{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Риски, к которым готовятся предприниматели в 2021 году

Аналитики Eurasia Group представили 10 глобальных рисков 2021 года, среди которых, помимо затянувшейся пандемии и её последствий, политические кризисы и вероятность конфликта в цифровом пространстве. Руководители российских компаний рассказали, как они подготовились к 2021 году, какие уроки и инсайты извлекли из предыдущего и что будут делать с открывшимися возможностями и рисками.

Высокая адаптивность и другие инсайты предпринимателей в ушедшем 2020 году

Главное открытие года, которое в интервью отметили все руководители — бизнес способен подстроиться под самую неожиданную ситуацию и пройти по ускоренному пути в части цифровизации всех процессов.

По словам управляющего директора компании «Факторинг ПЛЮС» Евгения Родионова, в короткий срок многие компании быстро перестроились на полностью дистанционную работу без разрывов как в качестве процессов, так и качестве самих предоставляемых услуг.

«Большая часть наших клиентов перешли на электронный формат взаимодействия и работы. Сегмент МСБ смог моментально перестроить формат работы, в отличие от «старшего брата», крупного бизнеса. И можно смело утверждать, что после событий 2020 года рынок стал более динамичным и гибким ко многим внешним проявлениям», — подчеркивает Евгений Родионов.

CEO многофункциональной онлайн-платформы Granatum Анна Найш увидела такую тенденцию не только на уровне компаний. Анна отмечает, что этот год стал знаковым для всего человечества. По ее мнению по масштабности и влиянию на бизнес и общество в целом эти изменения вполне сопоставимы с тем, как когда-то люди пересели с лошади на автомобиль или освоили мобильные телефоны.

«2020 год ярко продемонстрировал всем нам, как люди быстро адаптируются к требованиям современности, когда у них нет выбора. Спокойными и уверенными в новый 2021 год перешли те, кто смог встроиться в новую реальность, сформировав у себя актуальные и востребованные soft skills. Такие, например, как умение проводить переговоры в онлайне, когда невербальная коммуникация и тактильный контакт весьма ограничены, навыки управления вниманием слушателей или знания об особенностях усвоения информации в виртуальной среде. Вполне возможно, что через пару лет люди окончательно перестроят свои бизнес-привычки и при встречах с партнерами будут отдавать предпочтение онлайн-формату, просто потому что это быстро и удобно», — отмечает Анна Найш.

Среди других инсайтов эксперт отметила сильную зависимость бизнеса от внешних сервисов. В качестве примера она привела проект Яндекса, который рекомендовал заведения и новости на основе действий друзей в Facebook. Но его пришлось свернуть, когда социальная сеть закрыла API. Именно поэтому эксперт советует не завязывать киллер-фичи на интеграцию, которую так любят рекомендовать консультанты по стратегии. И еще один инсайт от CEO Granatum - разделение на онлайн и офлайн очень условно и суть не в форме, а в содержании. Взять хотя бы образование: кто-то предлагает качественное, методологически продуманное, индивидуализированное и эффективное обучение, а кто-то нет, и формат здесь вторичен.

А основатель компании по обжарке кофе Torrefacto Илья Савинов главным уроком 2020 года назвал смелость в новых начинаниях и использование кредита доверия клиентов для экспансии в соседние ниши.

«9 лет наша компания была сконцентрирована на производстве одного продукта – свежего кофе. За это время мы достаточно хорошо овладели и технологией производства, и принципами работы с покупателями. Иными словами, мы заработали репутацию надежного поставщика. Это позволило нам успешно запустить продажи двух новых продуктов в 2020 году – шоколада и чая, используя наработанный кредит доверия для роста. И мы получили отличную поддержку наших новых начинаний», — рассказывает Илья Савинов.

Из-за специфики деятельности не все компании могут полностью перейти в онлайн. «Наш бизнес напрямую связан с клиентским сервисом и полностью уйти в онлайн мы не можем себе позволить, - рассказывает Геннадий Пономарев, генеральный директор «Московский оконный сервис», - зато смогли найти способ экономить время и логистические, автомобильные затраты, связанные с первоначальным диагностическим выездом специалиста к клиенту, введя выгодную услугу по диагностике неисправности окна или фасада через видео-мессенджер. Помимо повышения профессионализма наших специалистов мы стали уделять больше внимания клиентоориентированности, развитию коммуникативных навыков и, у кого-то может вызвать улыбку, - давать уроки риторики, ведь правильно и грамотно разговаривать с клиентом не менее важно, чем все остальное».

