ИИ, облачные технологии и аналитика: как они трансформируют рынок HR
К 2030 году дефицит кадров на российском рынке может достигнуть 4 млн человек. В таких условиях компании остро нуждаются в активизации работы HR: сотрудников важно не только искать, но и удерживать. Как в этом помогают технологии — рассказываем в статье.
Интерес бизнеса к цифровизации HR-процессов и поиску инновационных решений для управления персоналом продолжает расти. По данным аналитического отчета Smart Ranking, в 2024 году рынок технологий в этой области вырос на 38% и почти перешагнул 100 млрд рублей.
HR-платформа «Эквио» автоматизирует процессы, связанные с управлением и обучением персонала. Леонид Бутаков, коммерческий директор «Эквио», делится ключевыми трендами российского HR-Tech, а также рассказывает об актуальных проблемах на рынке и возможных решениях.
Дефицит кадров диктует условия HR-рынку
За последние годы рынок труда трансформировался. Если в начале 2000-х годов условия диктовали работодатели, то позже установился переменчивый баланс: в зависимости от сезона инициатива переходила то к кандидатам, то к нанимателям. HR-специалисты использовали сезонные уловки, регулируя зарплатные вилки в зависимости от спроса на рабочую силу.
Ситуация кардинально изменилась после пандемии. Сегодня рынок труда переживает серьёзный кризис: по данным исследования консалтинговой компании «Яков и Партнёры», к 2030 году ожидается дефицит кадров в 4 млн человек. На практике это означает, что даже крупные компании с численностью более 10 тыс. сотрудников заполняют штатное расписание только на 60%.
В этих условиях приоритетной задачей для работодателей стало не только привлечение, но и удержание персонала. Бизнес активно инвестирует в программы лояльности, так как это экономически выгоднее, чем постоянная смена кадров.
Рынок HR также испытывает серьёзную нехватку специалистов. Эта ситуация создаёт критическую необходимость в срочной автоматизации HR-процессов – от рекрутинга до удержания персонала. Именно поэтому сегодня мы наблюдаем активное развитие HR-Tech-решений. Такая технологическая трансформация становится не просто трендом, а необходимостью для поддержания конкурентоспособности компаний.
Компании выбирают удержание вместо постоянного найма
С 2020 по 2025 год медианная зарплата выросла на 90%. Денежное вознаграждение — уже не главная и единственная мотивация для выбора потенциальным сотрудником места работы. В условиях растущей инфляции и увеличения ВВП компании вынуждены искать новые способы удержания персонала, помимо постоянного повышения заработной платы.
HR-отделы компаний используют разные стратегии:
- Человекоцентричный подход в адаптации новых сотрудников. Анализируется профессиональный бэкграунд каждого отдельного работника, на основе которого формируется индивидуальный план онбординга. Такой план включает в себя те направления обучения и роста, которые наиболее актуальны для конкретного специалиста.
- Индивидуальное обучение с учётом личных потребностей и карьерных целей сотрудника. Каждый работник развивается и обучается по специально разработанному для него плану, с учётом его уникальных потребностей и особенностей. Это позволяет человеку расти в удобном темпе, с персонализированной проработкой точек потенциального роста.
- Комплексы бенефитов. Обычно это ДМС, спортивные программы, удалённая работа.
Современный HR-Tech выходит за рамки базовых решений. Компании стремятся создать целостную экосистему управления персоналом, где каждый элемент работает на удержание и развитие сотрудников. Главный фокус направлен на персонализации подходов и создание условий, при которых работник чувствует заботу и свою ценность для бизнеса.
ИИ помогает с типовыми рабочими процессами
В процессах массового подбора персонала искусственный интеллект — ключевой инструмент. Он эффективно помогает автоматизировать рутинные задачи, подобно тому, как это сделали в своё время Excel, Word и CRM-системы.
ИИ особенно полезен при «холодном» поиске кандидатов. Роботизированные системы могут провести первичную квалификацию соискателей. Их конверсия будет ниже, чем при работе с «живым» рекрутером, но такие решения показывают хорошие результаты для массовых линейных вакансий, например для ритейла, производств или вахтовых позиций.
В обучении искусственный интеллект успешно применяется для оценки коммуникативных навыков сотрудников. Например, интерактивные тренажёры, где можно отрабатывать самые разные сценарии взаимодействия с клиентом. Часто они используются для отработки навыков сейлз-менеджеров. Во время обучения разыгрывается телефонный звонок с клиентом. ИИ на другом конце провода будет отыгрывать заданную роль.
ИИ активно используется для создания корпоративного внутреннего саппорта – чат-боты помогают сотрудникам с запросами документов и другими административными задачами, обычно через Telegram-каналы. У нас в «Эквио» есть чат-бот, который приоритезирует запросы, назначает исходя из этого ответственных сотрудников и отвечает на типовые вопросы самостоятельно.
Кроме того, мы активно работаем над внедрением больших языковых моделей. Бизнес-аналитики исследуют возможности интеграции LLM в обучающие модули. После тестирования на крупных клиентах мы планируем запуск полноценного решения, которое будет включать настройку под конкретные задачи компании и обеспечивать комплексное взаимодействие с пользователями.
Кейс их практики Yandex Cloud
Для платформы «Поток» интеграция генеративной модели YandexGPT стала решением задачи анализа больших массивов данных, таких как результаты опросов вовлечённости и оценки персонала. Что удалось сделать с помощью нейросетей:
- Автоматизировать анализ. Модель извлекает инсайты из тысяч ответов сотрудников, формирует отчёты с детальными рекомендациями и причинно-следственными связями.
- Персонализировать планы развития. Продукт «Поток Оценка 360» помогает сотрудникам самостоятельно составлять индивидуальные планы развития на основе классической модели «70-20-10».
- Снизить нагрузку на HR. По данным компании, автоматическая интерпретация результатов снижает нагрузку на HR-отделы в три раза и минимум в пять раз — на руководителей команд.
С помощью обновлённых продуктов «Поток Вовлечённость» и «Поток Оценка 360» уже создано более 10 тыс. отчётов, а решения компании используют крупные бизнесы с численностью сотрудников свыше 150 тыс.
Аналитика связывает обучение с бизнес-показателями
В современных российских крупных компаниях всё больше внимания уделяют аналитике обучения сотрудников и внедрению систем оценки эффективности. Традиционно HR-метрики ограничивались уровнем вовлечённости и обученности сотрудников. Вовлечённость измерялась охватом обучаемых, а обученность — процентом успешно завершённых программ. Но бизнес требует более глубокой аналитики: необходимо понимать, как обучение влияет на конечные результаты компании.
В России эта тенденция усиливается исторически сложившейся недооценкой роли HR. Финансовые директоры и СЕО часто воспринимают HR как подразделение, которое тратит деньги, а прямой прибыли не генерирует. В условиях оптимизации расходов HR-отделы вынуждены доказывать свою эффективность через связь с бизнес-результатами. Поэтому в современном HR-Tech идёт активный тренд на усиление аналитических процессов.
Цифровизация обучения становится ключевым инструментом в измерении эффективности образовательных программ. Современные HR-Tech-решения позволяют:
- Автоматизировать процесс адаптации новых сотрудников.
- Отслеживать прогресс обучения в реальном времени.
- Связывать показатели обучения с KPI бизнес-процессов.
- Анализировать влияние образовательных программ на производительность труда.
Интегрированный подход к автоматизации обучения помогает не только оптимизировать затраты на образовательный процесс, но и создаёт прозрачную систему оценки его эффективности с точки зрения бизнес-результатов.
Мы как компания разработчик автоматизируем весь цикл адаптации и обучения. Когда новый сотрудник приходит в компанию, он сталкивается с базовыми вопросами: где его рабочее место, как оформить документы, где находятся коллеги и руководитель. Можно заранее составить интерактивную карту офиса или пошаговые инструкции — новый сотрудник найдёт ответы на простые вопросы ещё до начала первого рабочего дня.
Особенно эффективно такое решение работает в компаниях с нестандартными условиями труда. Например, у нашего клиента, компании «Норд Голд», сотрудники работают вахтовым методом в Канаде. Раньше две недели пути до места работы тратились впустую, теперь же в этот период сотрудники проходят обучение и адаптацию, изучают материалы через офлайн-приложение и начинают работу с первого дня прибытия.
Все процессы — от адаптации до развития через индивидуальные планы развития (ИПР) — интегрированы в единую автоматизированную систему. Ключевой элемент в ней — модуль HR-аналитики, работающий на базе сервиса Yandex DataLens. Это позволяет связать данные из различных систем и показать, как обучение влияет на финансовые показатели.
Например, в связке с CRM-системой можно отследить, как уровень обученности и вовлечённости сотрудников влияет на их бизнес-результаты: у более обученных специалистов выше средний чек. Модуль HR-аналитики выступает связующим звеном между различными системами, собирая и анализируя данные, которые затем формируют наглядные отчёты о ROI обучения.
Облачные технологии для оптимизации затрат и повышение безопасности
Для малого и среднего бизнеса первостепенное значение имеют скорость работы и надёжность системы, в которой хранятся любые IT-решения для HR-сектора. Облачные решения Yandex Cloud предоставляют необходимый уровень безопасности, при этом существенно экономя бюджет компании.
Все технологии доступны без дополнительных затрат. Для поддержания собственных серверов компании потребуется не только дорогое оборудование, в нынешних условиях фактически лишённое ремонта по гарантии, но и кадры, которые будут его обслуживать. Такие сотрудники дорогие: инженер уровня мидл-плюс в регионах зарабатывает около 3–3,5 млн рублей в год.
Одно из наших решений — коммунальное облако (SaaS-решение), где на одном инстансе размещается сразу несколько клиентов. Сейчас у нас три таких облака.
Коммунальное облако — это облачная инфраструктура, которую используют сразу несколько компаний со схожими потребностями.
Такое решение помогает экономить деньги, но у него есть несколько ограничений: единый бэкап — невозможно выполнить резервное копирование данных отдельно для каждого клиента; ограниченная кастомизация — меньше возможностей для индивидуальных настроек; фиксированные ресурсы — может быть критично для крупных компаний с большими объёмами данных.
Если у клиента возникает вопрос о безопасности и он не хочет делить облако ни с кем другим, то мы готовим под него выделенное. Частное облако — безопаснее и более гибкое с точки зрения принятия решения. В нём можно делать индивидуальные бэкапы, менять настройки под клиента, оно предоставляет полный контроль над возможностями платформы.
Как подготовиться к внедрению HR-Tech
Не стоит избегать изменений или откладывать их на потом, потому что они — неотъемлемая часть современной реальности. В последние годы бизнесу пришлось привыкнуть к короткому горизонту планирования и ожиданию очередных «чёрных лебедей» — редких, но мощных событий, которые кардинально меняют правила игры. Это требует быстрой адаптации и готовности принимать решения здесь и сейчас.
Перед тем как начать HR-трансформацию, стоит задать себе несколько ключевых вопросов:
- Какую цель мы преследуем?
- Что это даст нашему бизнесу?
- Как это поможет компании расти и развиваться в долгосрочной перспективе?
Осознание этих фундаментальных вопросов поможет выстроить последовательную стратегию и не бояться быстрых шагов вперёд. Ведь промедление в условиях нестабильной среды может обернуться упущенными возможностями и потерей конкурентных преимуществ.
Хотите узнать больше о возможностях облачных технологий для бизнеса? Подписывайтесь на телеграм-канал Yandex Cloud и будьте в курсе трендов.
Другие статьи о пользе нейросетей и облачных решений для компаний: