Где найти сотрудника за 0 рублей(или с минимальными затратами)?
В 2024 году расходы российских компаний на подбор нового сотрудника значительно возросли, особенно в сегменте массового персонала. По данным консалтинговой компании RosExpert, средняя стоимость разового закрытия позиции в этом сегменте составляет около 13 000 рублей. Однако из-за высокой текучки кадров и необходимости неоднократного закрытия одной и той же вакансии в течение года суммарные затраты могут сравняться с расходами на найм руководителя, где медианная стоимость составляет примерно 97 000 рублей.*
В этой статье вы найдете:
Ключевой принцип подбора сотрудников
Метод 1: поиск сотрудников в телефонной книжке
Метод 2: поиск сотрудников в соцсетях
Метод 3: поиск кандидатов через сотрудников и их контакты
Метод 4: поиск сотрудников на отраслевых мероприятиях
Вывод
Ключевой принцип подбора сотрудников
Подбор персонала можно сравнить с продажами, только вместо товара вы предлагаете работу, а вместо воронки продаж у вас воронка кандидатов. Это значит, что на каждом этапе найма важно учитывать бюджет, конверсии и эффективность процессов.
Современный рынок труда демонстрирует, что зачастую не компания выбирает кандидата, а кандидат выбирает из списка компаний. Это повышает стоимость найма и делает каждый этап отбора критически важным.
Люди выбирают не только компанию, но и тех, кто за ней стоит. Социальные связи и рекомендации от знакомых становятся мощным инструментом, который часто работает лучше и дешевле стандартных методов. Рекомендации формируют доверие, а это главный фактор успеха в найме (как и в продажах).
Помните: собеседование – это двухсторонний процесс. Вы оцениваете кандидата, а он – вас. Используйте свои социальные ресурсы, чтобы привлекать сильных сотрудников и укреплять репутацию вашего бизнеса.Давайте разберемся, как найти необходимых и сильных сотрудников, используя те социальные ресурсы, которые уже есть у вас под рукой.
1. Поиск сотрудников в телефонной книжке
Если вы начали бизнес не вчера, то наверняка ваш список контактов состоит из сотен, а то и тысяч человек. Среди них есть коллеги, друзья, партнеры, клиенты и другие профессионалы. Многие из них наверняка знают тех, кто сейчас в поиске работы или просто заинтересован в новых возможностях. А что если пойти дальше и попробовать привлечь к поиску специалистов людей из окружения ваших знакомых?
Механика метода:
- Пробегитесь по телефонной книжке и составьте список людей, которые потенциально заинтересованы в поиске работы или у них могут быть такие знакомые в их телефонной книжке, т.е. контакты второго порядка.
- Сделайте рассылку в виде короткого сообщения: «Привет! Нужен твой совет, можем созвониться на 5-10 минут? Когда удобно?». Как правило, такое сообщение работает в 90% случаев, потому что людям приятно, что:
а) про них вспомнили;
б) у них просят совета.
- Во время звонка подробно рассказываем об открытой вакансии. Если у собеседника есть подходящий знакомый, просим сразу передать его контактные данные. Если таких знакомых нет, уточняем, может ли он порекомендовать кого-то, у кого могут быть подходящие кандидаты.
Плюсы:
– Высокий уровень доверия благодаря рекомендациям
– Развитие сети профессиональных контактов
– Отсутствие финансовых затрат на услуги по подбору персоналаМинусы:– Затраты личного времени
2. Поиск сотрудников в соцсетях
Не стоит недооценивать силу социальных сетей. Даже если у вас небольшая аудитория, публикация о вакансии может сработать. Каждая публикация о вакансии может дать результат, если использовать все возможные каналы:
- Личные соцсети
- Корпоративные соцсети
- Профили сотрудников компании
- Аккаунты друзей, особенно с широкой аудиторией
- Закрытые чаты и профильные группы в мессенджерах
Опубликуйте пост о поиске сотрудника со ссылкой на вакансию. Чем шире охват, тем выше шанс найти подходящего кандидата.
Плюсы:
- Никаких затрат
- Широкий охват аудитории
- Высокий уровень доверия через рекомендации
Минусы:
- Требуется наличие активных аккаунтов в соцсетях
3. Поиск кандидатов через сотрудников и их контакты
Частично мы затронули это в предыдущем пункте, когда упоминали соцсети сотрудников. Ваши сотрудники – это не только профессионалы, но и потенциальные рекрутеры. Они знают, как устроена компания, и могут порекомендовать подходящих людей из своего окружения. Более того, они могут помочь вместо вас “продать” работу знакомому.
Как использовать рекомендации сотрудников:
- Соберите команду и объявите, что вы ищете нового сотрудника.
- Дайте сотрудникам все необходимые материалы: ссылку на вакансию, контакты сотрудника, который будет обрабатывать кандидатов (как правило, это штатный HR) и текст сообщения, которое они будут использовать при рассылке
- Предложите бонус за рекомендацию: сотрудник, который привел нового коллегу, получит вознаграждение после прохождения кандидатом испытательного срока. Не жадничайте. Скорее всего, в текущих реалиях рынка труда, вы все равно потратите больше на поиск необходимо специалиста, если будете применять классические методы.
Как мотивировать сотрудников на поиск кандидата:
- Нематериальная мотивация: благодарность, фотография на доске почета, дополнительный выходной.
- Материальная мотивация: бонус к зарплате, обучение, ДМС.
Приведу пример из работы кадрового агентства. Когда мы искали сотрудников на позицию закупщиков в крупную дистрибьюторскую компанию, мы обнаружили, что по стране таких специалистов можно пересчитать по пальцам одной руки. Тогда мы запустили предложение в команду закупщиков: тот сотрудник, который приведет подходящего специалиста, получит бонус 30.000 рублей. Данная механика успешно сработала. Более того, сотрудник, который помог закрыть позицию, в итоге отказался от материального бонуса. Это, кстати, показывает, что для сильных узкопрофильных специалистов, как правило, намного важнее нематериальная мотивация. А если вам нужно найти разнорабочих, кладовщиков или водителей-курьеров, то, наоборот, лучше сработает материальная мотивация.
Плюсы:
- Сотрудники выступают надежными амбассадорами компании
- Высокий уровень доверия благодаря рекомендациям
Минусы:
- Требует финансовых вложений
4. Поиск сотрудников на отраслевых мероприятиях
Конференции, выставки, семинары, мастер-классы, нетворкинг-мероприятия – это прекрасные площадки для поиска сотрудников. На таких мероприятиях собираются, как правило, профессионалы, заинтересованные в развитии. Это означает, что событие само по себе - это фильтр рынка труда.
Механика метода: 1 Познакомиться с максимальным количеством специалистов, пообщаться и рассказать о себе и компании. Например, если вас интересуют менеджеры по продажам, то задача становится проще – они есть на всех стендах.2 Договориться сразу о следующем шаге с понравившемся специалистом (интервью, собеседование) – всё как в классических продажах. 3 После мероприятия собрать все контакты предварительно подходящих специалистов и обработать их по воронке подбора. Дополнительно будет плюсом, если вы будете спикером на мероприятии. В таком случае, специалисты сами заинтересуются вами.
Плюсы:
- Высокий уровень доверия благодаря личным знакомствам
- Возможность привлечь лучших специалистов отрасли
Минусы:
- Требует некоторых финансовых вложений
- Предполагает затраты вашего времени
- Есть риск неоднозначной реакции со стороны конкурентов
Вывод
Как вы, возможно, заметили, все способы так или иначе основаны на социальных способах взаимодействия: будь то ваши контакты или контакты ваших сотрудников, будь то социальные сети или встречи вживую на мероприятиях. И это неспроста, ведь все четыре способа объединяет одно – высокая лояльность кандидатов к конкретному человеку. Люди покупают у людей.
Более того, бизнес делают люди. Помните: бизнес = люди. Найти сильного специалиста – это еще один важный шаг на пути роста вашего бизнеса.
В 2025 году рынок переживает дефицит кадров — в этих условиях все больше работодателей страдают от нехватки сотрудников. Но порой невозможность нанять специалиста вовсе не связана с недостатком кандидатов. Некоторые работодатели сами делают все, чтобы оттолкнуть сильные кадры. Рассмотрим причины, по которым компания может длительное время не закрыв…
Если вы всё ещё ждёте, что где-то существует волшебное место, где нужные кандидаты стоят в очереди, мечтая работать у вас, пора признаться себе — это миф. Подбор персонала давно превратился в сложную стратегическую игру, в которой руководитель должен выбирать не только лучших людей, но и правильный способ их поиска. Это не случайная рыбалка, и даже…
Сегодня ситуация на рынке труда в России непростая. Геополитическая нестабильность и экономические изменения привели к рекордно низкой безработице — менее 3%. Это явление, с которым страна не сталкивалась за всю свою историю. В такой ситуации работодатели сталкиваются с большими трудностями в поиске квалифицированных специалистов. В таких условиях…
«Работодатель спрашивает у кандидата:
— Почему вы хотите работать у нас?
— У вас бесплатное печенье!
— Но это ведь не главное!
— Конечно! Главное — еще и кофе!»
Люди — это главный ресурс любой компании. Всё остальное — капитал, недвижимость, оборудование, технологии — можно купить. Но именно люди приводят эти ресурсы в действие, создают продукты, обслуживают клиентов и двигают бизнес вперёд. Умение находить, нанимать и удерживать лучших сотрудников — это ключевой навык успешного лидера. В этой статье мы ра…
Помните старые фильмы, где кадровики сидят в кабинете, пьют чай и решают, кому быть, а кому не быть в коллективе? Пока рабочий процесс кипит, они неспешно листают анкеты и отмахиваются: «Ну, этого берем, а этот нам не подходит».
Если речь идет не о каких-нибудь несчастных копирайтерах, которых 100 человек на место и проблема именно в отборе, то ничего из вышеназванного не поможет. В личной базе есть все, кроме тех кто нужен. Поиск с использованием мероприятий займет годы и никто ждать столько не будет. Соцсети могут в принципе помочь, но утверждение, что все их ведут сильно преувеличено.
В 80 процентах случаев помогает хантинг, но заказчик должен быть щедрым и на зарплату соискателю и на представительские расходы. Пример -заказчику был нужен человек, который бы возглавил его цех по копчению рыбы с опытом работы либо на позиции технолога, либо на позиции начальника. Дали объявление (не могу сказать, что зарплата была ниже плинтуса, но могла быть и побольше). Откликов ноль. 2 месяца пробултыхались, заказчик вошел в разум, зарплату увеличили втрое, были даны представительские деньги в разумных пределах без ограничений. Поехал в соседнюю область и перекупил.