Цифровизация бизнес-процессов и другие возможности для развития

Все опрошенные эксперты в один голос утверждают, что вынужденная удалёнка и новые правила игры сыграли на руку, открыв для компаний возможности для более эффективной организации бизнес-процессов. Во многом этого удалось добиться благодаря их цифровизации, регламентации и даже отказу от каких-то практик, не отвечающих ни потребностям клиентов, ни требованиям времени.

Генеральный директор юридической компании Хелп Консалтинг Андрей Лихачев уверен, что многие из тех компаний, кто раньше даже не рассматривал удаленный формат работы, увидели в нем конкретные плюсы. В связи с этим в 2021 году будут востребованы инструменты организации работы: всяческие CRM (управление отношениями с клиентами) и ERP (планирование ресурсов предприятия) системы для дистанционного управления проектами, учета рабочего времени и контроля над выполнением задач удаленными сотрудниками.

«Рынок юридических услуг более консервативен и его участники часто отстают в вопросах автоматизации и цифровизации бизнес-процессов. А именно за этим будущее. Сегодня правильно настроенная и интегрированная ERP-система может в разы увеличить эффективность труда сотрудников. Искусственный интеллект так гибко способен подстраиваться под потребности бизнеса, что многие функции, которые еще 5 лет назад выполнялись людьми уже сейчас выполняют машины. И мы говорим не только о крупном, но также о среднем и даже малом бизнесе. Сейчас это стало доступно всем», — полагает Андрей Лихачев.

По его мнению, тренд на удаленную работу также позволит сократить себестоимость товаров и услуг, при этом сохранив их качество, за счет привлечения специалистов из регионов с более низким средним заработком. Такие сотрудники смогут работать удаленно, оставаясь дома, а их зарплатные ожидания будут существенно ниже, чем у работников мегаполисов, вынужденных нести расходы на аренду и дорогую городскую жизнь.

Евгений Родионов из Факторинг ПЛЮС» ожидает продолжения процессов тотальной цифровизации, ускорения документооборота и верификаций поставок во взаимоотношениях поставщик.

«В частности, все больше компаний будет переходить на электронный документооборот. Этот тренд формирует благоприятную среду для развития факторинга. Оформление уведомлений об уступке дебиторской задолженности на бумаге с крупными покупателями (дебиторами) может занимать до двух недель, в то время как в онлайн режиме для выполнения этой задачи достаточно нескольких часов. Таким образом, фактор имеет возможность заключать большее количество сделок за меньший промежуток времени, соответственно — факторинг ещё более интересен даже для небольших поставщиков, снижая издержки всех участков и поставщика, покупателя и фактора», — считает Евгений Родионов.

Геннадий Пономарев, генеральный директор «Московский оконный сервис» отметил, что в нынешних в нынешних условиях компания погрузились в Digital marketing.

«Один из самых важных инструментов, мы начали таргетировать рекламу на разные группы своей целевой аудитории. Разделили таргет на В2В и В2С клиентов. Начали тестировать новые каналы продаж, размещая нужную информацию на новых площадках и маркетплэйсах. Конечно, не все они выстрелят, но мы разработали долгосрочную стратегию развития и стали более серьезно относиться к тестированию новых гипотез. Составили детальный контент-план, то, чего раньше не делали», - рассказывает Геннадий Пономарев.

Основные риски и способы их избежать - советы от предпринимателей

Генеральный директор и основатель онлайн-сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork Александр Красс считает, что теперь стало намного важнее подобрать на вакансию подходящего кандидата. И, если раньше его адаптацию можно было проконтролировать в офисе, то дома никто не стоит у него за плечом.

