Как говорить нет на работе?
Рассказываем, как научиться отстаивать свои интересы, не испытывая чувство вины.
Умению говорить нет не учат в школе, но это важно во всех аспектах жизни, и в карьере тоже. Если вы замечаете, что у вас прибавилось задач, а ваша отзывчивость и доброта оборачиваются вашей усталостью и непродуктивностью, — возможно, вам стоит начать говорить нет коллегам (а порой и себе). В статье рассказываем, как делать это без угрызений совести.
5 ситуаций, когда нужно говорить нет
Все ситуации реальные, но персонажи — плод нашей фантазии, так что любые совпадения случайны.
Условия работы оказались не такими, как обещали
Ситуация. Мария уже месяц работает в небольшом агентстве. Её особенно привлёк гибкий график: у Марии есть дочь, которую она периодически водит в детский сад или к врачу, и работодатель сказал, что начинать рабочий день позже или делать перерыв пару раз в неделю в середине дня не проблема. Однако каждый раз, когда Мария занимается личными делами, руководитель ставит на эти часы планёрки или встречи с клиентом, а все просьбы о переносе игнорирует.
Чему здесь можно научиться. Руководитель нарушает договорённости, и Мария имеет полное право отказаться работать в такой ситуации. От вас могут потребовать выйти на работу в выходные или во время отпуска — случиться может всякое. Если для вас это неприемлемо — проговорите, что именно вас не устраивает, сошлитесь на договорённости, и тогда сказать нет будет проще (ну или работодатель оценит вашу стойкость и умение отстаивать свою позицию, и в ваших отношениях воцарятся мир и покой).
На вас пытаются взвалить не вашу работу
Ситуация. Виктор работает редактором в издательстве. Одна из его коллег — редактор параллельного направления, Света, более опытная и более активная, — систематически на встречах и обсуждениях проектов в присутствии руководства озвучивает, что ту или иную задачу возьмёт на себя Виктор, хотя они вроде бы входят в её зону ответственности. Виктор не решается публично возразить (ведь одно дело делаем), поэтому раз за разом выполняет и свою работу, и частично работу коллеги. Света не видит в этом проблемы и «отбивает» претензии Виктора, утверждая, что она так же часто подстраховывает его, когда тот не укладывается в дедлайны.
Чему здесь можно научиться. Взять на себя дополнительную задачу один-два раза нормально: случаются форс-мажоры, приходят очередные финальные правки от заказчика, в конце концов, коллеги заболевают и просят поддержать. Но систематическое выполнение неоплачиваемой дополнительной работы за других нормой не является. Аргументация в духе «да это мелочь, мы все друг другу помогаем» — явная манипуляция. Если вы, как и Виктор, не хотите или не можете сказать нет открыто, обсудите ситуацию в личном разговоре и вежливо объясните, что такой расклад вас не устраивает. А если и это не поможет — донесите ситуацию до начальства (как вариант, на трёхсторонней встрече).
Вам садятся на шею
Ситуация. Елена работает в строительной компании архитектором. Коллеги постоянно приходят к ней с рабочими и нерабочими вопросами: просят настроить программу, по десять раз запрашивают один и тот же документ в общем чате, жалуются на жизнь. Елене вроде бы не сложно всем помогать, но в конце дня она обнаруживает себя уставшей и с кучей долгов по работе.
Чему здесь можно научиться. Часто коллеги пользуются такими удобными людьми, как Елена, по инерции, а не со зла: если человек помог один раз, почему бы не попросить его помочь второй и третий. Противоядие простое, и звучит примерно так: «Извини, я сейчас не могу тебе помочь, у меня сроки горят, но я точно помню, что в нашей методичке есть инструкция по установке этой программы. А файлик поищи вот в той папке». Так вы не просто говорите человеку нет — вы предлагаете ему альтернативу. Закройте в календаре часы, когда вам нужно поработать над своими задачами (под заголовком «Дела»), чтобы в это время вас никто не беспокоил. Если вы работаете из офиса, договоритесь, в какие перерывы вы готовы обсудить вопросы.
Коллеги или руководитель играют на ваших амбициях
Ситуация. Анна работает в отделе маркетинга крупной компании ведущим менеджером проектов. Анна — талантливый маркетолог с ясными планами на будущее, и её руководитель Михаил подстёгивает её карьерные аппетиты, обещая выделить новое направление под её руководством. Михаил говорит, что видит в ней большой потенциал, и постоянно даёт Анне более сложные задачи, чем её коллегам. Так продолжается уже пару лет, и Михаил объясняет это тем, что Анне с её амбициями нужно работать за двоих. При этом Анна не получает прибавки к зарплате, не видит бонусов, а карьерный рост который раз откладывается.
Чему здесь можно научиться. В данном случае руководитель откровенно злоупотребляет амбициозностью Анны. Даже если она готова работать больше остальных, это должно вознаграждаться. Часто в подобной ситуации сказать нет лишней нагрузке действительно сложно — в таком случае попробуйте пойти на компромисс. Например, обсудите с руководителем прибавку в зарплате за дополнительную работу или в целом предложите пересмотреть систему мотивации.
Вы берёте на себя больше, чем можете потянуть
Ситуация. Сергей — маркетолог-фрилансер и очень любит свою работу. Он хорош в своём деле и охотно работает с самыми разными заказчиками, от рекламных агентств до промышленных предприятий. В последнее время Сергей стал замечать, что категорически не высыпается, отношения с друзьями и родными испортились, его перестала узнавать собственная собака, а работа как-то уже не приносит былого удовольствия, хотя качество её до сих пор остаётся на высоком уровне.
Чему здесь можно научиться. Иногда мы, как и Сергей, переоцениваем свои силы. Научиться говорить нет самому себе — самое сложное. Здесь очень важно понять границы собственных возможностей. Если вы чувствуете, что ваших ресурсов не хватает — вы часто болеете, впадает в хандру, ничего не успеваете и вообще выгораете, — пересмотрите приоритеты, откажитесь от наименее важного и постарайтесь отловить момент, когда нагрузка становится невыносимой.
Выводы: как научиться говорить нет всему лишнему?
- Чётко определить границы дозволенного для вас в работе и проговорите их с руководителем и коллегами.
- Считайте, сколько часов занимает дополнительная нагрузка, и используйте это как аргументацию (в том числе для себя).
- Закрывайте часы в календаре, чтобы вас не беспокоили лишний раз.
- Смягчайте отказы альтернативными предложениями
- Выделите несколько внутренних приоритетов и не бойтесь отказывать себе в излишней нагрузке.
HR-холдинг Ventra — один из лидеров HR-рынка России. Знаем всё про рынок труда и бизнес, делимся инсайтами о карьере и профессиональном развитии, рассказываем лайфхаки и истории, опираясь на опыт и компетенции нашей команды.