Отрицательный кейс по найму РОП-а.

Всем привет! Меня зовут Диана Ашумова, я Директор по развитию Plastelo. Этот кейс я написала еще 5 мая, а время выложить нашлось только сейчас. Основная идея кейса: не врите в резюме и на собеседовании, все легко вскрывается.

После написания черновика этого кейса у себя в гугл.доках был еще отрицательный случай, про который я написала короткую заметку в блоге Найм РОПа: отклики странных кандидатов.

В марте я разместила первую вакансию на РОП-а, предварительно провела аналитику по чужим вакансиям

Надо было оценить рынок найма руководителей, и, если бы нашелся достойный кандидат, то делегировать эту часть моей работы на руководителя в моем подчинении. Именно делегировать, а не сбросить ответственность, как часто происходит.

На данном этапе развития компании я уже провела внедрение

  • внедрение CRM системы Битрикс24
  • выстроила бизнес-процессы работы с каждым поставщиком
  • есть критерии оценки заявки, скрипт квалификации лида
  • прописала регламенты работы в битрикс 24/1С УТ/работе с клиентами компании
  • наполнила базу знаний материалами по работе с каждым поставщиком и наиболее востребованными товарами из нашего широкого ассортимента
  • оцифровала пул мелких задач по настройке рабочего места для нового менеджера и передала это на аутсорс сис.админу (после этого кейса по найму РОПа)
  • есть выстроенная воронка найма МОП-ов в ОП (оттестированная вакансия, набор мини-тестов на адекватность потенциальных новых сотрудников, контрольные точки для проверки роста и развития нового менеджера
  • четко прописанное взаимодействие менеджера по продажам с координатором отдела продаж по отгрузкам и закрытию сделки в завершенную продажу после получения оплаты

Таким образом, потенциальному РОП-у надо было не с 0 выстраивать работу ОП (отдела продаж), а обучиться продукту, перенять все как есть и затем улучшать, нанимать новых продажников, обучать, повышать валовую прибыль компании. Со своей стороны я бы обеспечивала сейлзов новыми лидами/заявками, товарами и поставщиками, все только из сферы b2b.

Отклики были в массе своей не релевантные. Соискатели с опытом работы на должности Коммерческого Директора откликаются на РОПа, при этом в вакансии никак не прописан карьерный рост до Коммерческого директора. При этом никто из них не имел собственной команды или отдельных исполнителей, чтобы закрывать задачи и цели компании.

Мне понравился один кандидат тем, что за 10 минут разговора по телефону ответил на мои вопросы по своим результатам на предыдущем месте работы. Я могла поспрашивать и про другие места работы, но именно этот опыт был наиболее релевантен тем задачам, которые ему нужно было бы выполнять.

забегая вперед, сейчас у этого человека прописано окончания работы июнем 2024 года, т.е. каждый месяц он передвигает даты
забегая вперед, сейчас у этого человека прописано окончания работы июнем 2024 года, т.е. каждый месяц он передвигает даты

Далее я предложила прийти на собеседование в офис, которое мы проводили совместно с Генеральным директором. Кандидат согласился, начал сдвигать время, ссылаясь на какую-то другую назначенную встречу... Я предложила дать доступ к внутренней базе знаний, чтобы соискатель мог составить первое впечатление о существующих бизнес-процессах в компании, которые выстроила я, и внутри какой системы ему предстоит работать, а также ее улучшать и оптимизировать. Предложение было проигнорировано.

Досье на кандидата. Запрос рекомендаций.

Прежде чем брать на работу управленца, соберите на него досье, а проще запросите рекомендации с предыдущих мест работы.

Позже получения своего личного опыта я прочла полезный цикл статей Артура Миргаязова про найм директоров в компании или в пару собственнику

Я запросила рекомендации на выбранного кандидата на должность РОП-а не сразу, а спустя 2 тестовых дня его работы в офисе.

Почему?!

Потому что я увидела несоответствие качества его работы тому, что у него указано в резюме и как он себя расписывал на собеседованиях и как он "себя ставил", т.е. продавал.

РОП указал в своем резюме последним местом работы компанию "Рога и Копыта", я погуглила и нашла их текущую вакансию на аналогичную позицию Руководитель отдела продаж.

Вернее сначала я искала “вакансии компании Рога и Копыта”. Существует интересный ресурс JobFilter, на котором сохраняются вакансии с HeadHunter, которые уходят в архив. Таким образом, можно найти старую вакансию с датой закрытия. ЛайфХак, берите на заметку!

Спросите для чего это нужно? Если человек устраивался на работу по вакансии, открытой на HH, то все даты легко найти и информация должна сойтись. Если информация не сходится, то вам врут или преувеличивают. Копайте дальше)

В случае с этим местом работы РОП-а, я нашла старую вакансию с указанием "В архиве с 12 ноября 2023", т.е. вакансия выставлялась 11-13 октября 2023 года, а не как было указано в его резюме, что он работал с марта 2022 в компании.

Я написала короткое письмо на общую почту на сайте компании

Отрицательный кейс по найму РОП-а.

Параллельно, второе сообщение я отправила в виде отклика на текущую вакансию РОП-а в эту же компанию со своего личного аккаунта на ХедХантере и моим резюме там.

Мой отклик с вопросом на HH
Мой отклик с вопросом на HH

Ответили мне не сразу, я еще раз написала, что хочу каким-либо образом с ними связаться. И да, я получила ответ, который подтвердил все мои отрицательные наблюдения за 2 тестовых дня и субъективные ощущения от телефонного собеседования и собеседования в офисе.

короткий ответ, дальше я задала уточняющие вопросы
короткий ответ, дальше я задала уточняющие вопросы
затягивание задач, пустые обещания
затягивание задач, пустые обещания
точные сроки работы в компании кардинально отличаются от опыта работы в резюме
точные сроки работы в компании кардинально отличаются от опыта работы в резюме
А вы готовы нанимать не системных врунов на позицию руководителя? Я нет, другие работодатели тоже нет.
А вы готовы нанимать не системных врунов на позицию руководителя? Я нет, другие работодатели тоже нет.

После первого сообщения, я написала кандидату в вотсапе:

Имя, добрый вечер!

я не готова брать вас в свою команду

уточнила у Михаила что по поводу 2х дней, сказал не оплачиваем

Я с ним полностью согласна.

Что не понравилось:

- делали счет, не уточнив по срокам его оплаты, не выявили потребность на входе

- опоздание в первый день

- изучили базу знаний, но не стали ей пользоваться

- не умеете настраивать битрикс

- не уточнили как соблюдать регламент и не стали его соблюдать согласно существующим обучательным материалам

- по двум-трем заявкам дали клиенту не корректную информацию, так можно получить много оплат, по которым придется потом объясняться долго и нудно и извиняться

- не захотели начать знакомиться и взаимодействовать с поставщиками

- я заметила отсутствие эмпатии

- заметила изменение срока окончания работы на предыдущем месте работы, я думаю что это обусловлено тем, чтобы показать свою восстребованность на рынке труда

- я проводила исследование рынка полгода назад, и поверьте, предложение с окладом в 150тыс на РОПа не так уж и много, среднее это 60-10тыс на руки окладная часть при куче требований

- и еще маленький, но триггер писать приветствие надо на отдельной строке, а потом весь остальной текст в переписке, любой и в любом виде связи (мессенджер, письма, соц.сети)

Грамматика и написание сохранены везде, есть опечатки из-за постоянной спешки.

Причины запроса рекомендаций на соискателя должности Руководитель отдела продаж

Почему пришлось пойти по пути поиска истины? Мне нужен был описанный опыт именно того места работы, т.к. этот опыт был наиболее релевантным. А также человек хотел хороший оклад на входе и приличный совокупный доход через 3 месяца, что, на самом деле, нормально.

Но, всегда есть НО! А что он/кандидат сделает для достижения результата, готов ли выкладываться и будет ли эффективным? Будет ли проявлять инициативу и самостоятельность, владеет ли теми навыками, о которых написал в своем резюме и красиво рассказывал на собеседовании?