«Нужно учесть тот факт, что не все люди могут эффективно работать на удаленке. При недостаточном контроле сотрудник может расслабиться и не принести желаемых результатов. Такое могло быть и в офисе, возможно, он создавал чувство ложного контроля. Другая сторона медали — выгорание. Некоторые на удаленке не разделяют рабочие процессы и личную жизнь, могут трудиться нон-стоп, а потом быстро выгореть. Нужно обязательно следить за состоянием своей команды и давать время на отдых. Некоторых следует принудительно отправлять в отпуск. Иначе потеряете ценных сотрудников», — предупреждает Александр Красс.

Для избежания подобных рисков он советует регламентировать все бизнес-процессы. «В плане контроля я бы рекомендовал ввести механизм, который позволит отслеживать продуктивность с помощью цифровых технологий. Сейчас самое время заняться цифровизацией бизнеса. Прежде всего, необходимо автоматизировать рутинные задачи сотрудников, рекрутинг и в целом HR-процессы. Регулярно проводите пульс-опросы. Так вы сможете получать обратную связь от каждого члена команды, оценивать атмосферу в коллективе и быстро решать назревающие проблемы. Не пренебрегайте и видеопланерками. По голосу не всегда можно понять, что происходит с человеком, картинка даст больше информации. Если у вас есть возможность вернуть команду в офис — верните только тех, чья продуктивность дома упала. Остальным позвольте работать из дома, если они делают это эффективно», — резюмирует Александр Красс.

По мнению Анны Найш из Granatum, большинство рисков на глобальных рынках сегодня носят политический характер.

«Мы переживаем сложные времена и пока не ясно, как будут дальше развиваться события, но рынок совершенно точно будет адаптироваться под эти изменения. Сегодня он все больше и больше определяется клиентом: потребители привыкли к удобству и мгновенному удовлетворению своих запросов, и ожидают этого по умолчанию от всех сервисов. Компании, которые не смогут или не захотят с этим считаться, просто отсеются в процессе эволюции. В таких условиях лучше всего помогает ориентация на клиента, вдумчивое построение customer journey и пристальное внимание к эффективности бизнес-процессов. Все медленное, неудобное, "исторически сложившееся" умрет. И чем четче вы представляете ценность, которую создаете для своего клиента, и чем увереннее в том, что производите эту ценность максимально эффективным способом, тем больше у вас шансов на успех», — уверена Анна Найш.

Бонус - еще несколько советов, как сделать сделать бизнес продуктивнее в 2021 году

Илья Савинов на опыте своей компании увидел преимущества от внедрения на производстве в Torrefacto принципов lean и кайдзен.

«Концепция бережливого производства предполагает более бережное отношение как к производственным ресурсам, так и деньгам, задействованным в обеспечении производственных процессов. Нам потребуются более точные прогнозы собственных потребностей в сырье, упаковочных материалах, человеческих ресурсах. А принцип кайдзен предполагает небольшие улучшения производственных процессов на регулярной основе и участие всего персонала в инициировании улучшений. При запуске нового продукта – шоколада класса fino de aroma – мы планируем быстро прийти к MVP (minimum viable product) и затем планомерно улучшать его потребительские свойства с учетом обратной связи, получаемой от наших покупателей, а также производственные процессы на основе информации от персонала», — рассказывает Илья Савинов.

Геннадий Пономарев из Московского оконного сервиса советует не сдаваться и искать новые возможности: «В связи со сложившийся ситуацией естественно надо быть максимально гибким и мобилизованным, сетовать на кризис, на пандемию и прочие вызовы - это сознательно «похоронить» бизнес. Если закрывается одна дверь, значит открывается другая», — резюмирует эксперт.

0
3 комментария
Юлианна Смирнова

да....  политическая и геополитическая ситуация всегда отдает по бизнесу.  А сейчас еще и от Америки ждать пока не знаем чего... 
Спасибо, Татьяна! Заставили задуматься...

Ответить
Развернуть ветку
Артём Пономарёв

Надо уметь вертеться. Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Max Key

Кризис  связанный с  COVID-19 - это вызов для многих форматов бизнеса, время когда требуется максимально оптимизировать все процессы. Что касаемо удаленки, то этот тренд зародился не в 2019 году, а значительно раньше, пандемия стала лишь серьезным драйвером его развития. Несомненно у сотрудников на удаленке нужно контролировать их рабочее время https://bitcop.ru/, а так же вести учет задач Redmine. 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда