Как мы ушли на удаленку и узнали о себе много нового: итоги опроса сотрудников

Все счастливые компании похожи друг на друга: они пережили локдаун и обошлись без фатальных потерь. Пандемия включила турбоускоритель перевода бизнеса в дистанционный формат, в том числе и для нас — аудиторов и консультантов. В марте, на пике аудиторского сезона, перед БДО Юникон встала задача — перейти в режим удаленной работы плавно для себя и безболезненно для клиентов.

С «удаленкой» мы уже были знакомы — до пандемии так работали некоторые наши сотрудники. Однако при переводе на дом всего штата компании не обошлось без проблем организационного, правового, технологического и психологического характера.

Многие впервые работали на дому постоянно, и новый опыт породил стресс. Не у всех в голове волшебный тумблер: щелкнул — и ты весь такой продуктивный с 9 до 18, не у всех дома стабильный интернет, личный кабинет и няня с бабушкой…

Как бы то ни было, с апреля по сей день почти вся наша команда в Москве, Санкт-Петербурге и других городах работает дистанционно. И мы решили провести опрос, чтобы выяснить, как себя чувствуют коллеги в новой реальности.

Кратко об исследовании

433 сотрудника из Москвы и региональных офисов (78% — специалисты, 22% — руководители) оценивали удобства удаленной работы, ее риски и сложности, а также баланс «работа/личная жизнь».

Анкета делилась на три блока: первый — вопросы об удобствах и преимуществах удаленной работы, второй — о ее рисках и сложностях. Респондентам предлагались утверждения, с которыми нужно согласиться в той или иной степени (от «10 = абсолютно согласен» до «1 = не согласен категорически»). На удовлетворенность указывал высокий балл в первом блоке и низкий — во втором. В третий блок вошли вопросы открытого типа, где сотрудники могли оставить личное мнение об удаленке и ее перспективах.

Главные цифры

Уровень удовлетворенности наших коллег дистанционной работой составил 9,2. Специалисты, менеджеры и директора (средний балл — 9,4) выглядят чуть более довольными, чем руководители (9,0).

· Самым большим плюсом «удаленки» стала экономия времени на дорогу (63,4% опрошенных). Интересно, что у руководителей этот показатель гораздо ниже — 46%.

· Самым серьезным минусом сотрудники считают отсутствие живого общения с коллегами. Так ответил каждый четвертый (25%).

· 23% опрошенных не видят недостатков у дистанционной работы.

· Самая неоднозначная картина — в вопросе о балансе между работой и личной жизнью (разброс оценок — от 5,5 до 10). Логично: за каждым из нас стоят уникальные обстоятельства.

· Удовлетворенность технологической стороной «дистанционки» — 9,5. Многие сочли ИТ-аспект безупречным, присвоив утверждению «Технологии, которые я использую, работая из дома, позволяют мне продуктивно работать, оставаясь на связи с коллегами» максимальные 10 баллов.

· Перспективу остаться на удаленке после пандемии 62% коллег оценили положительно и лишь 4% — негативно. Неприятие обусловлено личными причинами (бытовые условия, дети) или скепсисом по поводу формирования у новичков профессионального опыта без личного общения с клиентами и командой. Больше всего перспектива «сохранить дистанцию» вдохновляет менеджеров и директоров, меньше всего — партнеров (старших руководителей).

Многие коллеги обнаружили, что удаленная работа хорошо прокачивает soft skills. Люди осваивают технологии для удаленных коммуникаций, развивают навыки тайм-менеджмента, стремятся поддерживать продуктивность и самодисциплину.

Ложка дегтя

· Руководители проявили озабоченность по поводу ощущения связи с командой (средний балл — 7,9). Удаленно информировать и поддерживать командный дух — сложно, приходится по-другому обучать, наставничать и вводить в коллектив новичков. Главной же болью ЛПРов на «удаленке» стала нехватка личных встреч с клиентами.

