Почему у партнеров по бизнесу возникает недовольство друг другом?

Зачастую партнерские отношения начинаются с энтузиазмом. Они быстро растут на почве общего роста и успеха бизнеса. Но гарантий сохранения этой ситуации нет, даже если эти отношения продолжаются много лет. Взаимное недовольство может возникнуть внезапно и, вроде бы, без видимых причин. Следом идут замедление роста компании, напряженная обстановка в офисе и снижение прибыли… Давайте разберемся, в чем причины этого.

Прежде всего, нужно отметить, что деловое партнерство сродни браку и должно основываться на общих ценностях, эффективном общении и взаимном уважении. Однако, в отличие от супружества, партнеры по бизнесу имеют разные цели и в своей деятельности пользуются разными инструментами.

6 наиболее распространенных механизмов, которые упускают бизнес-партнеры и которые в конечном счете приводят к разрушению их деловых отношений:

1. Партнерское Соглашение

Будучи совладельцами, бизнес-партнеры склонны думать, что этот документ им не очень нужен. Однако, если их роли и обязанности не зафиксированы, они трактуются произвольно, а полномочия и ответственность за принятие решений размываются. Что затрудняет взаимопонимание и согласованность действий партнеров.

Пока их цели в общем и целом совпадают, подобного рода неопределенность снимается в рабочем порядке. Но когда состав партнеров меняется (кто-то из них может захотеть выйти из общего бизнеса), отсутствие Партнерского соглашения грозит значительными трудностями при перераспределении обязанностей и приоритетов.

2. Контроль индивидуальной эффективности (KPI)

Как и в случае должностных инструкций, партнеры часто освобождают себя от фиксации определенных критериев эффективности их бизнеса, а также регулярного оценивания своей работы по этим критериям. В результате каждый партнер трактует свой вклад в общий успех сугубо произвольно, что подпитывает недопонимание между ними и размывает персональную ответственность.

3. Справедливое распределение вознаграждений

Начиная бизнес, партнеры часто договариваются о вознаграждении, привязанном не к результатам, получаемых их компанией, а к среднерыночным ставкам по доходам для владельцев аналогичного бизнеса и их топ-менеджеров. Бывает, однако, что на начальном этапе прибыль компании недостаточна, чтобы выдержать этот принцип, и тогда партнерам приходится поступаться своими доходами. Но как только прибыль увеличивается, партнеры обычно повышают свой доход на одинаковый процент – независимо от реальной эффективности каждого из них. И это не совсем верно.

Прибыль действительно справедливо распределять пропорционально размеру участия того или иного партнера в капитале компании. А вот зарплата, будучи вознаграждением за услуги, оказываемые бизнесу, должна определяться индивидуальным KPI и соответствовать рыночным ставкам для аналогичных должностей и для лиц с сопоставимыми навыками и опытом.

4. Наличие корпоративной стратегии в письменном виде

Есть предприятия, которым удается добиться успехов и без стратегических планов. Этот пример приводит некоторых владельцев бизнеса к мыслям о ненужности этих планов и, более того, об их контрпродуктивности, с точки зрения быстроты реакции на изменения рыночной ситуации.

Однако, этот инструмент способствует сохранению удовлетворенности партнеров друг другом: если у компании нет согласованной и зафиксированной стратегии, они часто начинают реализовывать свои индивидуальные инициативы, чем тянут компанию в разные стороны. Трудно быть довольным, если человек, сидящий с вами в одной лодке, гребет в направлении, которое известно ему одному.

5. Бюджетирование бизнес-процессов

Хорошо продуманный и регулярно анализируемый бюджет – инструмент, особо важный для поддержания здоровых партнерских отношений. Само собой разумеется, процесс составления бюджета требует от партнеров согласования, как они будут ежегодно распределять финансовые ресурсы компании и какими приоритетами при этом они будут руководствоваться. Организации, где подобное бюджетирование отсутствует, рискуют оказаться вовлеченными в постоянное перетягивание каната по поводу распределения доходов и компенсации расходов.

6. Регулярные конфиденциальные встречи бизнес-партнеров

Если партнеры работают в компании на постоянной основе, они могут не ощущать особой необходимости в специальных – отдельных от топ-менеджеров – встречах друг с другом. Особенно это заблуждение характерно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Между тем, при отсутствии регулярных обсуждений на своем уровне бизнес-партнеры часто попадают в зависимость от совета директоров, что размывает доверительные отношения между собственниками компании. При этом нужно дифференцировать обсуждаемые проблемы: к примеру, вопрос, нужно ли продавать компанию, относится к безусловной компетенции партнеров, а вот нужно ли покупать или модернизировать некое оборудование, могут с успехом решить и топ-менеджеры компании.

Что в итоге?

Перечень мотивов, по которым деловые партнеры могут стать недовольными друг другом, конечно, не исчерпывается шестью, рассмотренными выше. К примеру, на деловых отношениях могут отразиться изменения в личных обстоятельствах партнеров. И каждый из подобных мотивов не стоит оставлять без внимания: со временем трещины в партнерских отношениях только усугубляются, и в конце концов, однажды вы можете проснуться в осознании, что эти отношения утрачены, а хорошие времена для вашего бизнеса остались в прошлом.

Хотите обезопасить ваше партнерство от конфликтов? Тогда совет — составьте Партнерское соглашение — документ, описывающий роли, права, обязанности и пути выхода из кризисных ситуаций.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог Первого центра бизнес-психологии Alter Ego. Специально для VC.

1212
2 комментария

Главное, чтобы обязанности (зоны ответственности) не пересекались.

Всё логично и циклично как и в других отношениях, тем более когда речь идёт о конкуренции и обоюдных амбициях