Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

Как известно, культура ест стратегию на завтрак, обед и ужин. Однако, если мы начнем разбираться с сутью вопроса, нас ждет много неожиданных открытий. Главный из которых – ничто не мешает им начать завтракать вместе.

Не секрет, что любую новую информацию мы видим через призму наших ценностей, принципов и привычных норм поведения. Трансформация корпоративной культуры – это прежде всего апдейт мировоззрения каждого конкретного человека, причастного к общему делу. Одна из ключевых моделей, которая помогает разобраться в этом процессе, это пирамида логических уровней Дилтса:

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

Отличительный признак пирамиды – жесткая иерархия. Каждый из нижестоящих уровней определяется влиянием верхнего. Интересно, что и пирамида корпоративного бренда, и пирамида стратегии устроена похожим образом.

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

На вершине находится миссия (в случае личности – предназначение), и все остальные элементы модели испытывают ее влияние. Миссия напрямую не связана с тем, какова бизнес-модель или годовой оборот нашего бизнеса. Однако она дает энергию и смысл, чтобы управлять ресурсами и развивать компанию.

А теперь давайте посмотрим, как процессы, культура и стратегия формируют ДНК организации на разных уровнях и помогают создать системно-развивающийся бизнес.

Модель REM, объединяющая триаду "процессы-культура-стратегия" в единую карту

У нас есть два вектора развития: вектор развития управленческих компетенций и вектор развития стратегии. Продвигаясь слева направо и сверху вниз, мы постепенно движемся в сторону более комплексного, более интегрального управления ценностью.

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

На базовом уровне, начиная с настройки процессов, мы определяем цели и типологию оргкультуры компании – это может быть, к примеру, адхократия или иерархия, клан или рынок. Здесь очень пригодятся работы Генри Минцберга и его последователей Кима Кэмерона и Роберта Куинна, создавших модель конкурирующих ценностей.

В плане стратегии (горизонтальный вектор) четыре типа корпоративной культуры соотносятся с таким параметром, как планирование (как будем двигаться?).
В плане стратегии (горизонтальный вектор) четыре типа корпоративной культуры соотносятся с таким параметром, как планирование (как будем двигаться?).

Следующий шаг – определение стиля менеджмента, который используются в компании при разработке рыночной ценности. Здесь мы находимся в парадигме между гибкими методологиями и «водопадом».

По горизонтали этот параметр соотносится с продуктовым уровнем стратегии (что нам важно? на чем мы фокусируемся?), от которого мы можем перекинуть мостик к ценностному предложению.
По горизонтали этот параметр соотносится с продуктовым уровнем стратегии (что нам важно? на чем мы фокусируемся?), от которого мы можем перекинуть мостик к ценностному предложению.

Следующие два уровня по вертикальной шкале соотносятся уже не с коллективным портретом организации, а с развитием личных компетенций.

Первый уровень – это skillset box, совокупность жестких и мягких навыков каждого сотрудника, вовлеченного в ключевые процессы. Здесь и профессионализм, и понимание матчасти, и все то, что обычно объединяется под зонтичным термином soft skills.

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

Второй уровень – mindset box, соотносимый со сферой этики. Иначе говоря, это набор ценностных установок, которые определяют наше поведение и индивидуальную оптику при подходе к той или иной проблеме.

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

Линия стратегии на двух верхних уровнях говорит о ценностной стороне стратегии, создаваемой для рынка, и соотносится с такими понятиями, как видение (куда мы идем?) и миссия (что нами движет?). Находясь на вершине пирамиды стратегии, миссия управляет развитием бизнеса. Именно поэтому, только мысля глобально и задаваясь важными для человечества вопросами, можно достичь настоящих прорывных успехов, создав компании уровня Spotify, Netflix или Tesla. Примечательно, что о последних очень часто говорят именно в разрезе уникальной корпоративной культуры.

Организация – это прежде всего люди, из которых она состоит. Успешная современная компания не только развивает продукт вокруг клиента, но и сама становится своего рода акселератором для навыков и компетенций каждого из членов команды.

Почему стоит различать ценности стратегии и ценности культуры

Важнейший момент – умение отличать ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Дело в том, что первые формируют нечто важное для рынка (подробный материал о том, как трансформировать компанию и построить продуктовый портфель на основе таких ценностей – тут). В то же время ценности-средства служат инструментальной основой для достижения подобных целей.

Когда мы говорим про инструментальные ценности, стоит помнить, что в их фундаменте находятся убеждения – и вот они то пересекаются с базовым установками ключевых людей компании, формирующих ценностное предложение для рынка.

Культура и стратегия завтракают вместе? Доказываем при помощи схемы

В конечном счете ценности-средства – это некоторые точки приложения усилий, потому что, когда мы действуем вслепую, мы совершаем больше лишних движений, которые отдаляют нашу цель.

Однако, помимо принципов, существуют нормы или правила поведения, принятые в данной компании в данный момент времени. Они не формируют ценностный алгоритм принятия решений – скорее, служат конкретными ориентирами, наподобие дорожных знаков. И их тоже очень часто путают с ценностями. Например, культура провала – это важный принцип, который помогает компании развиваться и искать новые решения. А вот "ответ на письмо в течение 24 часов" – скорее правило, регулирующее практику взаимодействия в области операционного управления и процессов.

Пример перечня принципов, лежащих в основе корпоративной культуры
Пример перечня принципов, лежащих в основе корпоративной культуры

Рыночные ценности, или ценности-цели – отвечают на вопросы "куда мы идем и как нам там оказаться?" и относятся области бизнес-стратегии. Принципы – дают понять, что у нас есть для того, чтобы мы там оказались. Какие личные навыки, компетенции и убеждения помогут нам этого достичь.

Ценности-цели традиционно становятся частью брендбука – ведь они отвечают на вопрос, чем мы интересны рынку. Ценности-средства, или управляющие принципы организации – служат инструментами, чтобы к этим целям прийти и ложатся в основу корпоративной культуры, зафиксированной в виде хэнбука (туда же включаются правила и нормативы). Хэндбук – это настольная книга сотрудника, которая, как и следует из названия, будет всегда под рукой и поможет сориентироваться в том, что и как устроено в компании.

Как найти и сформулировать принципы корпоративной культуры?

В заключение о том, какой алгоритм может помочь в разработке принципов корпоративной культуры:

  1. Назначить и провести синхронизацию команды. Для такого рода работы подходит мозговой штурм или фрирайтинг, когда каждый из собственников/топ-менеджеров делится теми мыслями и идеями, которые приходят в голову.
  2. Следующий шаг – просеять эти идеи. Прежде всего нам необходимо отделить принцип от рыночных ценностей и не путать их. Также полезно проранжировать полученные гипотезы, выявить лучшие из них – те, без которых трудно представить устойчивое развитие компании.
  3. Далее стоит соотнести получившиеся принципы с ценностями для рынка. Всё ли логично? Нет ли противоречий? Чаще всего принципы корпоративной культуры лежат в сфере рыночных ценностей, не противореча им.
  4. Финальный список необходимо обсудить на очной встрече. Задайте вопрос, все ли одинаково понимают получившиеся формулировки, ведь сейчас самое время для конструктивной дискуссии.
  5. Уточненные формулировки можно включать в документ, резюмирующий работу.

Больше информации о том, как работать с ценностями, стратегией и корпоративной культурой, можно найти на канале t.me/socrateamchannel. Здесь же мы регулярно публикуем анонсы открытых зумкастов с экспертами-парктиками и информацию об офлайн-мастерстких Socrateam School.

В качестве постскриптума – выступление философа Андрея Баумейстера о том, почему личная миссия важна для построения бизнеса ничуть не меньше, чем корпоративная.
8
Начать дискуссию