· Несладко пришлось и новичкам. Так, начинающие консультанты оценили виртуальное взаимодействие на 6 из 10, а проблемы с доступом к руководителю — близко к максимуму. А вот молодые аудиторы проблем не испытывают: средний балл — 9,6. Это объясняется спецификой работы: строго регламентированный аудит не требует такого объема обсуждений, как консалтинг, где важен индивидуальный подход к каждому клиенту.

· Очень пестрая картина мнений в вопросе о концентрации при работе из дома. Если аудиторам старших грейдов не мешает никто и ничто (риск — 1 из 10), то начинающим консультантам сложно сосредоточиться при помехах вроде ремонта у соседей и разговорах домочадцев: оценка негативного влияния — 10 из 10. Впрочем, сетуют и опытные коллеги — на сбой режима труда и отдыха, гиподинамию, недостаток социальных контактов. Руководители указали на трудности с бумажными документами: иногда необходимо ставить «живую» подпись и организовать их передачу.

В целом по компании оценка рисков/сложностей дистанционки невысока — максимум 4 балла.

Особняком стоит вопрос о балансе «работа — личная жизнь»: множество индивидуальных моментов мешают вывести закономерность. Тем не менее, средний балл — от сдержанных 6,9 до оптимистичных 9. Молодые специалисты с радостью констатируют, что времени и свободы стало больше, трат на дорогу и еду меньше. А вот руководители с ответом затруднились (средняя оценка — 6,33): предельная концентрация в домашних условиях не всегда реальна. Аналогичные сложности отмечают менеджеры и директора.

Наши выводы

Риск-менеджмент — однозначный must для любой компании. Консультантам в этом плане легче: когда просчет рисков — повседневная работа, известия типа локдауна не могут застать врасплох. К тому же аудит и консалтинг, как и многие другие отрасли, сейчас активно диджитализируются — оцифровываются бизнес-процессы, внедряются технологии защищенного обмена информацией с клиентами и т.д.

Обновление регламентов и эксперименты с форматами. Мало перевести бизнес на цифровые рельсы — важно, чтобы к технологиям подтянулись новые регламенты работы, включая порядок и средства внутренних коммуникаций. Так, уже несколько лет назад мы запустили обучение в формате e-learning — это обеспечило непрерывность учебного процесса во время локдауна.

Прозрачность и достаточность коммуникаций: для поддержания командной атмосферы, погружения «новеньких» в бизнес, обучения и повышения продуктивности каждого конкретного специалиста необходимо, чтобы каждый ощущал свою связь с командой. Необходимо предоставить сотрудникам все технологические и организационные возможности, чтобы руководители были доступны даже без очного контакта. Это обеспечит непрерывность работы, должный контроль за процессами и результатами и в итоге — высокое качество услуг.

Своеобразный «бонус от удаленки» для компании — повышение личной ответственности и уровня самоорганизации сотрудников. Без личного контроля каждый становится «сам себе боссом», а это крайне важный навык.

* * *

Итак, если заблаговременно организовать все ключевые процессы и оцифровать все рутинные операции, удаленка не оказывает явного негативного влияния на бизнес компании. Однако помните: people first! Собирайте обратную связь и заботьтесь о сотрудниках, чтобы они были в состоянии заботиться о ваших клиентах.

0
2 комментария
Маргариновый Пёс

"Мало перевести бизнес на цифровые рельсы — важно, чтобы к технологиям подтянулись новые регламенты работы, включая порядок и средства внутренних коммуникаций. Так, уже несколько назад мы запустили обучение в формате e-learning — это обеспечило непрерывность учебного процесса во время локдауна." - прям очень круто. Отлично что есть понимание того, что удаленка - это не просто "работаем из дома".
Ваша история вдохновляет :)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Все счастливые компании похожи друг на друга, каждая несчастливая компания несчастлива по-своему.
Лев Толстой

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда