либо из списка To Be Done?

5. Говорите вслух о проблемах, запрашивайте помощь и поддержку. Как вы помните из раздела о симптоматике и влиянии на работу компании, синдром самозванца может провоцировать завалы, овертаймы, срыв дедлайнов. «Самозванцы» не склонны коммуницировать и просить о помощи: ведь все узнают, что я не справляюсь! Поймут, что наняли меня по ошибке, а я всех обманул. Тем более, что наши люди боятся открыто говорить о проблемах.

Об этой особенности нашей ментальности не раз упоминали многие мои собеседники — стыдно, не солидно, что обо мне подумают? Поверьте, на международном уровне важна открытость. Будете молчать — сложится впечатление, что вы ничего не делаете. А уж когда проблема всплывет (а она всегда всплывает), то такой сотрудник точно никому не будет нужен.

Никто не обязан решать проблемы в одиночку. Любая нормальная команда понимает: если кто-то «не вывозит» важную задачу, нужно помочь, иначе результат затронет всех. А «самозванец» получит жуткое обострение из-за ощущения провала. Самое печальное, что в этом случае вина действительно будет на нем. Это уже будут реальные, а не надуманные проблемы. Озвучивайте проблему — и будете себя лучше чувствовать во всех смыслах.

6. В прошлом пункте речь шла о рабочих проблемах, косвенно связанных с комплексом самозванца. Но не менее важно открыто говорить о самом синдроме. Как это сделать, чтобы окружающие не покрутили пальцем у виска? Есть минимум два варианта:

Вариант 1. Когда вы столкнулись с ситуацией в конкретном рабочем процессе, которая резко повысила уровень «самозванца» у вас в организме, постарайтесь сразу развеять (или подтвердить — бывает и такое) подозрения. Выскакивать из-за угла перед начальником с криком «Я плохой работник» не стоит. Не пугайте — у него тоже нервная работа. К тому же руководитель тоже может чувствовать себя самозванцем. Все вопросы решать нужно цивилизованно и без агрессивных настроений.

Это трудно, но привыкайте к открытости. Например, вы обратили внимание на фразу, решение или событие, которые заставляют вас усомниться в своей компетентности. Просто подойдите к «источнику» и прямо уточните (можно даже полушутя): «Привет! Слушай, меня вот не включили в рабочую группу нового бизнес-процесса. Я уж начинаю думать, не пойти ли мне подучиться, чтобы набраться компетенций. Подскажи, пожалуйста, почему так?». Как правило, ответ и реальное положение дел будет отличаться от того, что вы себе надумали.

Расскажу свою небольшую историю, в которой переплелись импосторские мысли с «трудностями перевода». Произошла она в самом начале работы, когда мы только выстраивали коммуникацию.

Команда у нас была международная, учредитель — из Англии. Однажды в очередном daily update шеф написал, что ему не хватает коммуникации, синхронизации и фидбэка по работе нашего отдела. На несколько минут я упал в состояние «Все пропало! Он хочет сказать, что мы совсем ничего не делаем». Чтобы не терзаться сомнениями, переспросил: «Ты имеешь в виду, что от нас нет нормальной обратной связи? Или что показатели плохие?». Все оказалось намного проще. Он ответил: «Ни то ни другое. Вы просто в командном чате по-русски говорите, непонятно что у вас вообще творится».

Какие можно сделать выводы? Позорище и стыдоба: в порыве рабочих страстей мы забыли о правилах элементарной кросс-культурной коммуникации — говорить на одном понятном всем языке. Если бы не спросил, до следующего совещания взращивал бы в себе IS по полной программе.

Вариант 2. Клуб самозванцев. Возможно, в команде есть люди, которые чувствуют то же, что и вы. Поговорите с ними: ощущение того, что вы не один такой, помогает почувствовать себя лучше. Если нет возможности обсудить это в команде, посмотрите на тематические сообщества. Сейчас несложно найти единомышленников, которые смогут сказать: «I know that feeling». Сложно другое — сделать первый шаг, говорить об этом решаются далеко не все.

«Вы хотите об этом поговорить?» — стало бородатой шуткой про психоаналитиков. А зря: высказаться о том, что изматывает, помогает облегчить состояние и снять напряженность. Более того, в данном случае вы получите двойной эффект: не только найдете утешение в общении, но и поймете, насколько легче становится, когда помогаешь решить аналогичную проблему другим.

7. Раз уж речь зашла о коммуникациях, напоминаю важный прием — выделите для себя нескольких людей, чьё мнение для вас важно и у кого вы реально можете получить качественную и адекватную обратную связь. Как правило (за редкими исключениями), для этого не подойдут близкие родственники. У них всегда в вашем отношении будет предвзятое мнение и необъективная оценка.

Теоретически это может быть не только ментор из профсреды, но и коуч, профессиональный психолог. Но вам ведь важно, чтобы человек не просто качал головой со знанием дела и восклицал «Да вы чт? !». Поэтому в идеале он должен понимать специфику того, чем вы занимаетесь. Я сделал хитро: спрашиваю нескольких людей, каждый из которых разбирается в чем-то своем. Из их ответов собираю готовый пазл. Не всем подойдет, но мне — ок.

Большинство материалов по борьбе с синдромом самозванца упоминает прием «анализируйте и записывайте свои достижения». Но мало кто говорит, как это лучше делать и что конкретно это даст. Я послушал многих людей, некоторые вещи попробовал сам, и вот что из этого вышло.

Анализируем то, что делаем

Перед началом анализа крайне важно ответить себе на вопрос — зачем вы занимаетесь тем, чем занимаетесь? Интересно ли это, что вас мотивирует? Если ответ будет «неинтересно», меняйте деятельность, здесь уже не в синдроме самозванца дело.

Задаем себе вопрос: «Окей, я некомпетентный „самозванец“, меня разоблачат. Что самое страшное может случиться?». Осознать, разобрать и быть готовым к такому варианту. Вот как я это вижу:

Мне рассказали о древней китайской технике «И чё?». При очередном обострении и появлении страха «меня разоблачат, я ничтожен» задавайте себе этот вопрос. Задача этой техники — показать, что вы усугубляете. Например, на вопрос: «Я опозорюсь и обо мне плохо подумает Нателла Наумовна. И чё?» вы отвечаете: «Да, собственно, все равно». И чувствуете значительное облегчение. Если не помогло, на каждый свой контраргумент продолжаем брутфорсить себя вопросом «И чё?», пока не доберетесь до сути. Или до абсурда.

У большинства людей были ситуации, когда они не могли чувствовать себя на 100% уверенно. Посмотрите хотя бы интервью с лидерами отрасли. Бывают неудобные вопросы или темы, в которых они поплыли. Это нормально — не знать всего. Как говорится, s% t happens. Перехватите управление и пишите в сознании, как Барт Симпсон на доске: «Факт, что я чувствую себя бесполезным или некомпетентным в конкретный момент, не значит, что так оно и есть в целом».

Сядьте и оцените свои прошлые завершенные проекты. Почему не текущие открытые, ведь их важно не испортить и качественно довести до конца? Все просто: в текущих проектах живут все ваши «самозванцы», они не дадут нормально проанализировать. А в закрытых уже ни прибавить, ни убавить, только сухая статистика, цифры и результаты. Принесло это компании убыток, никак не повлияло или помогло компании получить прибыль? Разберите их:

  • Пропишите то, что сделали именно вы. Важно понимать личный вклад человека. Желательно, чтобы показатели этого можно было количественно измерить. С языком цифр спорить трудно.
  • Что вас больше всего пугало и напрягало в проекте.
  • Какие достижения и провалы были, что чувствовали при этом.
  • Какие именно ваши качества и навыки (перечислите буквально конкретные hard skills и soft skills) в этом помогли.
  • Какая польза, ценность была с вашей стороны.

Неплохо работает такой прием: вы ведь знаете, что в резюме нужно кратко описать свои лучшие проекты и личный вклад в них? Вот и пишите достижения для себя так, как будто подаете CV в компанию мечты. Но без фанатизма со сторителлингом. Не попадайте в ловушку плохого резюме — без копипасты из серии «занимался документооборотом, заключал сделки, код кодировал, тесты тестировал». Пишите, что сделали, а не что делали. Вот такую я вижу схему:

Важно не полагаться целиком на свое мнение, не забывайте, что вы и ваш «самозванец» больше пациент, чем доктор. А «самозванец» в таких случаях начинает ныть и хныкать. Зовем авторитета (читайте выше).

Важно! При анализе сразу отбрасывайте всю чушь, что от вас в проекте ничего не зависело и вашего вклада не было. А если что-то и получилось, то всего лишь повезло.

Эти подходы ставят перед нами задачу — как это все фиксировать? Есть трекинг продуктивности и выполнения задач, а нам понадобится трекинг достижений и занесение этого в осязаемую форму. Кстати, будьте готовы результаты трекинга показать людям, которые помогают вам в «разборе полетов».

Фиксируем достижения и признания наших заслуг

Это может быть отдельный список успехов и осмысленных положительных отзывов в любом формате:

  • таблица в Excel или Google Sheets;
  • любой другой сервис, который позволяет не только каталогизировать, но и добавлять скриншоты с положительными отзывами клиентов, коллег, видных людей из комьюнити. Или файлы полезных выстраданных сертификатов, награды, все прочие доказательства, которые позволяют расправить плечи и взбодриться;
  • физическая форма: коробка или ящик с секциями, куда вы складываете карточки-напоминалки;
  • классический формат «Здравствуй, дорогой дневник».

Главная функция «дневника» — вы возвращаетесь к нему и вспоминаете то, что успело забыть ваше сознание. Тем более, что мы склонны больше запоминать и пережевывать годами негатив и обиды. А хорошее быстро улетучивается. «Само собой разумеется, ерунда, не стоит внимания», — говорим мы.