После 2-х собеседований, телефонного и в офисе, я предлагала кандидату тестовый доступ в базу знаний, чтобы он мог сформировать первоначальное мнение, как все устроено в компании, какие именно обязанности он заберет с меня, а я смогу заняться дальнейшим развитием проекта/компании. На оба предложения я получила молчание или отказ. Это показатель не лояльности кандидата своему будущему месту работы.

Соискатель на место Руководителя отдела продаж сказал, что ему долго добираться до нас и что у него очень много офферов и он выбирает. Я подождала неделю и сделала предложение прийти и показать себя за одну тестовую неделю, с оплатой из расчета желаемого им оклада. За неделю он не нашел себе работу с кучей офферов и все еще был свободен. Я поставила у себя заметку в голове... Время до офиса у него должно было занимать менее 1 часа общественным транспортом, что для Москвы немного, вполне в рамках для хорошей работы.

Назначила старт тестовой недели на понедельник 15 апреля. И, в понедельник, в первый тестовый день человек опоздал на 20 минут, т.к. пытался приехать на машине и не рассчитал время. Предупредил, тут без вопросов, за 10 минут, что опаздывает. У меня была назначена встреча с онлайн френдом, он был в Москве, надо было развиртуализироваться и пообщаться немного на профессиональные темы. К понедельнику я подготовила рабочее место и все аккаунты для нового сотрудника. Когда кандидат приехал, я его посадила, показала где что и попросила начать знакомиться с базой знаний, регламентами и бизнес-процессами. Полдня он читал, я спросила как дела, есть ли вопросы. Сказал, что есть и он готовит список вопросов. Дала одну заявку в работу, дала минимум информации как поработать с заявкой, но с указанием поставщика. По нему можно найти описанное взаимодействие и полную информацию в сформированной мной базе знаний. Кандидат перепутал информацию, неверно проинформировал клиента, перешел к выставлению счета. Уточнил некоторую информацию, тут я попросила координатора отдела продаж ему помочь с работой в 1С УТ.

После обеда мы пошли в отдельный кабинет, я ответила на все вопросы по его списку и продолжила наблюдать, т.к. говорить можно много красивых вещей, всегда вопрос кто все это будет делать и реализовывать. В Директора по развитию я выросла из узкого специалиста SEO с более широкой экспертизой, чем это нужно для продвижения сайтов в поисковых системах. Очень давно, еще в бытность активности и популярности запрещенной в РФ соц.сети facebook, я была подписана на популярного и интересного предпринимателя Дмитрия Шахова. Некоторые интересные мысли из его развития мне запомнились. У него подписчики спрашивали профессиональных советов или коротких аудитов их сайтов и он спокойно делился информацией и полезным опытом!

И, однажды, кто-то спросил, не боится ли Дмитрий делится полезностями открыто? На что получил ответ Шахова, что нет, т.к. много компаний могут заказывать по неск. платных аудитов, но всегда возникает вопрос кто это будет делать, т.е. реализовывать!

Так что не ведитесь никогда на красивые слова, смотрите что человек делает. Чаще всего продуктивные сотрудники мало говорят, но много делают, а на пустые разговоры нет ни времени, ни настроения, ни желания.

Отрицательный кейс по найму РОП-а.

Завершу лирическое отступление. Будущий руководитель и хороший продажник обязан много и с удовольствием говорить и взаимодействовать с другими людьми. Навыки коммуникации - самые важные, софт скилл - очень нужный и полезный. И я увидела, что этот навык очень слабо развит, если человек не себя продает.

Еще из интересного. В резюме указано: Высокая скорость усвоения новой информации. Но кандидат при нашем совместном общении с генеральным проговорил, что ему необходимо несколько месяцев, чтобы полностью понять все текущие бизнес-процессы и всю информацию по проекту в зоне своей ответственности. Я подумала, что это очень долго, при наличии уже выстроенной системы.

Мораль и концовка отрицательного кейса найма РОП-а

Это был мой первый опыт попытки найма управленца в компанию после найма и выстраивания работы специалистов и линейного персонала. Сделала выводы, что не стоит очаровываться вроде бы четким телефонным собеседованием и дальнейшими красивыми обещаниями и рекламой себя.

Субъективные моменты, на которые я обращаю внимание:

  • лояльность к компании
  • инициативность и самостоятельность
  • профессиональные навыки и соответствие их качества словам кандидата
  • эмпатия, очень нужна при взаимодействии с другими людьми
  • наличие кейсов/портфолио у кандидата, мы живем в эру Интернета
  • ответственность, нельзя опереться на ненадежного человека/сотрудника и расти дальше

Отзывы от РОП-а на компанию

После 2-х тестовых дней РОП не вышел на след. день, с объяснением, что он заболел. Правда это или нет, я не знаю, но на болеющего человека не был похож, а если и начинал себя плохо чувствовать, то мог сказать и не выйти на работу, мы бы его все равно ждали. Во вторник он так спешил, что убежал ровно в 18:00 и забыл в офисе зонтик, хотя в тот день обещали дождь. Я задержалась, т.к. говорила по телефону с клиентом и еще объясняла сотруднику/менеджеру как работать с заявкой.

Вечером, когда я ему написала свое решение, он попросил прислать ему курьером его вещи: зарядку, еще я напомнила про зонт, забытый в офисе. Я запросила паспорт, чтобы отправить СДЭКом, мы все отправляем СДЭКом - документы нашим клиентам, если нужно что-то удаленному сотруднику: IP телефон, память для ноутбука, шнуры для подключения.

Наверное неделю он мне что-то писал, я не читала, т.к. мне было не до него, впереди были праздники, неделя - 6 рабочих дней (конец апреля, перед майскими), ведущий менеджер по продажам в отпуске, я не могла не отпустить на ее юбилей в Сочи.

Потенциальный руководитель мне пишет в вотсапе, вместо того, чтобы просто снять трубку и позвонить.

Умение решить вопрос быстро одним звонком важно для всех: продажник, руководитель любого уровня, специалист.

Позвонил он через неделю с наездом в голосе. Я ответила, что мне не до него и есть 2 варианта:

  • приехать и забрать зарядку и зонт самостоятельно, адрес он знает
  • можем отправить СДЭКом, без проблем

Через полчаса начали появляться отрицательные отзывы на компанию, т.к. я также занимаюсь и SERM, то сразу заметила зависимость звонка и отзывов.

Первый отзыв прилетел на 2ГИС - Пластело

Отзыв с липового аккаунта кандидата на должность РОП-а
Отзыв с липового аккаунта кандидата на должность РОП-а

Я ответила сразу же и забыла. Ну а позже всплыли все остальные отзывы, время задержки связано с модерацией на площадках.

Отзыв с личного аккаунта кандидата на должность РОП-а
Отзыв с личного аккаунта кандидата на должность РОП-а

Еще пару-тройку отзывов на других площадках, менее значимых. Ну и про VC он тоже не забыл, т.к. все мои кейсы легко гугляться и это замечательно!

Это был I кейс после старта проекта Пластело, спустя 5 месяцев моей работы по запуску сайта/интернет-магазина и его продвижению в поиске в качестве seo-специалиста.

Отрицательный кейс по найму РОП-а.

Не будьте такими как Станислав Антипов, и таких много, не он первый и не он последний.

Завершение анти-кейса по найму и выводы

Проверка и запрос рекомендаций на любого сотрудника - нормальная практика, лучше всего это сделать еще в процессе найма и подготовки оффера.

Никогда не понимала сути вранья соискателей на собеседованиях. Скажи, что не знаешь, не сталкивался и пойди искать информацию, стремись к получению новых навыков.

Если чувствуешь в себе силы и потенциал, запроси возможность для своей профессиональной реализации в компании или начни проявлять инициативу.

Как пишут в интернете:

Иди к своей мечте! Не можешь идти — ползи! Не можешь ползти?! Ляг и лежи в направлении мечты!

Отрицательный кейс по найму РОП-а.
Начать дискуссию