6 скрытых причин, почему ваша бизнес-стратегия не работает

Каждой компании время от времени нужно переосмысливать цели, стратегию, бизнес-модель и структуру. Тем более в период пандемии, когда от скорости реакции на изменения зависит само выживание данного бизнеса.

Но на пути корпоративных преобразований стоит 6 скрытых барьеров. Чем быстрее вы их преодолеете, тем быстрее и эффективней сможете адаптировать свою бизнес-стратегию под новые реалии.

Скрытый барьер №1

Неясные ценности и противоречивые приоритеты

Признаками наличия этого барьера являются:

  • отсутствие у компании четкой стратегии, а также ценностей, которым привержены все ее сотрудники,
  • многочисленные, противоречащие друг другу приоритеты, и как следствие ощущение перегруженности у сотрудников,
  • внутрикорпоративные конфликты из-за ресурсов.

Зачастую причина возникновения этого барьера кроется в том, что стратегия разработана бизнес-лидером вместе с топ-менеджерами, но без привлечения остальных сотрудников.

Скрытый барьер №2:

Неэффективный топ-менеджмент

В этом случае:

  • большая часть времени, проводимого на совещаниях, тратится на обмен информацией и уточнение оперативных деталей, а не на обсуждение вопросов стратегического и организационного характера,
  • на совещаниях практически не бывает конструктивных дискуссий, а необходимые решения принимаются в узком кругу,
  • у топ-менеджмента нет согласованной позиции относительно корпоративной стратегии и приоритетов.

Скрытый барьер №3

Неэффективный стиль бизнес-лидера

Это либо подход сверху вниз без вовлечения членов команды, либо избегание любых дискуссий. Компания страдает от этого барьера, если:

  • лидер теряется в текучке и работает «на один уровень ниже своей зарплаты»,
  • лидер уделяет слишком мало внимания введению сотрудников в курс корпоративной стратегии, а также ее конструктивному обсуждению,
  • лидер самоустраняется от непосредственного решения проблем, включая назревающие корпоративные конфликты.

Скрытый барьер №4

Плохая координация

Признаками этого синдрома являются:

  • постоянные трения между топ-менеджерами, каждый из которых защищает свою вотчину – сферу своей ответственности,
  • затруднения при решении кросс-функциональных задач (даже при хороших личных отношениях между топ-менеджерами),
  • приоритет в реализации целей того подразделения, который курирует данный топ-менеджер, перед корпоративными задачами,
  • неясность функций топ-менеджеров, а также их прав и обязанностей при принятии решений,
  • нечеткое структурирование бизнес-единиц и их деятельности.

Скрытый барьер №5

Недостаточное развитие лидерских качеств у руководителя компании

Лидеры обычно развиваются не через обучение, а через практику решения лидерских задач. Это требует от руководителя компании давать своим топ-менеджерам эту практику, делегируя им часть своих полномочий.

О наличии от этого барьера, свидетельствуют следующие признаки:

  • когда в компании нужно сделать нечто важное, этим занимается фиксированный круг лиц,
  • для развития лидерских качеств сотрудникам (и прежде всего топ-менеджерам) предоставляется слишком мало возможностей,
  • лидерским способностям сотрудников не уделяется достаточного внимания, им редко предлагаются карьерные продвижения, которые позволяют развивать эти способности.

Скрытый барьер №6

Неадекватная вертикальная коммуникация

Информация о корпоративной стратегии и ценностях компании не циркулирует от высшего руководства к нижестоящим уровням, а информация о препятствиях в текущей деятельности не доходит от нижестоящих уровней до высшего руководства. Наличие этого барьера указывают следующие признаки:

  • высшие руководители слишком редко просят нижестоящие уровни рассказать им о проблемах, которые их беспокоят,
  • существует мало площадок, где рядовые сотрудники могут открыто общаться с руководителями компании, не рискуя при этом свои положением,
  • публичное обсуждение сложных вопросов идет вразрез с традициями компании.

Способность компании к преодолению отмеченных барьеров – необходимое условие ее адаптации к коронакризису.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог Первого центра бизнес-психологии Alter Ego. Специально для VC.

Начать дискуссию