Как учиться предпринимательскому мышлению с интересом
Учебник не научит видеть скрытые мотивы участников рынка, быстро адаптировать стратегии и принимать решения в условиях постоянных изменений. Меня зовут Дарья Приц, я — автор образовательных программ для развития предпринимательского мышления, и в этой статье я расскажу, как после «игр» топ-менеджеры меняют подход к бизнесу и открывают новые таланты в своих командах.
Кто ты сегодня — мэр, гендиректор или подрядчик: зачем сотрудникам примерять разные роли
Ситуация: крупный федеральный ритейлер решает выйти на рынок небольшого, но перспективного города. Казалось бы, что может быть проще? У компании есть ресурсы, опыт, отработанные бизнес-процессы. Но едва команда начинает работу на новой территории, она сталкивается с паутиной интересов и противодействий.
Местные предприниматели сопротивляются приходу «чужака»: владельцы недвижимости поднимают арендные ставки, конкурирующие сети разрабатывают стратегию контрнаступления. А городские власти разрываются между желанием привлечь инвестиции и необходимостью защитить местный бизнес. В такой ситуации успех зависит от умения видеть скрытые мотивы всех участников рынка, выстраивать тактики, находить компромиссы или обходные пути. Иными словами — от предпринимательского мышления.
Где и как развить этот навык, если не в «боевой» схватке за долю рынка? Традиционные методы обучения — лекции, учебники, даже бизнес-кейсы — не дают возможности прожить подобные ситуации, проверить гипотезы и стратегии.
Уже несколько лет мы в Vium проводим игровые симуляции для развития предпринимательского мышления. Участники получают роли: кто-то играет руководителя команды масштабирования, кто-то — мэра города, кто-то — владельца недвижимости или представителя местного бизнеса. У каждой роли есть задачи, но мы предлагаем участникам определить и собственные цели — тут и раскрывается суть.
Настоящие предприниматели виртуозно меняют тактики, не упуская из виду свои цели. Игровая среда постоянно преобразовывается из-за решений всех участников, создавая реальную неопределенность: кто-то быстро считывает ситуацию и использует ее в своих интересах, кто-то упускает ключевые сигналы и проигрывает. После — рефлексируем, насколько удалось достичь целей, как строилось взаимодействие с другими игроками, какие навыки требуют развития.
«Это же несерьезно, игры какие-то!» — часто слышим мы от топ-менеджеров, когда предлагаем им такой формат. Но скептицизм исчезает, как только они погружаются в процесс и осознают его ценность. Потому что игра позволяет испытать свои стратегии, проверить гипотезы и развить навыки, которые невозможно получить из книг или лекций.
Сегодня питчишь ты, завтра — тебя: как симуляции раскрывают потенциал управленцев
Мы уверены: нельзя прийти к предпринимательскому мышлению только через теорию. Поэтому в игре создаем тренировочный полигон, максимально приближенный к реальности. Один из наших самых эффективных форматов — симуляция инвестиционного комитета. Участники по очереди выступают в двух ролях: сначала как предприниматель, ищущий инвестиций, а потом как член инвесткомитета, оценивающий чужие проекты.
На первом этапе они презентуют идею. Питч получается максимально реалистичным — вплоть до конкретных цифр: «Я запрашиваю 150 миллионов на этот пилот». Члены импровизированного комитета обсуждают проект и выносят решение: «Мы дадим только 50 и не на 6 месяцев, а на 3. Нам не хватило этих и этих данных. Если бы вы учли эти факторы, могли бы получить больше».
После этого роли меняются. Те, кто только что защищал свой проект, становятся членами инвесткомитета и оценивают чужие идеи. Они задают вопросы, выявляют слабые места, решают — дать деньги или нет. Участники тренируют навык запрашивать ресурсы и одновременно понимают логику инвесторов. Они начинают анализировать: «Я сам не упомянул эти риски, когда питчил», «Я не показал масштабируемость, поэтому получил отказ».
Для гарантированного успеха мы привлекаем настоящих предпринимателей, чтобы участники видели живые образцы для подражания. Например, в программе для ВТБ за три месяца топ-менеджеры встретились с 40 бизнесменами. Приглашенные нами инвесторы в диалоге с участниками обучающей программы выявляют их текущее понимание и показывают дефициты. Дальше — практика, где участники проводят customer development с реальными представителями их ЦА.
В этом две наши ключевые компетенции — умение сценировать образовательную среду и заполнять ее нужными людьми: опытными предпринимателями, инвесторами и экспертами.
Наши инсайты: как изменяются люди и компании
После игровых сессий участники иначе видят свою роль в бизнесе, увереннее ведут переговоры. Компании отмечают, что 90% сотрудников больше не боятся неопределенности, быстрее принимают ответственные решения, эффективнее работают. И эти навыки сохраняются годами.
Руководители теперь понимают, кому поручить решение предпринимательских задач, а кто будет отвечать за инновации.
Если ваша компания стоит перед задачей, требующей предпринимательского подхода, я рекомендую задуматься именно об игровом формате обучения, а мы в VIUM в этом поможем.
Хотите раскрыть свой предпринимательский потенциал или развить его внутри компании? Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я делюсь проверенными инструментами, историями успеха и эксклюзивными кейсами корпоративных инноваторов.
Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.
Знакома ли вам ситуация, когда отличные идеи внутри компании тонут в бюрократии и не доходят до рынка? Меня зовут Дарья Приц, я — автор образовательных программ для развития предпринимательского мышления, и в сегодняшней статье расскажу, как подобрать ключ к инновациям для крупного бизнеса.
Перед вами таблица с режимами игры в шахматы на Lichess. Как вы думаете, какой лимит времени самый популярный среди игроков? Какой бы режим выбрали лично вы и почему? Зависит ли наш выбор от предложения? Давайте проведем исследование.
Многие бизнесмены сталкиваются с ситуацией, когда их бизнес работает, но не растёт, а они сами тонут в рутине. Вроде бы доход есть, но амбиций становится всё меньше. Кризисы случаются всё чаще, а работа перестаёт приносить удовольствие. Почему так происходит?
Привет, меня зовут Павел Михайлов. Уже 15 лет я исследую предпринимательство в разных ролях. Дочитав до конца, ты найдешь ответ на свой глубинный вопрос.
Есть такая тенденция - выращивать в компаниях предпринимателей. Ну или как минимум внедрять «предпрнимательское мышление». Конференции на этот счет делают. Я даже сам выступал экспертом в программах по апгрейду корпоративных менеджеров в стартаперов (подобным баловались Х5, Открытие, Ростелик).
Даже самые успешные компании сталкиваются с вызовами: усиление конкуренции, поиск новых точек роста, отстройка от аналогов, внедрение инноваций. И так далее. И когда привычные подходы не дают нужного эффекта, на сцену выходят бизнес-игры — мощный инструмент, который помогает в нестандартном формате находить решения даже на сложные вопросы. В этом и…
Знаете, как я начинала свой карьерный путь? Молодая пигалица 22х лет пришла в крупную ИТ компанию отвечать за проектный маркетинг 🫣 Что мне помогло заручиться поддержкой матерых, серьезных профессионалов, руководивших крупными внедрениями?
А я считаю, надо и лит-ру читать, и практиковаться. Тогда, мб, что-то и получится.
Абсолютно с вами согласна! Как в спорте: теорию надо знать, но чемпионом станешь только на тренировках 😊
В наших программах мы специально сочетаем оба подхода — даём концептуальную базу (иногда это книги и статьи, иногда — беседы с практиками) и сразу закрепляем через игровые симуляции.
Кстати, многие участники после наших программ формируют свой список литературы, но читают уже совсем иначе — с прицелом на конкретное применение, а не абстрактно. И это работает в разы эффективнее!
А что из бизнес-литературы по предпринимательскому мышлению вы рекомендуете?
Интересно, как после одной игры можно стать эффективнее и научиться грамотно вести переговоры. Или сколько длится обучение?
Хороший вопрос! Конечно, одной игрой не ограничиваемся 😉
Наши программы длятся от 2 до 4 месяцев с регулярными встречами. Каждая игровая симуляция — это часть большого процесса, где участники последовательно развивают разные аспекты предпринимательского мышления.
Типичный формат такой:
6-8 игровых модулей
Работа с реальными менторами между модулями
Практические задания на своих проектах
Финальная "защита" перед инвесторами или руководством
Мы заметили, что эффект от такого формата гораздо устойчивее, чем от классических тренингов. Участники не просто получают знания, а проживают опыт предпринимательства в безопасной среде, где можно ошибаться и учиться на этих ошибках.
А после завершения основной программы многие участники продолжают поддерживать связь в сообществе, что даёт долгосрочный эффект!
тут уже одни запитчили проект своему руководству, вот что вышло по итогу) https://vc.ru/social/1875331-mts-zakroet-nuum-videoservis-kotoryi-zapuskali-kak-alternativu-youtube-i-tiktok
Да, видела этот кейс! На самом деле, он прекрасно иллюстрирует одну из главных мыслей, которую мы доносим на наших программах: предпринимательство — это не только про успехи, но и про умение анализировать ошибки и двигаться дальше 🔄
Проект Nuum был амбициозным экспериментом, и, честно говоря, в нынешних условиях запустить успешный видеосервис с нуля — задача сверхсложная. Даже с ресурсами такой компании как МТС.
Что полезного в таких историях:
1. Команда получила бесценный опыт запуска нового направления
2. Компания протестировала гипотезу без критичных потерь
3. Это открывает возможности для нового пивота с учетом полученных инсайтов
На наших программах мы как раз учим не бояться таких ситуаций.
В предпринимательстве важен не только результат, но и путь — каждый шаг дает информацию для следующего, возможно, более успешного решения.
Вы бы что посоветовали команде проекта сделать дальше? 🤔
Учебник не научит видеть скрытые мотивы участников рынка
Учебник, может, и не научит, а вот статьи с советами от предпринимателей - вполне. Почему вы против литературы?