T-shaped: как стать востребованным специалистом

Знаю, что в прошлом году многие столкнулись со сложностями на работе. Кто-то как я решил уйти с одной работы и находился в поиске работы прямо в разгар пандемии. Кого-то попросили покинуть должность и они оказались в поиске подходящего рабочего места. В общем, для многих 2020 год стал годом, когда настало время пересмотреть свои компетенции.Поэтому подготовил подкаст о T-shaped подходе, который как мне кажется, поможет любому человеку стать более востребованным специалистом.

Основные моменты подкаста представлены ниже.

Что такое T-shaped

Начнём с основ и проясним значение термина.

T-shaped — это человек, который обладает навыками в одной сфере и готов развиваться в смежных областях

Термин, собственно, появился от внешнего вида буквы «Т». Вертикальная полоса представляет собой набор глубоких знаний в одной области.

Перекладина отвечает за эмпатию и рабочий энтузиазм. Ну то есть вам должно быть интересно этим заниматься и вы готовы включиться к процесс и помочь своему коллеге сделать всё круто.

Важно уточнить, что речь не о том, что забрать чужую работу — потому что иначе вы можете помешать. Наоборот, вы должны быть способны организовать новый или улучшить текущий процесс. Считается, что впервые подобный термин появился в компании McKinsey & Company ещё в 80-е. Тогда этот термин использовался эйчарами к описанию навыков, которыми должны обладать топ-менеджеры.

В 90-е к термину обратились ребята из IDEO Design Consultancy, когда точно также при поиске новых сотрудников, обрабатывали резюме и искали людей, обладающих T-образными навыками. Ну а с приходом интернета и с появлением новых профессий, T-shaped сотрудники стали своеобразным эталоном, за которыми охотятся компании.

Преимущества T-shaped подхода

Мне кажется, что главное преимущество — вы повысите для себя интерес к своей работе. Ведь всем известно, что если долго выполнять одни и те же функции, то они становятся монотонными и надоедают. Так что это отличный способ освежить отношения с о своей работой.

Вам станет проще взаимодействовать с вашими коллегами. Ведь вы будете понимать процесс их работы и сможете объяснить на «их языке», что вам требуется и как вы можете вместе поработать над тем или иным проектом.

Вы прокачаете свою креативность. Известный факт — грандиозные идеи часто возникают на пересечении дисциплин. Так что вы и ваши коллеги могут рассчитывать на более творческий подход к решению задач или разработке новых проектов.

Вы станете более востребованным специалистом. Потому что вы станете разбираться не только в узкой профессиональной области, но у вас также появятся навыки и в смежных областях.

Как стать T-shaped

Независимо от отрасли, в которой вы работаете, постоянное совершенствование и получение новых знаний будут способствовать вашему личному и профессиональному процветанию. По этой причине увеличение как вертикальных, так и горизонтальных полос должно быть важной задачей развития Т-образных знаний.

Сфокусируйтесь на том, что вас интересует. Как я и говорил ранее, интерес — очень важная в работе штука. Поэтому предлагаю начать именно с вопроса — а что меня больше всего интересует в работе моих коллег? Может вас привлекает дизайн или вы хотите узнать, как фронтендеры верстают лендинги. Или может вам интересно узнать, как работают продажи. В общем, выберите интересные для вас области и пообщайтесь с коллегами, чтобы проверить свой интерес на практике, а также узнать, с чего вы можете начать погружение в выбранную область и как вы можете помочь друг другу в работе.

Разложите опыт на части. Подумайте, как можно разложить большую задачу на маленькие. Например, если вас заинтересовала такая смежная область как веб-дизайн, то не стоит сразу пытаться подготовить дизайн сайта. Начните с изучения основ Фигмы или другого редактора и посмотрите, насколько вам комфортно развиваться в этой области. Даже такие небольшие шаги помогут вам лучше разобраться в новом процессе и понять, с чем имеют дело ваши коллеги.

Погружайтесь и изучайте. Задавайте вопросы коллегам, смотрите курсы, слушайте подкасты и так далее

Совмещайте хард и софт-скиллы. Хард-скиллы — это ваши основные технические возможности. То есть копирайтинг, программирование, дизайн, продажи. В то время как софт-скиллы — это критическое мышление или общение с коллегами. Старайтесь развиваться и там и там.

Если представить навыки ux-писателя, то основа — это работа с текстом (вертикальная линия). Сюда относится и локализация, и контент-стратегия, и синтаксис в интерфейсе.

Вторая часть — верхушка буквы Т — исследования и дизайн. Нужно понимать логику интерфейсов, что такое семантика, а также разбираться, что такое исследование, как их проводить и анализировать результаты.

Когда я совершала переход из коммерческого редактора в ux-писатели, то у меня было понимание о том, как работать с текстом. А вот дизайн и ux-исследования пришлось прокачивать. Пришлось подружиться с исследователями, просмотреть тонны материалы, разобраться в дизайне, читать очень много литературы и смотреть интерфейсы.

Такой подход позволяет становиться полноценным членом рабочего процесса. То есть ты не просто человек, к которому приходят в последнюю очередь, а можешь влиять на весь процесс и активно участвовать на всех стадиях проекта. Ещё один плюс — начинаешь понимать методологию работы над задачей, даже если это новая задача.

И самое классное, когда у тебя не один профессиональный навык, а несколько, и ты владеешь ими на хорошем уровне, то ты можешь претендовать на более высокую заработную плату.

Ира Моторина, UX-писатель, автор канала «Редач»

X-shaped person

В заключении хочется отметить, что на T-shaped людях не стоит останавливаться. В 2019 году вышла замечательная лекция на TEDx об X-shaped сотрудниках.

Как вы понимаете, форма буквы X подразумевает, что вы будете обладать ещё большим количеством компетенций и ещё больше продуктивно взаимодействовать со своими коллегами. Вообще, считается, что X-shaped — это человек, который обладает необходимыми навыками для руководящей должности. Но кажется, что это уже тема для другого материала.

Источники и дополнительные материалы

Сергей Капличный

11
1 комментарий

На днях задалась вопросом, как стать востребованным специалистом, искала очень долго, и в итоге наткнулась на вас и на https://www.youtube.com/watch?v=JEz_8oSweWE&list=PLIryFxPW025gCy8BUZf4PXZ1qm73Oa7KX&index=25 . Очень интересно, написано понятным языком и ,мне кажется, полезно

Ответить