Сравнение РОП и SEO: работа в штате или аутсорс
Всем привет! Меня зовут Диана Ашумова, я Директор по развитию бизнеса и проектов. В этой статье хочу провести сравнение двух профессий: специалист по поисковому продвижению и руководитель отдела продаж.
Почему я выбрала именно эти профессии? Потому что работала в обеих, а также участвовала в найме и контроле и тех, и других специалистов.
SEO: фрилансер, штатный сотрудник, агентство
Я взяла 3 самых распространенных варианта. У каждого варианта есть свои риски и преимущества. Все варианты зависят от Вашего бюджета и кол-ва задач.
SEO-специалист фрилансер
Плюсы
- может обладать широкой экспертизой, если ведет много проектов из разных тематик
- если у вас нет полной загрузки, то выбор фрилансера на задачи удобен
- оплата по самозанятости, ИП, наличность
Минусы
- если вы слабо понимаете, то не сможете выбрать профессионала
- может пропадать и перестать выходить на связь
- ваш проект может быть не в приоритете решения задач
- контроль слабый
SEO-специалист в штате
Плюсы
- специалист занимается только вашим проектом
- при наличии задач на полную нагрузку, самый выгодный вариант
- оплата по ТК РФ, отчетность, полный контроль выполнения задач
Минусы
- может обладать слабой экспертизой, если работал с малым кол-вом проектов
- найм и выбор может потребовать отдельного консультанта
- при увольнении потребуется срочный найм нового
SEO-агентство на аутсорсе
Плюсы
- широкая экспертиза за счет ведения многих клиентов и проектов
- выбор по аналогичной тематике с кейсами
- оплата по договору, закрытие актами оказанных услуг
Минусы
- высокая стоимость по сравнению с предыдущими вариантами
- контроль будет зависеть от внутреннего специалиста и его экспертизы в этом вопросе
- при прекращении оплаты и возобновлении есть риск, что будет заниматься уже другой специалист агентства
Итоги
- Если у вас достаточный бюджет и необходима широкая экспертиза, то скорее всего вы выберете seo-агентство на аутсорсе.
- Если нужно глубокое погружение в ваш проект, то однозначно это специалист в штате.
- Если вы только начинаете и не знаете куда двигаться, можете попробовать начать с фрилансером.
Наилучший вариант - это сочетание специалиста в штате и seo-агентства на аутсорсе - синергия качества и экспертизы.
Плюс не забывайте, агентства не выполняют задачи, а ставят их, так что штатный контент-менеджер или администратор сайта Вам в любом случае понадобится.
РОП: штатный сотрудник, аренда или шеринг, консалтинг
Как и с seo, тут также все зависит от нагрузки, которая планируется на руководителя отдела продаж.
РОП в штате
Плюсы
- вся операционная работа с отделом продаж на нем
- четко прописаны задачи и зона ответственности, составлена должностная инструкция
- оплата по ТК РФ, требуется разработка системы мотивации
Минусы
- проблема с наймом, полный функционал РОПа я описала в другой своей статье
- со слабым РОПом продажи не растут, планы не выполняются
- при увольнении потребуется срочный найм нового
РОП в аренду или РОП-шеринг
Плюсы
- если не понимаете функционала должности, то лучше попробовать и понять как и что должен делать РОП
- в нагрузку идет рекрутер, ОКК (отдел контроля качества), тренер по продажам
- оплата по договору, закрытие актами оказанных услуг
- прописанные этапы работы с вашей компанией
Минусы
- отсутствует глубокое погружение в ваш бизнес
- требуется ваша максимальная вовлеченность
- вы можете не получить того, что ожидали (увеличения продаж)
РОП консалтинг
Плюсы
- самый дорогой вариант
- получаете максимальную экспертизу
- оплата по договору, закрытие актами оказанных услуг
Минусы
- также может отсутствовать глубокое погружение в ваш бизнес
- надо четко сформулировать свои ожидания от консалтинга
- долгое построение системы
- возможна подвязка под результат в виде процента от прибыли
Что дальше?
При любом выборе модели встраивания РОПа или SEO в вашем проекте, я настоятельно рекомендую запрашивать рекомендации с предыдущих проектов.
Проводить глубинное интервью с цифрами и кейсами. Если компания или кандидаты отвечают расплывчато на ваши вопросы, то лучше отказаться от такого сотрудничества, вы сэкономите не только деньги, но и свое время.
У меня был подобный опыт: анти-кейс по найму РОПа.
Помните важное правило: Если вы ищите волшебника, то найдете сказочника!
Можно предложить оплачиваемую стажировку в 2 недели для кандидатов в штат или какой-то тестовый период для сотрудничества с компаниями. За этот период вы сможете оценить:
- лояльность вашей компании и быструю или медленную обучаемость вашим процессам и информации;
- отчетность и ответственность кандидата или предполагаемого сотрудничества с компанией;
- умение работать в CRM;
- регламенты, правила работы, исполнительность по их выполнению;
- темп работы;
- принятие самостоятельных решений и взаимодействие по согласованию тех или иных действий.
Итог найма результативного SEOшника или РОПа
В первые 2 месяца результативного seo-специалиста вы увидите перебор неск. гипотез и выбор наиболее подходящих действий для получения быстрых результатов по увеличению трафика.
Аналогично с РОПами, вы должны увидеть увеличение объема продаж на отдел, кол-ва сделок на одного менеджера и повышения конверсии на этапах воронки, КЭВ(ключевой этап воронки) в первую очередь.
Если Вам потребуется помощь эксперта, обращайтесь ко мне, я смогу помочь с наймом и определением профессионализма специалистов обоих направлений: SEO & РОП.
Отзывы о сотрудничестве с Ашумовой Дианой. Про жизнь, подготовку статей и проекты я рассказываю на своем канале в телеге.