Как HR заметить выгорание айтишника до того, как он превратится в угольки?

Как HR заметить выгорание айтишника до того, как он превратится в угольки?

83% IT-специалистов сталкиваются с выгоранием, но часто списывают его на «просто усталость». А зря — такая «усталость» обходится компаниям в $5M+ в год! Как не пропустить тревожные звоночки, предотвратить убытки и спасти ценного сотрудника?

Что такое выгорание?

Эмоциональное выгорание — синдром, связанный с хроническим стрессом на рабочем месте, который накапливается постепенно. Характеризуется тремя ключевыми признаками:

  1. Физическое и эмоциональное истощение: постоянная усталость, опустошенность, проблемы с концентрацией.
  2. Дистанцирование от рабочих задач и окружающих: потеря мотивации, прокрастинация, избегание общения.
  3. Снижение производительности: ошибки, срывы дедлайнов, невыполнение KPI.

Важно: выгорание касается только профессиональной деятельности – на первых стадиях личная жизнь может не страдать.

Почему айтишники горят?

  • Непрерывное обучение и бесконечная гонка: технологии развиваются каждый день, а вместе с этим растет и ужесточается конкуренция.
  • Непредсказуемость рутины: баги, горящие дедлайны, меняющиеся требования.
  • Ловушки пространственной и временной гибкости: открыть ноутбук можно, где угодно и когда угодно, и вот вы уже работаете в 11 вечера.
  • Дефицит живого взаимодействия: для кого-то вполне привычно работать в тишине и не общаться, но без эмоций от командной работы и достижения общих целей мотивация тает.

Какие бывают стадии выгорания?

Нулевая стадия - эйфория: Море энергии и идей. Вы с головой погружаетесь в задачи, но личная жизнь жизнь и отдых постепенно уходят на второй план.

Стадия напряжения: Усталость накапливается, но вы справляетесь. Ухудшается сон, растет тревожность, но вы это игнорируете.

Стадия отстраненности: Задачи, которые раньше зажигали, теперь кажутся бессмысленными. «Коллеги? Корпоративы? Зачем? Лучше тихо свернуться в клубочек, чтобы никто меня не заметил».

Стадия фрустрации: Из-за хронической усталости даже простые задачи даются с трудом, дедлайны горят, прокрастинация побеждает. Ощущение: «Я бесполезен».

Стадия апатии: Абсолютное равнодушие ко всему. Ничего не хочется, ничего не радует.

Как распознать?

Внешние проявления:

  • Выглядит потухшим и выжатым как лимон
  • Энергии хватает только на минимальный функционал
  • Постоянно не высыпается

Продуктивность:

  • Выполняет задачи медленнее, чем обычно
  • Допускает ошибки, которых раньше не было
  • Становится рассеянным и начинает часто забывать
  • Срывает дедлайны и KPI, чего раньше не наблюдалось

Поведение:

  • Раздражается из-за мелочей, которые раньше не замечал или, наоборот, становится равнодушным ко всему
  • Инициатива? Похоронил ее два спринта назад
  • Сопротивляется любым изменениям и нововведениям
  • Избегает общения и корпоративных активностей

Что делать, если вы заметили у сотрудника симптомы выгорания?

1. Назначьте one-to-one встречу, узнайте причину изменений в его поведении и самочувствии.

2. Спросите у него, как он сам видит выход из положения. Увольнение – крайняя мера, которая редко решает проблему, уход «в никуда» часто только усугубляет ситуацию. Предложите альтернативы: отдых, перевод в другой проект, смену спектра задач или формата работы.

3. Выясните, что могло бы вернуть ему прежнюю мотивацию. Предложите возможности, которые есть в компании: обучение, развитие новых навыков или переквалификацию.

4. Если проблема сотрудника во внешних обстоятельствах, узнайте, чем вы можете помочь ему. Возможно, ему будет актуальна материальная помощь от компании (если это возможно), контакты хороших врачей или психологов.

5. После разговора с сотрудником обсудите ситуацию с его руководителем или тимлидом. Попросите уделить внимание к внутренней атмосфере в команде или процессам.

Профилактика

Для компании:

  1. Выстраивайте четкие и прозрачные бизнес-процессы. Каждый сотрудник должен понимать свою роль, зону ответственности, критерии успеха и личный интерес.
  2. Формируйте культуру обратной связи и открытости. Регулярно интересуйтесь атмосферой в команде и поощряйте открытое выражение эмоций. Это дает людям ощущение значимости и важности на работе и защищает от выгорания.
  3. Контролируйте индекс выгорания сотрудников. Это важная метрика, которую необходимо отслеживать, используйте опросники (например, MBI – Maslach Burnout Inventory).

Для сотрудника:

  1. Расставляйте приоритеты и личные границы, научитесь говорить “нет”. Если задачи вам интересны, но вы понимаете, что уже на пределе своих возможностей, не берите их.
  2. Избегайте излишнего стресса и перегрузок. Здоровый сон и отдых – ваш must-have.
  3. Не забывайте про физическую активность. ВОЗ рекомендует 150-300 минут умеренной активности в неделю или 75-150 минут интенсивной.
  4. Включайте в свою жизнь увлечения и хобби. Обязательно найдите время для того, что реально приносит вам радость не только на выходных.

Заключение

Эмоциональное выгорание - не «просто усталость» и его последствия могут быть разрушительными. Способность выявить этот синдром на ранних этапах – ключ к сохранению продуктивности, мотивации и благополучия команды.

Не оставляйте сотрудника один на один с проблемой. Иногда живой интерес со стороны компании будет значить для него больше, чем вы думаете.

Сохрани пост и поделись с командой – это важно!

Начать дискуссию