Как нанять отличных продактов
Скоро будет 3 мес. как я менторю продактов (о плюсах и выводах напишу отдельно), и что я понял: подход «нанять крутого продакта» не работает для большинства стартапов в 2025 году. У сильных продактов сейчас слишком много вариантов. На самом деле вам не обязательно нанимать «единорога», чтобы добиться потрясающих результатов.
«Нам нужен кто-то вроде тебя, чтобы управлять нашим продуктом!»
Привет! Меня зовут Влад Прошинский, 8 лет запускаю и развиваю ИТ продукты в роли от Product Manager до CPO. Последние 8 месяцев изучаю как AI и LLM могут быть применимы в продуктах и бизнес-процессах, в канале много про ИИ для продактов и СРО.
Почему Senior'ы не присоединятся к вашему стартапу?
В 2025 году продакты уже не рвутся в стартапы. Почему?
- Венчур мертв. % ставки высоки → стартапам тяжело рейзить кеш
- Деньги решают — вилки на сеньора в Tier-1 странах: $200-500K+ в Enterprise. Недавняя аналитика по РФ не сильно отличается.
- Быть "единственным лид-продактом" — это бесконечный поток задач, от исследований до запуска. Опытные продакты знают, что быть одиноким продактом означает невозможные ожидания, крошечные бюджеты и взятие на себя ответственности, когда чудеса не происходят
- Многие уже обожглись в стартапах, где виденье фаундера меняется каждую неделю
- Свобода вкуснее — у профи есть свои консалтинговые проекты, которые приносят больше с меньшим стрессом
Вы ищете человека с НЕВОЗМОЖНЫМ сочетанием навыков:
- стратегическое мышление
- креативный майндсет
- технические знания
- анализ данных
- практическое исполнение
- опыт лидерства
...и все это при согласии на базовую ЗП (200 тыс. руб.).
Вышеописанные люди существуют, но у них есть гораздо лучшие возможности, чем присоединиться к вашему стартапу/МСБ в качестве единственного продакта.
Почему обычные советы по найму не работают
Стандартная схема найма нарушена:
- «Напишите вдохновляющее описание работы!»
(Реальность: крутыши заботятся о вашей команде, отрасли, продукте и ресурсах, а не о вашей красивой вакансии) - «Предлагайте щедрые бонусы / опционы!»
(Реальность: опытные продакты видели слишком много бесполезных пакетов акций и знают, что наличные окупают расходы в моменте) - «Проведите конкурс!»
(Реальность: лучшие продакты могут выиграть конкурс ради прикола, но это не значит, что они присоединятся к вам) - «Найдите безработных продактов с личными брендами!»
(Реальность: эти люди уже знают, что могут заработать больше денег, работая на себя)
Правила игры изменились. То, что работало еще несколько лет назад, больше не работает.
Что на самом деле работает вместо этого
Работая с несколькими фаундерами, я выявил закономерность: успешные компании создают эффективные системы, которым не требуется нанимать дорогих спецов на постоянную работу.
Вот как именно:
1. Разделите роли: Архитектор + Строитель.
Разбейте невозможную роль «единорога» на две части:
Архитектор (5–10 часов в месяц) — сеньор, который создает вашу стратегию, придумывает фичи, анализирует результаты и предоставляет высокоуровневые рекомендации.
Строитель (полный рабочий день) — спец, нацеленный на исполнение, который воплощает в жизнь то, что разрабатывает Архитектор, управляет повседневными операциями, отслеживает показатели и со временем вырастает в более высокую роль.
Это решает проблему денег: Архитектор получает хорошую оплату за несколько часов стратегического вклада, в то время как Строитель занимается реализацией по разумной цене.
И это также решает проблему лидерской ловушки: многие основатели говорят мне: «Нам нужен кто-то, кто может сказать нам, что делать» , и это именно то, что предоставляет Архитектор — экспертное руководство без ценника на штатного руководителя.
Поиск своего архитектора:
Прямое обращение к сеньорам на LinkedIn: будьте предельно ясны: ограниченное время (5–10 часов в месяц) и справедливая оплата (1–3 тыс. долл. в месяц или акционерный капитал).
Ищите продактов между работами: сеньоры, недавно покинувшие свои должности, вероятно, открыты для консультационной работы, пока планируют свой следующий шаг в карьере.
Поиск своего строителя:
Нанимайте сотрудников с потенциалом роста (НЕ с опытом): ищите человека, находящегося в начале карьеры и имеющего стремительную восходящую траекторию.
Не ограничивайтесь званиями в продукте : бывшие специалисты по развитию бизнеса, специалисты по работе с клиентами и комьюнити менеджеры часто становятся отличными продактами.
Цените жажду знаний, а не высокие степени: настоящий строитель должен быть одержим обучением и развитием.
1. Найдите Того, кто создал свой небольшой пет-проект, проявляет инициативу и креативность.
2. Создайте консультативную группу по продукту
Еще один отличный подход — создать консультативную группу:
Соберите 3-5 опытных продактов в чатике (условно Product Jobs), которые встречаются раз в две недели. Платите каждому 10-30 тыс./месяц. Создайте группу в Тг. Пусть джун продакт (строитель) или основатель реализует их идеи.
Это дает вам несколько вариантов без оплаты одного штатного руководителя. Я участвую в таких группах для нескольких стартапов, и это замечательный опыт, который дает ценность основателям.
3. Создайте сеть специалистов
Вместо того, чтобы нанимать штатных сотрудников, многие успешные стартапы в РФ создают сеть специализированных фрилансеров через Upwork или Fiverr. Это может включать в себя нужного вам спеца на неполный рабочий день + UX дизайнера + SEO-консультанта и т.п.
Одно предупреждение: этот подход требует, чтобы кто-то (обычно основатель) управлял этими отношениями. Плюс — гибкость и действительно хорошая экспертиза. Минус — ваше время.
4. Создайте совет по продукту для опытных пользователей
Это станет идеальным дополнением к схеме «Архитектор + Строитель»:
Выберите 5-10 суперфанатов, которые действительно понимают ваш продукт. Создайте платную баунти-программу (20 тыс./месяц или подарки) за их вклад. Встречайтесь ежемесячно, чтобы собирать идеи и отзывы о фичах. Дайте им ранний доступ к новым функциям.
Разработка продукта не должна зависеть от одного человека
Какой бы подход вы ни выбрали, всегда создавайте группу, которая на раннем этапе не зависит от одного человека:
- Документируйте все: создавайте простые сценарии для повторяющихся задач
- Создавайте активы (списки адресов е-почты, аудитория социальных сетей, скрипты, кейсы клиентов, исследования и т. д.)
- Распространяйте знания о пользователях по всей компании: вовлеките всю компанию в продут. Например: попросите разрабов помочь с исследованиями и будущей тех. реализацией (eHLD), попросите саппорт поделиться пользовательскими историями.
Отличный продукт с крутым трекшеном не рождается из одного успешного найма. Он рождается из построения систем, которые позволяют проводить множество экспериментов, быстро определять, что работает, и запускать это. Подход Архитектор + Строитель дает вам именно это.
Подписывайся на Telegram-канал «ИИ для продактов и СРО» 👍