Это считается одной из наиболее действенных техник борьбы с синдромом самозванца. Я такой список начал вести еще на прошлой работе. В авралах немногие могут постоянно держать в голове свои аргументы на случай «вызова на ковер к начальству». Не каждый успевает собраться с мыслями, когда случается ситуация «зайди, поговорим о соответствии занимаемой должности». А в больших офисных махинах многие живут с этим страхом (или мечтой).

Я в ряде вопросов «слоупок», поэтому предпочитаю все важные вещи обдумать заранее. — сколько кого привлек, сколько чего сделал, кто хорошо отозвался и так далее. Этот список всегда здорово приободрял. Когда решил резко развернуть карьеру, привычка вести «дневник» осталась.

Можно создать отдельный список супердостижений, куда вносить не просто хорошие и положительные моменты, а то, что можно действительно назвать крутыми. Например: организовали конференцию, я там участвовал, удалось познакомиться и заключить договора с такими-то вендорами.

Не нужно заносить в трекинг-лист пустые похвалы «Третьего дня барин сказал, что я молодец». Толку от них никакого, нужна конкретика. А вот слайд из квартальной презентации, где видно, что ваша идея помогла добиться сокращения времени обработки запроса и то, как это выразилось в деньгах, — это другое дело.

Бывают ситуации на грани выгорания, когда проект утомил настолько, что результат не радует. Как я рассказывал раньше, у меня так было после экзаменов в институте и после огромных курсов. В таком случае все равно заносите достижение. Когда отпустит, возможно, поймете, что вы круто справились.

Синдром самозванца очень не любит факты. Поэтому побольше конкретных цифр, неоспоримых фактов, чтобы внутренний импостор, как Винсент Вега, просто разводил руками и не знал, что сказать.

Показатели для оценки собственной успешности как профи

  • Количество и качество полученных оферов (есть ли среди них компании, которые поднимают вашу самооценку?).
  • Количество и качество поступающих предложений от Talent Acquisiton Managers.
  • Динамика ставок и дохода на последних проектах.
  • Динамика и содержание отзывов, рекомендаций и ревью (вы же их сохраняете себе, да?).

Список «Зато я умею вот это»

Составьте список того, в чем реально разбираетесь. И на каждый аргумент «Я — самозванец и не знаю этого» отвечайте козырем: «Зато я знаю вот это и вот это». Разумеется, это не должно быть что-то совершенно отвлеченное из серии «на машинке вышивать умею». Или ваш ментор может оценить вас со стороны и сказать так: «Поверь мне, за ночь написать на Assembler такую утилиту на моей практике смогли только трое, включая тебя. Ты — не самозванец!».

Интересный прием фиксации достижений описан здесь. Автор пишет, что всегда поддерживает свое резюме на LinkedIn в актуальном состоянии и каждое обновление «версионализирует». Появляется ощущение, что ничего не достиг за полгода или год — взял текущую и прошлую версии и сравнил. Элементарно, а рост и работу над собой визуализирует неплохо.

Когда я это прочитал, то с удивлением отметил, что уже более 15 лет делаю практически то же самое. Для меня эта штука работает — зашел, посмотрел и порадовался дважды: и развиваюсь, и резюме все круче и красивее становится. Отлегло.

Анализ с оцифровкой

Многим геймерам нравится видеть конкретные цифры health points, брони, стамину выносливости. Даже хочется как-то перенести это в жизнь. В контексте анализа синдрома самозванца эта оцифровка заслуживает внимания.

Смоделируем пример: готовится митинг по результатам месяца, где разбирают ваш проект. У вас всплеск синдрома.

Входящие данные: ощущение себя самозванцем 9/10. Тревожность — 8/10. Общее настроение — 5/10. Уверенность в себе — 5/10.

Мероприятия:

  • Подготовил презентацию, которая показала реальный успех моего проекта. Ощущение себя самозванцем — 6/10. Тревожность — 5/10. Общее настроение — 7/10. Уверенность в себе — 7,5/10.
  • Изучил «шкатулку успехов» прошлых проектов. Ощущение себя самозванцем — 4/10. Тревожность — 4/10. Общее настроение — 8/10. Уверенность в себе — 8/10.
  • Получил положительный фидбэк от ментора или клиента по поводу проекта. Ощущение себя самозванцем — 2/10. Тревожность — 2/10 (ушли от изматывающего беспокойства к ощущению легкого мандража = боевой готовности). Общее настроение — 9/10. Уверенность в себе — 9/10.

Все. Можно смело идти блистать на совещании. Такая схематизация и оцифровка вполне может оказывать волшебный эффект.

Кстати, такое, но несколько в другой форме, мы практикуем в утренних планерках и недельных Debrief Calls. Понять свои ощущения, оценить самое важное. Классная штука — на лету покопаться в себе, без занятий самоедством.

SWOT-анализ себя

Наше самобичевание — это внутренний монолог с негативной окраской. А анализ конкурентов — это элемент беспристрастного SWOT-анализа. Он подходит не только бизнес-проектам и компаниям. Вот, кстати, можете себе провести именно SWOT-анализ. Ничего личного и никаких эмоций, только факты. Помните, сами вы вряд ли отделите важное от шелухи. Берите ментора и составляйте.

Источник: MindTools

Вот проведете анализ и избавитесь от значительной части терзаний. В этом случае работа сознания переключится на то, как бороться со слабостями, а не на нытье.

Как долго нужно мониторить

За один раз дневник или трекинг не решит проблему «самозванца». Распространено ложное мнение, что для закрепления привычки нужен 21 день (неверная трактовка наблюдений доктора Мальца). Тем не менее я бы советовал вести мониторинг достижений и неудач хотя бы месяц. Есть очевидный факт: на что обращаем внимание, то сразу чудесным образом улучшается.

Гибридный вариант публичной «шкатулки достижений» с личным брендом и прокачкой экспертности — это блог. На форуме DOU, Medium, «Хабре» (если нервы позволяют), standalone — не важно. Самое страшное, если вы напишете что-то спорное и завяжется дискуссия, в которой могут привести разумные аргументы. Но это как раз отлично.

Как проводить разбор ошибок

Особое внимание уделите адекватному разбору ошибок. Сразу отбрасываем автоответ «Потому что я недостойный». Воспроизводим хронологию, участников, выясняем причины. Из-за чего они происходили?

  • Не было достаточно времени на нормальные превентивные меры? Почему не было — изначально малый срок или вы дотянули?
  • Завысили требования?
  • Объективно данная работа всегда связана с ошибками (например, работа с новым ПО или технологией)?
  • Человеческий фактор и усталость?

Чтобы научиться раскладывать проблему по полочкам, снова посоветую книгу Джина Кима «Проект „Феникс“». Борьба с критическими ошибками, разгребание многолетних завалов, понимание причин и взаимосвязей — показано ярко и нескучно. А главное — применяется как к проблемам фирмы, так и к самоанализу.

8. В США популярен метод — взять образ яркого человека (или синтезировать этот референс), у которого нет синдрома самозванца. Его образ мышления и поведение можно проецировать на себя («а как бы он поступил?»), сверяться периодически или же стараться временно вживаться в роль (но не перегибать). Своего рода Machine Learning в вашем сознании. Звучит безумно, но работает и проверено на практике несколькими знакомыми специалистами. Главное — не скатиться в слабоумное поведение.

9. По-настоящему развязаны руки у тех, кто в любой неудаче видит какой-то урок и пользу. Может разбирать их на полезные запчасти.

10. Не будьте самотираном — прощайте себе маленькие ошибки, разделите перфекционизм надвое. Но не перегибайте в сторону «Хо-хо, упал сервер и стерлись все бэкапы? Ничего, с кем не бывает. Ну, я пошел — всем пока!». При этом поощряйте себя за ощутимые успехи. Банально? Да. А вы так делаете?

11. «Овеществляйте» и материализуйте успешное завершение дела: создали и красиво провели презентацию — подведите черту. Закрыли сделку — посчитайте в деньгах пользу для компании и для себя. Сдали финальную версию приложения — ок, выдыхайте. Научите себя ставить точку (даже если грядет второй сезон), выдыхать и хотя бы на время закрывать задачу как успешно выполненную.

12. Снова и снова напоминаю важное. Держитесь подальше от соцсетей (насколько это возможно). Особенно ограждайте себя от раздражающей информации при обострениях. Не зря же в FB добавили лояльную кнопку «Отписаться» без удаления из друзей. В соответствующем разделе мы разобрали «эффект Instagram». Этот «успешный успех» с вырезанными bloopers — неудачными дублями и без закадровых усилий — невероятно усиливает дискомфорт и психологические обострения.

Насмотримся на Илона Маска и покорителей Кремниевой долины, и остается от обиды сидеть и кидаться на тех, кто в комментариях обзывает Долину силиконовой. Слышал грубое сравнение отказа от соцсетей с надеванием шор на лошадь. Обидно, зато помогает мчаться и ни на кого не оглядываться.

13. Четко понимайте, что входит в ваши обязанности. Размытость функций, критерии грейдов, неоднозначные требования — все это порождает сомнения и неуверенность, заставляет вашего «самозванца» буквально кричать. Если нужен HR с прописанным профилем должности — привлекайте, пусть пропишет.

Примечание нашего рекрутингового сектора: в компаниях, где штат растет (стартапу из нескольких человек это еще не нужно), задача HR-менеджера — следить за тем, чтобы должностные инструкции были не просто бюрократическими документами, с которых можно скопипастить текст в плохое резюме. Их задача — разложить по полочкам функции, обязанности, критерии оценки.

14. Быть новичком не стыдно. Заедает синдром самозванца на новом месте или при работе в новых условиях? Помните: всегда и все новички теряются (хоть в школе, хоть в бизнесе). Выдыхайте и учитесь. Сначала все кажется нереально сложным и непонятным. Но мы адаптируемся, и с каждым днем состояние паники все больше уступает место рабочим будням и усовершенствованиям.

Вот 4 шага, чтобы снять шоковое состояние на новом IT-проекте:

  • Разделите проект на подпроекты.
  • Если возможно, разбейте подпроекты на фрагменты, milestones, чекпойнты.
  • Продумайте несколько возможных решений для каждой задачи: план B и план C.
  • Когда поймете сами, сделайте проект или конечный продукт понятным для других. Используйте известный подход Rubber Duck. Объясните все так, чтобы вас понял человек, далекий от вашей темы.

15. Клин клином. Здесь я бы выделил три подхода.

Face your fear. Боитесь какого-то проекта или задачи, который может «вскрыть», что вы — не эксперт? Беритесь за него. С внутренним криком ужаса, но беритесь. Когда нырнете в этот океан, переключитесь со страха на процесс выгребания. Только берите реально значимые проекты, которые стоят того.

Выбирайте (хотя бы в качестве тренировки) те задачи, где по умолчанию предполагается огромное количество ошибок. Научиться ошибаться, воспринимать ошибки как нечто естественное и проявлять смекалку, чтобы искать пути решения или обхода путей, приводящих к ошибкам, — это крутой опыт.

Окружите себя людьми настолько умными, что вы заслуженно будете чувствовать себя самым отсталым. Это — спорное мнение. Такой метод вполне может добить и без того расшатанную психику «самозванца». Или закалит и сильно прокачает. Однозначно рекомендовать не могу, но мне такое пару раз советовали, так что делюсь.

16. Трэш-минутка. Еще один странный метод вышибания клина клином. Я в нем сомневаюсь, но слышал уже от двух людей, поэтому why not. Советуют выделить маленький промежуток времени, чтобы полностью отдаться ощущению «самозванца» и всем тревогам. Возможно, даже записывать самые безумные переживания на бумаге. И потом читать. Насколько я понимаю, задача — показать, насколько это смешно и абсурдно. Но не переусердствуйте, если не сможете выйти из этого состояния, получите постоянный bad trip.

17. Не знаю, можно ли это назвать геймификацией, но можно избавиться от страха провала, если относиться к тому, что делаете, как к эксперименту (все сезоны «Рика и Морти» к обязательному ознакомлению). Это не провалы — это пробы и ошибки. Такой подход поможет снизить накал страстей.

18. Не преувеличивайте собственную важность и не думайте за других. Обычно от этого идет целый ряд проблем. «Я так важен, а я подвожу». Важен? Ну, как сказать… Большие страхи заключены в том, что мы думаем, будто кто-то о нас не так подумает. На самом деле люди заняты своими делами. В большинстве случаев им не до нас. Расслабьтесь — о вас не думают.

19. Действие — отличный способ развеять обострение синдрома. Он питается абстрактными рассуждениями. А работа, в которой вы решаете задачи, пишете код, подтверждаете свою экспертность, проветривает голову от этих бесплодных рассуждений.

Пример на отвлеченную тему хобби: иногда я записываю музыкальные миксы, но перед записью долго сижу и думаю, что с такими кривыми сведениями их стыдно кому-то показывать. Сначала слушаешь «коллег по цеху» — у них тоже бывают косяки сведения, вплоть до тишины посреди микса. А потом выкладываешь микс, и он внезапно попадает в топ-50. И тогда понимаешь, что накручивал себя зря.

Отсюда можно выделить еще и склонность человека преувеличивать проблему — катастрофизация. Автоматическая мысль при переживаниях об экспертности и неудачах не может быть рациональной: человек обязательно предсказывает резкую критику. Воображение рисует тысячи комментариев, в одних из которых припоминают все ваши ошибки, а в других соглашаются с критикой. Но вот вы получаете фидбэк. И все не так страшно. Негативные комментарии и отзывы есть всегда. Но ожидаемое их количество в разы меньше.

20. Научитесь ставить реалистичные и достижимые цели. Избегайте ошибок целеполагания. Помните яркое положение тайм-менеджмента о том, что съесть слона можно только по кусочкам. Ваш «самозванец» приложил все усилия, чтобы заманить вас в ловушку неадекватных целей — перестраивайтесь, станет проще. В этом помогает мнение со стороны от знающих людей.

21. Как же американцы любят поговорку Fake it till you make it. Изображайте уверенность, пока она не станет настоящей. Это может быть полезно в основном для самонастройки. Работает не всегда (у PM, например), но позволяет с разгону нырнуть в пугающий процесс (см. #15). Отличный пример описан в культовом ролике на TED от Mike Cannon-Brookes (соучредитель Atlassian) — о проекте электрификации и взятии на слабо, об Илоне Маске. Просто послушайте его — занятный кейс о том, как правильно включать покерфейс и вступать в бой.

22. Старшее поколение помнит лозунг «главное не победа, а участие». Перефразируем: даже если не станешь первым среди всех, то выложись на 100% мощности. Как правило, это и приведет к высоким показателям. А если проиграешь, то хоть будешь знать, что сделал все возможное.

На позапрошлой работе был критический для организации период. Тогда директор собрал всю компанию, главный его мессидж был: «Делаем, что можем, и будь что будет». Полегчало и помогло. Прорвались.

23. Будьте публичным экспертом, помогайте другим развиваться. Как решается у нас вопрос с уверенностью в себе и развитием себя как эксперта. Находим возможность проявить компетенцию. Проведите мастер-класс, прямой эфир, вебинар, конференцию. Станьте ментором, учите интерна, отвечайте и помогайте людям на Quora или Stack Overflow. Проведите онлайн-саммит (минутка хвастовства).

К примеру, наши фаундеры проводят вебинары по построению удаленных команд, выстраиванию B2B-проектов, наши рекрутеры периодически запускают прямые эфиры в Instagram по успешному прохождению собеседований, дизайнер делится на вебинарах своими шаблонами и наработками, я же летом рассказывал о контенте. Найдите, чем можете поделиться, и перебивайте этим свой синдром самозванца.

24. Запишите себе в отдельный блокнот случаи, когда сработал принцип «пока я скромно сижу в тени, другие получают самое лучшее». Помните, в книге о Стиве Джобсе описана история, когда коллеги озвучивали идеи, он их игнорировал или браковал, а потом представлял как свои? Так это не так обидно по сравнению с тем, что вы под грузом синдрома самозванца замолчали идею. А кто-то другой ее предложил, и потом его посчитали молодцом, а не вас. Или когда вы, Senior в Украине, увидели вакансию в условном «Фейсбуке» и посчитали, что это невиданная наглость туда писать. А какой-то наглый Junior, ваш коллега, включил реального самозванца и прошел туда.

Утрирую, конечно, хотя по UI/UX-решениям, которые внедряет не условный, а вполне реальный Facebook, складывается впечатление, что в дизайнерах у него сидит команда джуниоров-самозванцев.

Такие повороты настолько обидны, что способны перебить ваш импостеризм и заставить что-то сделать.

25. Забаньте (во всех смыслах) токсичных людей, вызывающих обострение синдрома. Во многих коллективах есть человек, который удивляется: «Почему на проект лидом поставили тебя, ты же не профи в этом?». Тем более страх «что подумают другие?» ассоциируется именно с такими людьми.

26. Вспомните, когда вас посещала мысль: «Да ну, сейчас не самое подходящее время что-то менять, вот подучу английский до уровня Advanced. Вот закончу 4 курса на Udemy. Вот… Вот наступит идеальный день. Мне еще слишком рано, мне еще подучиться». Ирония в том, что это может говорить человек с 5–7-летним опытом глубокого решения задач (привет, синдром «вечного джуна»). Я часто ждал идеальных «погодных» условий. А они все не наступали. В этом-то и ловушка. Они не наступят. Как и в жизни, вы не найдёте на 200% идеального спутника или принца на коне цвета идеального #ffffff , аналогично — в карьере и рабочих процессах.

27. Превратите себя в ходячий Kickstarter. «Кто эксперт? Я — эксперт? Да. И вот моя ценность». Мне нравится история Майлза Пеппера, чья идея многоразовой модной трубочки для коктейля выстрелила и получила неплохое финансирование. И хотя внутренний крик «И что со всем этим делать?» мог помешать ему работать, он не пошел на попятную. И теперь успешно ведет бизнес, выступает на конференциях. А мог сказать себе: «Уйди и не позорься, трубочкодел». Кому от этого стало бы легче?

28. Сомневаетесь. Плаваете. Бывает. Задавайте вопросы. Это не покажет, что вы бездарь. Это покажет, что вам важно разобраться в теме. Одна из проблем современности — люди боятся показаться дураками, поэтому не задают вопросы. А если вопрос задали вам, а вы не знаете ответа, скажите: «Я подумаю и отвечу вам позже». Это нормально. Посмотрите на выступления больших людей. Они так нередко делают.

Наш стартап дружит с Анной Гандрабурой (CEO English For IT), в одном из интервью мы подробно разобрали, что наша ментальность мешает спрашивать, обращаться за помощью. Особенно если речь идет о помощи профи (включая менторов, коучей и психологов). Если вы хотите быстрого результата, нужно идти к психологу — работа по книгам и методикам быстро не сработает. Но этого нужно захотеть. Если настроены скептически — результата не будет.

29. Популярно разъясняйте себе, что ваши успехи — не случайность, а результат ежедневного труда, обучения и прокачки. Напоминайте, сколько усилий вы приложили, чтобы попасть туда, где вы сейчас. Вы же не попали сюда чудом, или в сказки верите? Главное — прислушиваться к своему здравому смыслу.

30. Простое симптоматическое лечение: чувствуете, что мало знаете? Не застывайте в этом состоянии. Учитесь и устраняйте пробелы. Запущенным «самозванцам» это не помогает. Но вполне может помочь сочетание менторского контроля и вменяемых метрик оценки, научились вы чему-то или нет. Напоминайте себе, что всего не выучите, поэтому концентрируйтесь на нужном.

31. Good enough. Применяйте поговорку «Лучшее — враг хорошего» в борьбе с перфекционизмом. Сделать идеально практически нереально, зато реально сделать хорошо (не MVP, а именно хорошо), и в большинстве случаев требуется именно это.

32. Люди с синдромом самозванца боятся критики. Ваша задача — изменить отношение к критике.

Несут безосновательную ерунду или разводят токсичность, чтобы потешить ЧСВ? Игнор.

Критикуют конструктивно и по делу — надо радоваться. Это тот фидбэк, который помогает закрывать пробелы в знаниях. А эти пробелы как раз и пугают.

33. Постарайтесь, насколько это возможно, действовать, работать, бороться с комплексами, учиться в комфортном режиме, без давления и груза тяжелых мыслей. Иначе выгорите. Сейчас стало модно заниматься йогой и медитировать. Метод не для всех, мне такое не нравится, но ряд друзей отзывались тепло о таких практиках.

34. Мы отлично переняли тренд и моду на многозадачность, но пока не смогли научиться балансировать задачи так, чтобы не сходить с ума. «Без меня все рухнет, я должен постоянно быть на связи, держать руку на пульсе» — это путь в никуда, дорога к выгоранию. Не забывайте о Work-Life balance.

35. Людям с синдромом самозванца свойственны «перегибы» и бесплодные усилия. Время тратится, но эффективно ли? Приводит ли это к ожидаемому прогрессу? В таких задачах важно расставлять чекпойнты и вовремя сверяться: «То ли я делаю, что требуется? Помогает ли это решить задачу?». Именно так я иногда закапываюсь в исследования при написании статей. Когда наступает понимание, что каждая прочитанная публикация приносит все меньше нового, и далее начинаются повторы, — пора остановиться. Важно не доводить перфекционизм до абсурда. В этом есть смысл, пока это приносит пользу.

36. Восстановите баланс в вашем восприятии успехов и неудач. Смотрите, в чем перекос: «самозванцы» удачу воспринимают как внешнее стечение обстоятельств, а неудачу возлагают на себя и свою некомпетентность. Так вот и напоминайте себе почаще: то, на что вы можете повлиять, одинаково влияет и на неуспех, и на успех. Точка.

Есть распространенное заблуждение — «в команде нет «я», есть «мы», ведь мы — команда». Но команда — не супружеская пара. Поэтому важно понимать роль и вклад каждого. Есть вклад — есть уверенность. Идеально, когда нет перекосов в коммуникации и понимании, все ли в команде ок.

Если нужна помощь команды (см. следующий раздел), дайте им об этом знать. Люди не смогут помочь, если не будут понимать, в чем именно вы нуждаетесь. Не хватает деталей в фидбэке — запросите. Есть компании, в которых заморочились и создали для руководителей и HR «шпаргалку» или мануал по каждому сотруднику: как они предпочитают получать обратную связь, предпочтительные формы коммуникации, рабочие условия и так далее.

7 советов, что может сделать компания-работодатель, тимлид и команда в целом

1. Руководству следует использовать концепцию POS (Perceived organizational support) в компании. При этом подходе каждый сотрудник понимает, что его вклад в общей работе важен.

Следует в целом создавать культуру, в которой можно экспериментировать, где ошибки — не проступок, а результат, дающий возможность многое улучшить. Это не пустые лозунги.

Мне, к примеру, есть с чем сравнить: большая корпорация, в котором хоть ты пополам порвись — все равно будешь некомпетентным бездельником. И стартап, где досконально разбираются успехи и вклад каждого, а неуспехи рассматривают с точки зрения помощи и облегчения рабочего процесса для всех участников.

Важна конкретика — не похлопать по плечу или просто поддерживать доброжелательную атмосферу. Важно давать четкий фидбэк, чтобы сотрудник видел: руководитель в курсе, что он сделал то-то и то-то, что принесло компании такие-то результаты.

Фидбэк должен быть регулярным, конкретным и индивидуальным. Это относится не только к руководителю, но и к команде. Адекватная обратная связь от коллег — это очень важно. «Ну, ты круто поработал, молодец» — так не годится. И никакой формальной похвалы или неестественного перехваливания.

Идеальный вариант разбора сводится к формуле «Ты сделал [action], что позволило [achievment] и привело к [achievment 2]. Это важно, потому что…». И убедитесь, что вас поняли.

Четкое объяснение и аргументация достижений поможет достучаться через броню «самозванца» и пошатнет уверенность человека в том, что он этой похвалы не заслужил.

При анализе ошибок важно делать упор не на личностных качествах, а на действиях, процессах и результатах.

Для легкого удаленного фидбэка есть масса инструментов и лайфхаков. Мы в свое время экспериментировали с сервисом Matter. Это бесплатно, есть пресеты навыков и профилей, вы можете по конкретным наборам запросить отзывы у руководителя и коллег. Мы периодически запрашиваем их друг у друга — это полезный опыт в сочетании с геймификацией. Когда получишь отзыв, что именно тебе стоит прокачать, начнешь это делать. Гордость — мотивирующая штука.

2. Избавляйтесь в коллективе от нездоровой конкуренции. В неудачах разбирайте причины и смотрите на способы избежать их без укоров, обвинений и «тыканья котенка мордочкой в лужицу — смотри, что ты наделал». Не устраивайте гонок на выживание, где проигравший будет чувствовать себя лузером.

3. Поощряйте любознательность, мотивируйте задавать вопросы.

4. Максимум процессов сделайте не гонкой, а путешествием. Если что-то действительно не горит, наш шеф обычно говорит так: «We are not on a rush. Расслабься и делай нормально и вдумчиво, у нас не ЧП».

5. Установите команде реалистичные цели и слушайте мнение других об их достижимости. Пример одного из наших недельных дебрифов. Озвучиваем цели на следующую неделю, которые сами себе ставим. Когда шеф слышит список задач по исследованиям, он удивленно переспрашивает: «Это на неделю? Да для каждого из того, что ты перечисляешь, в Asane можно создавать отдельный большой проект. Каждая из этих задач займет не меньше недели. Пересмотри, пожалуйста, и распредели их более реалистично». Вот приблизительно так руководитель должен держать руку на пульсе, тогда и перекосов с дедлайнами будет меньше.

6. Хороший босс будет видеть, когда у сотрудника что-то не так, и не допустит катастрофы. Потому что найти и инвестировать в нового сотрудника — это дорого во всех смыслах. Анна Гандрабура (English For IT) подчеркивает: если в компании есть HR или руководитель с прокачанными софт скиллами и сильным эмоциональным интеллектом, такая компания будет на шаг впереди конкурентов. Благодаря здоровому коллективу.

7. Ну и, если вы тот самый негодяй, который давит сотрудникам на психологические болевые точки, выпилите себя из компании немедленно! Вы не имеете права руководить людьми. Shame on you.

А теперь посмотрите, сколько советов предназначено лично для вас (36), а сколько советов — руководству и команде (7). Поняли? Решение проблемы, в первую очередь, в ваших руках. Но взгляд со стороны необходим.

Почему это не работает

Поправить собственные настройки может помешать такой парадокс: это ниже моего достоинства заниматься психоанализом. В чем, собственно, парадокс?

«Я самозванец и плохой специалист. Но я слишком крут, чтобы заниматься такой ерундой, как ретроспективный анализ проектов и достижений, запрос фидбэка и прочих «психологических штучек». Это ниже моего достоинства заниматься психоанализом. И вообще, это все очевидные вещи, их и так все знают».

Если вы так думаете, тогда ответьте себе на вопрос — если это очевидные методы, то когда вы их применяли последний раз? И зачастую ответ — никогда. Банальная человеческая лень. Нам лень приложить усилия, а потом мы делаем вывод, что методы не работают. Нет, это мы не работаем.

Часть людей действительно устала от этого комплекса, но за посторонней помощью не обращается. А самостоятельно эту проблему решить сложно.

Напоследок важное замечание. Лечение зачастую подразумевает обострение. Будьте готовы к обострению синдрома.

В двух словах подытожим. Прочитали текст и нашли у себя симптомы Impostor Syndrome? Признайте проблему. Поймите, что вы в этом не одиноки, таких же «самозванцев» — 70–80%. Начните собирать доказательства своей компетентности, общайтесь с людьми, запрашивайте обратную связь, найдите ментора или тех, чьему мнению доверяете. Учитесь, заполняйте пробелы, развивайтесь, потушите перфекционизм, сбавьте обороты и не допускайте выгорания. Не отказывайтесь от новых сложных проектов и возможностей.

Что почитать и посмотреть по теме

Надеюсь, этот гайд будет полезен. Какой метод помог именно вам? Пишите, делитесь лайфхаками — комьюнити способно творить чудеса!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Andrew T.

"Я в ряде вопросов «слоупок», поэтому предпочитаю все важные вещи обдумать заранее. — сколько кого привлек, сколько чего сделал, кто хорошо отозвался и так далее. Этот список всегда здорово приободрял."

- сам такой же и тоже так делаю) В ситуациях, когда голова забита текущими вопросами, а генеральный или учредитель вдруг хотят пообщаться, очень помогает.
Спасибо за статью и за полезные ссылки.

Ответить
Развернуть ветку
Make it in Ukraine
Автор

Для некоторых менеджеров это особый вид развлечения - вызывать сотрудников "на ковер".

Ответить
Развернуть ветку
Galaxy IT

"Говорите вслух о проблемах"

Заметила, что с этим возникает множество проблем. Многие не говорят, что их волнует или что не нравится. Накапливается обида от того, что ты сам сказать не можешь, что люди не умеют читать твоих мыслей. И от этого появляются весьма неприятные эмоции. 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Миронов

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vitalii Sologubov

Спасибо за статью!)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Чухлова

Помочь с деньга на бонкротство

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда