Этапы собеседования на позицию продуктового дизайнера
Привет! Меня зовут Алёна – я Senior Product designer и недавно я проходила собеседования в поисках нового места – и нашла! Хочу поделиться с вами этапами собеседований, с которыми я сталкивалась за свою карьеру. Эта статья будет особенно полезна новичкам, но также я буду оставлять пометки и различия, которые встречаются среди собеседований на более высокие грейды
Процесс найма сегодня
Почему я захотела написать эту статью? Часто мои студенты задаются вопросами о том, какие етсь этапы и как правильно отвечать на вопросы рекрутеров и лидов. Важно отметить, что сейчас рынок найма динамично меняется:
- Компании убеждаются в неэффективности удалёнки и больше предпочитают офис и гибрид
- Большое колличество курсов плодит джунов и конкуренцию на низе рынка
- Появляется все больше тех, кто накручивает опыт и компании осторожнее относятся к найму на высоких грейдах
И многие другие факторы влияют на увеличение количества этапов собеседований. От компании к компании они меняются и в этом всём легко запутаться. Поэтому я написала статью для простых продуктовых дизайнеров, которые хотят найти новое место и качественно подготовиться ко всем этапам.
При написанни статьи я также обратилась к двум прекрасным девушкам рекрутерам из бигтехов за их экспертизой. Они специализируются на найме дизайнеров, поэтому статья получилась еще и экспертно подтверждённой :)
Два сценария найма
Статья структурирована по разным подходам для удобного восприятия. Мы рассмотрим два основных сценария:
Сценарий 1. Классический
- Оставили отклик компании
- Компания ознакомилась с вашим резюме и портфолио
- Скрининг с HR
- Интервью с лидом/хэдом/прочими заинетерсованными лицами
- Тестовое задание или вайтборд
- Презентация и разбор тестового задания (опционально)
- Интервью с командой / прочими заинетерсованными лицами
- Принятие решения
Сценарий 2. Внутренний
- Связались напрямую с лидом/хэдом
- Компания ознакомилась с вашим резюме и портфолио
- Интервью с лидом/хэдом
- Тестовое задание или вайтборд (опционально)
- Принятие решения
Точка входа
В первую очередь важно упомянуть, что я не рассматриваю процесс поиска вакансии, но расскажу о том, какая может быть первоначальная точка начала коммуникации с компанией, потому что от этого также зависит этапность.
- Вы связались напрямую с HR
- Вы связались напрямую с лидом/хэдом
- Вы оставили отклик компании в сервисах поиска работы
- Вы оставили отклик компании на сайте компании
- С вами напрямую связался HR
- С вами напрямую связался лид/хэд
- Вы пришли через рефералку от друга / знакомого
Чаще всего при прямой коммуникации с лидом/хэдом вы идёте по внутреннему более короткому сценарию. В моём опыте я сталкивалась с этим, например, на собеседованиях в ВТБ, где на меня выходили напрямую, мы совершали один созвон и мне давали оффер.
Резюме + портфолио
Эти два столпа играют ключевую часть в вашем отклике. Сопроводительно важно при классическом сценарии, а резюме и портфолио в целом влияют на начало процесса собеседований. На тему резюме и портфолио у меня есть шаблон и небольшой гайд.
В данной статье мы не будем углубляться в составление резюме и портфолио, поскольку это другая тема. Если вам инетерсна эта тема подробно, дайте знать и я подготовлю подробный материал на эту тему. А сейчас перейдем к этапам:
Скрининг
Самый безобидный этап, который направлен на знакомство. К нему почти не нужно серьёзно готовиться поскольку он существует, чтобы узнать вводную информацию и понять возможность дальнейшей коммуникации в целом.
Нужно иметь готовое портфолио с актуальными кейсами к дате скрининга, либо оперативно его собрать. В Т-Банке, Ozon и многих других бигтехах на вакансии дизайнера без портфолио не смотрят. Лидов без портфолио готовы рассматривать, а грейды ниже – нет.
Так, например, диалог может быть направлен на:
- Ваши зарплатные ожидания
- Возможность гибрида / работы в офисе
- Выявление ваших коммуникативных навыков
Отказ на нём не означает что вы плохой специалист, а этап позволяет сэкономить время компании и ваше. Так, например, я не пошла на следующие этапы собеседований в flowwow из-за того что мы не сошлись по моим зарплатным ожиданиям. Или, мне оказали на этом этапе в Спортс потому что они рассматривают только гибрид или офис, а я удалёнщик.
Интервью с лидом/хэдом
Это, пожалуй, ключевой этап собеседования, от которого на 60-70% (по моему мнению) зависит успешность вашего оффера. Он направлен на выявление ваших профессиональных и социальных навыков:
- Ваш опыт работы
- Умение вести себя в конфлитных ситуациях
- Ваша проактивность
- Причины смены работы
- Ваш подход к работе
- Набор теоретических знаний
- Понимание метрик
- Опыт работы с исследованиями
- Ожидания от нового места работы
- И многое другое
Часто я провожу своим студентам тестовые собеседования. Это позволяет им понять формат и не испугаться на реальном интервью. Для удобства составила список вопросов, которые часто встречаются на собеседованиях. Вы можете ориентироваться на него для самостоятельной подготовки.
Помимо вопросов на интервью вас могут попросить показать свои работы: в свободном формате на ваш выбор или контекстно (лучшую работу, работу где был факап, работу с глубоким погружением в исследования, хорошую визуальную работу и прочее)
Что важно помнить на интервью
- НЕ ВРИТЕ!
Увы, это частая ошибка. Кандидаты хотят приукрасить свой опыт или придумать то, чего не было. Часто это вскрывается при помощи уточняющих вопросов и развития темы. Вы оставите о себе максимально плохое впечатление и вряд ли коммуникация с компанией продолжится - Следите за временем
Когда вам задают вопрос, то ожидают услышать на него ответ, а не изложение о том, как вы провели лето. Частая ошибка кандидатов в том, что они сильно отходят от вопроса, погружаясь в детали. Хорошо, когда вы не просто отвечаете на поставленный вопрос, но и приводите примеры. Однако, у этого есть грань. Так, например, рассказ о себе лучше ограничивать 3-5 минутами, а ответы на вопросы стараться формулировать в 2 минуты ориентировочно. - Будте готовы к демонстрации
Заранее будьте готовы показать свои работы. Отличным способом является подготовить файл в ноушене или хотя бы открыть все файлы в Figma. Идеальным вариантом многие лиды считают подготовленную презентацию, в которой вы описываете свои заслуги и артефакты, любые из которых можно рассмотреть детальнее. - Будьте приветливы и вежливы
Не ситоит воспринимать вопросы как сомнение в ваших навыках или попытку завалить. Старайтесь проявлять живую заинтересованность к собеседнику. Не грубите и следите за манерой своей речи. Кажется, что это очевидно, но, увы, часто встречается.
Тестовое задание
Этап с тестовым заданием предполагает проверку ваших технических навыков. На его решение даётся определённое время и после вашу работу анализирует лид. Многие дизайнеры не любят тестовые, поскольку они крайне редко оплачиваются и в случае отказа в оффере, кандидат тратит время зря. Однако, я считаю, что кейсы тестовых в первую очередь круто развивают вас и тренируют перед будущими задачами.
Когда вам дают тестовые задания, часто компании либо ориентируют по времени ожидания, которое комфортно для них, либо спрашивают, сколько у вас займет выполнение задания. Если вам дали время выбора, я рекомендую не ставить кратчайшие сроки для подстраховки. С обратной стороны важно и не растягивать процесс иначе на ваше место найдут кандидата лучше и быстрее.
Тестовые задания бывают разные, они могут быть направлены на:
- Тестовые задания с фокусом на UI и визуальные решения
Они требуют внимания к сборке макета по отступам, владения компонентами и умением работать с дизайн системой. Часто в таких заданиях от вас ожидают интересных визуальных решений, вы можете задействовать внешние взаимодействия с устройством и создавать новые сущности. - Тестовые задания с фокусом на UX и исследования
Часто такие задания не подразумевают или требуют минимальной работы с макетами. От вас ожидают имитацию продуктового процесса с постановкой гипотез, их проверкой на респондентах, вайрфреймингом и тестированиями. такие задания мне, лично, нравятся намного больше, поскольку вы можете найти не одно решение, поломать голову и найти что-то супер гениальное. - Комбинированные и прочие
Иногда компании совмещают в себе оба типа и ожидают увидеть от вас как глубокое продуктовое погружение, так и качественную визуализацию. Это наиболее сложные тестовые задания, однако они встречаются не так часто.
Своим студентам я рекомендую записывать ход своих решений тестового в Notion или аналоги. Так, по решению у вас получится уже готовый кейс, а ревьюерам будет проще оценить ваше решение.
Помимо этого, классно записать Loom или просто короткое видео с объяснением вашего решения, а также собрать презентацию. Такой ход произведёт положительное впечатление на проверяющего лида поскольку покажет вас не только как хорошего дизайнера, но и прекрасного оратора, который умеет защищать свои решения.
Презентация / разбор тестового задания
Презентация или разбор тестового задания происходит не всегда. При неуспешном прохождении тестового задания, чаще пишут фидбэк в текстовом виде и вы можете сами запросить созвон с разбором.
Презентация тестового является не дополнительным этапом, а скорее завершением решения самого тестового, если компании не хватило вашей презентации. Я ни разу не защищала тестовое отдельным созвоном, потому что всегда подготавлилвала слайды и видео-презентацию, как описывала выше. Если вас попросили о таком этапе, значит важно не просто пошэрить экран с Figma файлом, а сделать несколько слайдов с вашим ходом мыслей и ёмко рассказать о решении.
Созвон с разбором тестового задания часто объединяется с презентацией или вовсе отсутствует. Он нужен для того, чтобы избежать недопониманий в оценке ваших навыков, а также для возможности задать друг другу вопросы. Не стоит боятся этого этапа – он скорее сыграет вам на руку.
Вайтборд
Вайтборд – это достаточно новый формат в найме дизайнеров в России. Однако на международном рынке он существует довольно давно. Формат представляет из себя созвон длительностью 60-90 минут, в течении которого вы выполняете задание на проверку ваших профессиональных навыков.
Я лично обожаю этот формат поскольку он экономит время обеих сторон и максимально эффективно демонстрирует навыки:
- Навыки работы в ограниченное время
- Умение задавать вопросы
- Продуктовое мышление
- Быстрое прототипирование
- Умение выставлять гипотезы и валидировать их
Отличием от тестового задания является преимущественно продуктовая направленность – вайтборды редко направлены на визуал, а почти всегда подсвечивают контекст и проблему, которую вам нужно решить. Также иным является и время выполнения, поскольку вы должны предоставить решение за созвон, в отличии от тестового задания, на которое отводится несколько дней/недель. В вайтборде исключено привлечение третьих лиц, поэтому результат не искажён.
Особенно инетересная часть – это формулировка заданий для вайтборда. Обычно они безумно интересные и часто меняются в отличии от тестовых заданий. Потренироваться в решении вайтборда вы можете с ментором. Я, например, провожу для студентов сессии тестовых вайтборд-челленджей, записаться можно в личку. Помимо этого, Андрей создал свой сервис для самостоятельной подготовки, где собраны различные вайтборд-задания от компаний.
Помимо лида на созвоне могут присутствовать и другие заинтересованные лица. Так, например, на том же вайтборде в Озон банк присутствовал ПО для эффективных ответов на вопросы.
Тестовое обычно не нуждается в презентации, но вас могут попросить расскзать об итоговом решении повторно. Так, например, вайтборд в Озон банк мне проводил лид направления, а после я созвонилась с дизайн-директором и расскзала ему ход своих мыслей и своё решение.
Интервью с командой / прочими заинтересованными лицами
Этот этап является заключительным в вопросе вашего найма. Он может поделиться не на одну встречу, а несколько с разным составом участников и необходим для уточнения последних вопросов. Так, например, я встречала вот такие составы заинтересованных лиц на звонке:
- Интервью с дизайн-директором / арт директором / хэдом
Существует для подтверждения оценки вас лидом или для того, чтобы задать вопросы, которые не были заданы ранее. Если в вас сомневаются или есть выбор между кандидатами – это отличная возможность показать себя с лучшей стороны. - Интервью с командой
Позволяет вам познакомиться с будущей продуктовой командой, а ей с вами. Члены команды задают вам вопросы о том, что для них важно в вашей совместной работе. Так например, разработчики могут узнать о том, как вы раньше коммуницировали со своими коллегами-кодерами. Вы можете сойтись или не сойтись по общему настроению, отношению к работе или интересам. Когда я работала в Альфа Инвестиции, на этом этапе мы, как команда, подсвечивали кандидату что любим путешествовать. Это могло влиять на решение в пользу нашей команды кандидата. - Интервью с представителями бизнеса / BPO / Стейкхолдерами
Встечается, когда заказчики продукта вашей будущей команды – активные и заинтересованные лица. Они задают вопросы, направленные на процессы и конфликты между тем, что соответствует дизайну и бустит метрики. Им важно знать то, как вы будете решать такие проблемы. Тут важно не вставать безоговорочно на сторону бизнеса, обещая, что всегда будете забивать на дизайн систему. Будьте умнее и показывайте себя как более опытного специалиста, котоырй умеет анализировать.
В целом, этап дополнительного интервью существует не всегда: иногда его вовсе нет, иногда это встреча с огромным колличеством людей, а иногда серия из 3-х встреч, где вы говорите одно и то же. Не воспринимайте этот этап как сомнения в вас, ведь если вы дошли до него, в первую очередь он может помочь убедиться компании в правильности своего решения.
Принятие решения
Я выделила принятие решения в отдельный этап потому что он всегда проиходит по-разному. После всех заданий и интервью исхода два: либо отказ, либо оффер.
Отказ
Важно помнить, что отказ не значит что вы плохой дизайнер. В первую очередь помните о том, что скорее всего вам было бы трудно с текущими навыками в компании. Организациям также невыгодно допускать большую текучку кадров, поэтому отказ защищает обе стороны от возможных негативных эмоций в будущем и раннего увольнения.
Чаще всего отказы происходят после первого интервью с лидом или тестового/вайтборда. В конце процесса отказ относительно редкое событие. Сам отказ, чаще всего, приходит вам в текстовом виде от рекрутера или HR с которым вы коммуницировали на протяжении всех этапов.
Оффер
Благоприятный исход, ради которого вы проходили все этапы может быть реализован в разном виде:
- Созвон с лидом, который расскажет детали и ответит на ваши вопросы
- Созвон с рекрутером или HR который расскажет детали и ответит на ваши вопросы
- Созвон с полноценной презентацией оффера (чаще встречается в крупных компаниях)
- Текстовое сообщение и диалог в мессенджере, где велась переписка ранее
- Письмо с файлом оффера на почту
Самое приятное, конечно, получать полноценную презентацию-оффер, потому что она закрывает большую часть вопросов. После этого вы можете как принять, так и отказаться от оффера. Вам также дают время на то, чтобы всё взвесить, сравнить с другими офферами при наличии и дать ответ через время.
Конец
Теперь вы знаете подробно о том, как проходят все этапы собеседования на позицию продуктового дизайнера и я надеюсь, что эта статья была для вас полезна. Желаю вам побольше успешных офферов и интересных процессов найма.
Также, я веду канал в телеграмм и буду рада видеть вас там
Помимо этого, я создала бот с брифами, который поможет тренировать свои навыки в дизайне
Всем привет! В этой статье поговорим о процессе найма UX/UI дизайнера со стороны нанимающей стороны, на что обращаем внимание, как смотрим и каких ошибок лучше избежать. Статья будет в формате вопрос-ответ, просто потому что мне так легче думается и пишется и, надеюсь, так будет меньше воды. Поехали.
Сегодня расскажу про процесс, через который я прошел, дам советы через свой опыт и как мне кажется, после прочтения вы получите реально рабочую инструкцию по поиску работы.
Приглашаю на первую IT-рыбалку, которая пройдет 12-14 июня. Руководители студий соберутся в неформальной обстановке, чтобы обсудить проблемы, отдохнуть от суеты и душевно порыбачить.
«Как вы придумываете дизайн, с чего начинаете?» Такой вопрос регулярно задают дизайнерам на собеседованиях. Расскажу, что отвечаю я.
"Нажимаю на кнопочку, и оп! без лишних слов дизайн готов!" (Шутка)
В этой статье не будет обучений, моя цель — поделиться опытом и советами, которые помогут лучше подготовиться и понять формат.
Последние интервью показали, что самая актуальная головная боль для собственников-это найм. Так давайте избавляться от этого недуга!
Да, рынок стал более требовательным, да и компании ищут не просто дизайнеров, а универсальных специалистов, способных решать комплексные задачи. Как вы считаете, связано ли это с растущей конкуренцией в сфере дизайна или же с тем, что сами продукты становятся все более сложными? Ведь еще, лет пять назад было достаточно показать пару крутых проектов в портфолио и рассказать о своей страсти к дизайну.
Я считаю, что конкуренция в сфере дизайна растёт только на низких грейдах. Продукты развиваются, да, и это требует не столько универсальных специалистов, сколько больших профессионалов. Сейчас сложнее развивать начинающих дизайнеров в связи с внешними вызовами, поэтому во избежании текучки, отборы становятся серьёзнее. Также в начале статьи описала состояние рынка сейчас