Технологии AR — ускоряем обучение сотрудников

Сотрудников надо обучать. Сегодня это уже не какая-нибудь гипотеза, выдвинутая британскими учеными, а вполне состоявшийся факт. И касается он абсолютно всех — сотрудников производств, руководителей отделов и даже топ-менеджеров компаний. Только в этом случае бизнес будет расти и развиваться.

Но тут же возникает вопрос: в каком формате проводить обучение? Про оффлайн говорить не приходится – с 5 октября 30% сотрудников Москвы, например, обязаны работать удаленно. Тут не до корпоративных слетов и живых тренингов.

Второй вариант – дистанционное обучение. Способ вполне рабочий, но для розницы, скажем, неприменимый. Сотрудники работают не в офисе или дома с ноутбука, а натурально в зале магазина. Там вообще дай бог один компьютер на всю команду.

К чему же мы подводим? Подводим мы к тому, что AR – прекрасный инструмент для организации корпоративного обучения. С его помощью можно легко перенести учебный контент на объект изучения. И для этого совершенно необязательно иметь компьютер под рукой. Все что нужно: любая поверхность с AR-маркером и ваш собственный смартфон.

За этот вариант говорит и статистика: материал с дополненной реальностью усваивается в 2.9 раза лучше, чем без нее. Это данные Neuro-Insight Study – компании, которая занимается изучением новых технологий. Плюс к этому, экономится время, затраченное на обучение. Гаджет всегда под рукой, получить информацию можно за несколько секунд.

Но все это теория, а как же факты и доказательства?

Давайте посмотрим реальные кейсы: как AR помог компаниям организовать корпоративное обучение.

Проблема № 1 – теория не синхронизирована с рабочей практикой

С такой проблемой к нам пришла компания ECCO. Обучение у коллег серьезное – готовят курсы, видеоматериалы, в каждый магазин выезжает тренер по продукту. Дважды в год обновляется коллекция обуви.

Но был нюанс, который в принципе рушил все. Приход коллекции в магазин часто не совпадал с проведением обучения. Иногда оно проходило сильно заранее, и сотрудники успевали забыть информацию. А иногда, наоборот, обучения еще не было, а торговать уже было нужно. Это, конечно, отрицательно сказывалось на показателях продаж.

С доступом к контенту тоже все было печально. Чтобы найти информацию, приходилось зайти в единственный в магазине компьютер, открыть обучающую платформу и найти в ней конкретный товар. По итогу сотрудник полчаса искал информацию, которую мог найти и усвоить за пар минут. Это серьезно било по производительности бизнеса.

Что мы предложили и, соответственно, реализовали:

Основная работа проходила с товаром. На новинках в торговом зале мы разместили AR-маркеры, они содержали информацию о продукте. Сотрудники сканировали маркер с телефона и смотрели видеоролик с подробным рассказом. Как итог – больше не пришлось окрикивать старших коллег с просьбой помочь или бежать через весь зал к компьютеру.

На коробках с обувью мы разместили еще кое-что: сделали подсказки по продажам и дополнили информацию о продукте.

Что получилось в итоге:

сотрудник сканирует коробку с обувью

и переходит на сайт-справочник с полной информацией о конкретной модели

В награду за труды мы получили две важные цифры. Индекс вовлеченности персонала вырос на 33%, уровень знаний о продукте увеличился на 15%. И это только часть всего, что мы реализовали с Ecco, подробнее можно почитать здесь.

Проблема № 2 – сложность адаптации сотрудников на месте работы

Например, такая проблема возникает на производствах и складах. Особенно, если человек до этого с проф. оборудованием ни разу не работал. AR-технологии помогают справиться и с этим.

Дополненная реальность позволяет быстро ориентироваться на производстве. Интерактивные AR-инструкции заменяют технические руководства и другую сложную документацию. Дополненная реальность упрощает навигацию: отображает наиболее эффективный маршрут внутри склада и дает сотруднику инструкции по загрузке/разгрузке в режиме реального времени.

AR облегчает поиск и сбор товара. Срабатывает прием незаметного обучения через игру. Сотрудник получает подсказки о том, что нужно сделать, когда приближается к стенду или полкам. Таким образом, обучение происходит прямо во время работы.

Так работает система «vision picking», созданная в компании DHL. Она позволяет сотрудникам быстро находить нужную информацию о посылке и принимать решение по ее дальнейшей транспортировке.

сотрудник DHL пользуется AR-подсказками

Особенно хороша технология для новичков. По данным DHL, время обучения и адаптации с использованием AR сократилось на 50%.

Подобная система хорошо показала себя и в рознице. Мерчендайзер или работник склада подходит к полке с планшетом и получает информацию, нужную для работы. Сотрудник учится и работает одновременно.

Проблема № 3 – не столь очевидна, но не менее болезненна для владельцев компаний. Касается она обучения топ-менеджеров и руководителей на всех уровнях.

Этим сотрудникам всегда не хватает рабочего времени. А учиться все же нужно – проблемы в управлении могут ударить по бизнесу не меньше, чем проблемы в производстве или, скажем, логистике.

Тут тоже есть хороший кейс. К нам в Argument обратилась компания Лукойл. 2020 год был объявлен у них годом лидерства, было решено сделать упор на образование в этой сфере.

Мы создали AR-приложение и интегрировали в него обучение для лидеров компании. Включили в него книги по лидерству, добавили нишевые курсы: по запросу обратной связи, тонус-менеджменту и основам системного мышления.

Предусмотрели носители, которые всегда будут под рукой – календари и блокноты. Контент обновлялся на них каждый месяц: добавлялись новые лекции, курсы и советы по лидерству.

AR-меню на календарях Лукойл

Информацию сделали доступной в любом удобном формате – ее можно читать, слушать или смотреть на видео. Так мы сэкономили время сотрудников и сократили необходимость в вебинарах, оффлайн-курсах и прочих образовательных вещах.

Конечно, бывает, что без офлайна не обойтись. И дело тут не только в обучении. Оффлайн – это нетворкинг, впечатления и чувство корпоративной причастности. Новые технологии их заменить не могут.

Заменить нет, а усилить – запросто. Лукойл дал нам еще один запрос.

Проблема № 4 – повысить вовлеченность сотрудников на корпоративной конференции.

Что мы сделали. Добавили AR-маркеры в плакаты и стенды, установленные на конференции. В них зашили полезный материал – какой спикер где выступает, во сколько будет кофе-брейк и другие важные вещи.

Учим работать с AR на конференции Лукойл

Сделали раздаточный материал: включили в него визуальную информацию, которая помогла усвоить знания от спикеров. По итогу добились конечной цели – сотрудники были информированы и вовлечены.

В итоге мы имеем два тезиса.

Обучать сотрудников нужно быстро – скорость напрямую влияет на прибыльность и успешность бизнеса. Обучать сотрудников нужно качественно: отсутствие профессиональных знаний может привести к репутационным и финансовым потерям.

Дополненная реальность позволяет соблюсти два этих критерия – доказано на практике. Ей по силам вовлечь сотрудников и ускорить работу бизнеса.

Реализовано с помощью argument

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Гапоненко

Интересно, спасибо. Но возник вопрос по AR. По вашему описанию воспринял воплощение идей как метку с ссылкой на сайт, грубо говоря, а там и вся информация.

Но AR предполагает дополнение нашей реальности, введение новых графических/текстовых элементов, которые видны только через камеру смартфона, например. Или подобное воплощение тоже было?

Ответить
Развернуть ветку
ARGUMENT
Автор

Интерактивные ссылки на внешние ресурсы - это только часть функционала платформы. В редактор ARGUMENT можно загружать контент разных типов: фото, видео, 3D видео, интерактивные кнопки, презентации и т.д. Именно этот контент пользователь приложения и будет просматривать в режиме AR на своём смартфоне. 

Ответить
Развернуть ветку
Аня Голубева

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Как насчёт того чтобы сделать ar маркером любое рандомное изображение?

Ответить
Развернуть ветку
ARGUMENT
Автор

На данный момент маркер - любое изображение. Должно ли быть оно рандомным? не знаю, нужно смотреть на бизнес-задачу и уже решать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Ну да я и имел ввиду любое фото без qr метки, спасибо это отлично.

Ответить
Развернуть ветку
ARGUMENT
Автор

Помимо всего, мы научили приложение сканировать штрих-кода и выводить контент по штрих-коду. Для ситуации продуктового обучения в ритейле - очень удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Komarov

Что такое AR?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zaika

Augmented Reality. То что в статье, это такой маленький ARчик.

Ответить
Развернуть ветку
ARGUMENT
Автор

Маленький, да удаленький ). Приносящий пользу компаниям.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zaika

Это точно, особенно такая польза ощутима в строительной отрасли. Отсканировал код на площадке и сразу вся проектная документация на руках. Ещё маркеры можно использовать для проверки правильности установки и сборки оборудования.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда