{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс МТС. Как механики соцсетей помогают в адаптации новых сотрудников

Во время приема на работу новых сотрудников работодатели совершают много одинаковых ошибок. Например, в первый же день обрушивают на новичков шквал информации или не знакомят с базовыми правилами взаимоотношений в коллективе.

Этим грешат даже крупные корпорации — только 12% сотрудников американских компаний считают, что их работодатель хорошо справился с онбордингом. При этом очевидно, что если процесс адаптации организован плохо, будут ошибки, низкая мотивация, увольнения и в конечном счете убытки.

Для решения задачи можно использовать вводные электронные курсы — это дешевле и удобнее, чем проводить групповые тренинги или индивидуальное знакомство с компанией. К подобным курсам предъявляют особые требования: они должны быть одновременно информативными и увлекательными, передавать стиль и ценности компании. Этого можно добиться с помощью нового формата — курса в формате социальной сети. В этой статье расскажем о преимуществах и особенностях такого курса, который разработала наша команда для МТС.

Привычный и понятный формат

Курс в формате соцсети — это интерактивный электронный курс с четкой выстроенной геймификацией. Изобретательное копирование механик, например лайков, статусов и групп, тщательно продуманный дизайн и имитация живого общения помогают эффективно решать задачи адаптации и обучения новых сотрудников.

Социальные сети — неотъемлемая часть жизни. Даже те, кто придерживается цифрового минимализма и ограничивают время в соцсетях, понимают, что и как работает. Более того, любой бизнес использует те же механики при создании комьюнити потребителей или сотрудников.

Оболочка соцсети идеально соответствует задачам вводного курса, передает неформальный характер, атмосферу и дух компании. Благодаря этому пользователь не ощущает, что учится — для него это просто общение с другими персонажами курса, игра. При этом приятный эмоциональный фон помогает сформировать позитивное отношение к самой информации о компании, ее процессах и продуктах.

На первый взгляд принципы работы соцсетей не очень хорошо подходят для передачи теории или проверки знаний. На самом деле для этого есть много разнообразных механик. Например, всю информацию вводного курса для МТС мы разбили на несколько тематических «групп», в которых можно найти теорию и практические задания по определенной теме.

В курсе четыре группы об истории компании, организации работы, возможностях для развития и правилах безопасности. В любой момент можно выйти из одной группы и вступить в другую, при этом прогресс прохождения курса сохранится

Нелинейная структура подобного курса помогает дополнительно вовлекать пользователей: они сами выбирают маршрут «путешествия» по курсу, по желанию переходя из одной группы в другую.

После изучения теории пользователь может получать вопросы от виртуальных коллег в чате. Если ответ правильный, он будет опубликован в виде новости на «странице» группы от лица пользователя. Если неправильный — от лица группы. Публикация поста — привычная функция для любой соцсети, при этом по сути своим ответом пользователь меняет содержание слайда.

Имитация живого общения

У электронных слайдовых курсов (не МООС) есть особенность по сравнению с очным обучением — нехватка социальной составляющей: пользователь остается один на один с курсом. Формат социальной сети решает эту проблему за счет нескольких элементов социальных сетей.

1. Комментарии. Дополнительную или просто интересную информацию можно подавать в виде комментариев коллег. Появляясь постепенно, один за другим, они выполняют три функции:

  • добавляют интерактив и живость процессу обучения,
  • помогают лучше усвоить дополнительный материал благодаря разговорной форме,
  • поддерживают логику переходов от слайда к слайду.
Пример комментариев виртуальных коллег

2. Чаты. Чтобы проверить, как пользователь усвоил материал, и при этом не создавать гнетущее впечатление экзамена, можно использовать чат. Например, в курсе МТС после каждого модуля доступны блиц-опросы, в которых вопросы в чате задает виртуальный коллега.

У пользователя есть несколько попыток: прогресс будет выше, если верно отвечать с первого раза

3. Лайки. Для имитации живого общения важна и социальная реакция других персонажей. Это можно реализовать с помощью лайков за правильные ответы при прохождении упражнений или тестов.

Вовлечение с помощью игры

Элементы геймификации создают у пользователя дополнительный интерес к курсу и желание пройти его до конца. Объясним, как и какие элементы работают в курсе:

1. Понятная и достижимая цель. В любой игре есть цель — будь то получение максимального рейтинга или гол в ворота соперника. В курсе для МТС такой целью является получение нового статуса — оно зависит от числа лайков, которые начисляются за правильные ответы. Каждый новый статус приближает к получению приза.

2. Персонажи. В курсе пользователь выбирает персонажа, который ему нравится. По мере прохождения обучения и получения новых статусов внешний вид персонажа меняется за счет новых атрибутов и аксессуаров.

Надпись «Эльбрус» на табличках символизирует вышку «МТС» на вершине самой высокой точки Европы

3. Призы. Во многих компьютерных играх пользователь собирает различные трофеи, в электронном курсе в их роли могут быть реальные корпоративные призы.

Особенности разработки

Курс в формате соцсети выглядит необычно, но для его разработки не нужно писать код с нуля или использовать искусственный интеллект. Под оригинальной «оболочкой» — тщательно продуманный интерактивный электронный курс, разработанный в Articulate Storyline 360.

Если курс стандартный, то задачи четко распределены и разработка ведется постепенно: сначала методолог пишет сценарий, затем дизайнер отрисовывает слайды и только потом разработчик создает готовый курс. При создании нестандартных курсов лучше сразу подключать к работе всех специалистов и послушать мнения каждого.

Над курсом для МТС работала команда из 9 человек. Большая часть работы велась нами параллельно: например, дизайнер замечал, что из-за сложной навигации слайд становится перегруженным, поэтому методолог корректировал сценарий.

Такая организация работы позволила сократить время на разработку и реализовать сложную навигацию и сценарий с помощью традиционных инструментов для создания слайдовых курсов.

Как еще можно внедрить механики соцсетей в обучении

1. Курс о коммуникациях и ценностях. Формат соцсети в курсах может продемонстрировать атмосферу компании, ключевые идеи и принципы работы. Например, это может быть курс о роли компании в благотворительности или о защите окружающей среды.

2. Курс о других отделах. В крупных корпорациях сотрудники могут не знать, чем занимаются соседи по этажу. С помощью курса в формате соцсети можно рассказать о работе других подразделений и представить всех специалистов.

3. Приветствия и обучающие видео. Формат можно адаптировать под конкретную целевую аудиторию и контент. Например, интеграция видеороликов в курсах может быть реализована по-разному:

— для коротких приветствий руководителя подойдут видеоролики-сторис, как в Instagram;

— для длинных уроков, составляющих основной контент, больше подойдет «оболочка» Youtube;

— для коротких обучающих видео может подойти интерфейс TikTok.

Заключение

Если перед вами возникла задача обновить или создать с нуля вводный курс, присмотритесь к формату социальных сетей. Структурированный процесс адаптации позитивно влияет на вовлеченность, удержание и производительность новых сотрудников. Они лучше понимают культуру компании, чувствуют большее доверие и быстрее вливаются в коллектив.

Перечислим еще раз главные преимущества курса в формате соцсети:

1. Дружелюбный тон снижает стресс от выхода на новую работу.

2. Привычные и понятные механики в курсе не требуют от пользователя дополнительного изучения.

3. Развитие персонажа, статусы и другие элементы геймификации еще больше вовлекают в учебный процесс.

4. Общение с виртуальными коллегами помогает передать атмосферу в компании.

5. Нелинейный характер курса позволяет пользователю свободно его изучать, постепенно открывая различные возможности работы в компании.

А как встречают новых сотрудников в вашей компании? Расскажите в комментариях, как прошел ваш первый рабочий день

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда