Командообразование
Всем привет! Меня зовут Диана Ашумова, я Директор по развитию бизнеса. В этой статье я поделюсь личным опытом по выстраиванию командной работы.
Около 5 лет я выстраивала бизнес-процессы и итогом сформировала команду, в том числе и из удаленных сотрудников, как штатных, так и на задачи для торговой компании b2b-товарами (продажи, сайт, айти). До этого комплексного подхода и ценнейшего опыта для меня, я нанимала фрилансеров и формировала команды под проекты для развития сайтов.
Найм исполнителя в команду. Преонбординг и адаптация.
Обычно я максимально прописываю задачу и все исходные данные, которые есть. И иду искать людей в профильные группы, телегу, форумы, хабр. Выкладываю вакансию или задачу, жду отклики.
Провожу первичный отбор на предмет понимания задачи и удобства взаимодействия (быстрые ответы, вежливость, совпадение по манере общения). Далее даю проявить инициативу и на собеседовании раскрыться, обсудить задачу. Для штатных сотрудников в продажах я предлагала проведение тестового дня, который мог быть завершен по инициативе обеих сторон в любой момент. Причем он же и заменял собеседование в офисе, а кандидат получал возможность преонбординга для ознакомления с бизнес-процессами компании и возможность примерить на себя будущие должностные обязанности.
Покажу какая была реакция новичков на тестовый день или начало стажировки.
и еще один скриншот
Координация сотрудников для слаженной работы
Планерки и встречи один-на-один решают подобные вопросы. Бывает сотрудники не понимают как наладить взаимодействие, и тогда требуется вмешательство руководителя. А лучше, чтобы новичок в команде сразу был представлен всем, и, по мере поступления новых задач или вводных данных, он получал от руководителя направление к коллеге по команде для решения своих вопросов и возникающих проблем.
Важно сразу же собирать обратную связь от сотрудников, которые выступают наставниками в отдельных вопросах развития новичка в команде, т.е. отправили спросить, потом уточнили спросил ли, сделал ли как ему рекомендовали, усвоил ли процесс или информацию.
Аналогично только с системным подходом руководителя получается наладить корректное и эффективное взаимодействие между продажами и маркетингом, когда и менеджеры по продажам, и контент-менеджер работают над одним: увеличением продаж и ростом компании.
Бывает, что люди думали о разном, нарушенная коммуникация. И тогда надо руководителю включаться и провести разговор на троих, пусть каждый выскажет как он понял другого или общую задачу, а руководитель все еще раз проговорит и направит обоих сотрудников в одну сторону, чтобы понимание стало общим.
Мотивация и поддержка новичков в команде
С первого же момента контакта с новым сотрудником, я его сопровождала на всех этапах: найм, тестовый день или тестовое задание, адаптация, первые результаты, первые ошибки, корректировка. На планерках проговаривала успехи и что надо еще подтянуть, и в дальнейшем давала задачи или сделки, объясняла что и как лучше сделать по моему мнению, но и оставляла возможность для инициативы и улучшения своей работы.
Итогом, менеджеры по продажам уже в первый месяц показывали хорошие результаты и выполняли минимальный план продаж. Помимо устной поддержки и моего разъяснения любых вопросов, также я предоставляла инструменты: базу знаний, регламенты, инструкции и видео-инструкции, рабочие файлы, где можно было посмотреть как ранее решались задачи или список успешных сделок.
В ход шел переговорный процесс, а также быстрая корректировка и замечания в случае неверных шагов, невнимательности, наплевательского отношения к нюансам или коллегам/партнерам/клиентам.
Конечно, это не значит, что все новые сотрудники успешно проходили испытательный срок или оставались в компании и команде, т.к. помимо вложенных усилий руководителя по адаптации и обучению, также требуется и полная отдача от самого сотрудника.
Также я помимо премиальной части для менеджеров по продажам использовала и другие типа мотивации. Когда сотрудник показывал рекордные результаты, то получал пиццу от меня как руководителя.
К сожалению, одной сотруднице я не смогла организовать пиццу на День Рождения, т.к. она жила в маленьком городе, я попыталась связаться через ВК с одними, не федеральной кафешкой, но у них отсутствовала доставка на нужный для меня день(((
Аналогично цветы для удаленного сотрудника на ДР - маст хев!
Решение конфликтов между сотрудниками в команде
Когда возникает недопонимание и начинает зарождаться конфликт между коллегами в коллективе, то лучше всего руководителю взять на себя ответственность и роль модератора, чтобы сразу прояснить все моменты и вынести результирующее решение.
Если вы как руководитель не вмешаетесь, то итогом станет избегание общения и взаимодействия между собой ваших коллег, которые что-то недопоняли или не поделили. Плюс при возникновении новой нестандартной ситуации следует выработать правила, результирующее решение, озвучить правила всему отделу, коллективу, а также зафиксировать это в виде регламента, чтобы в дальнейшем можно было ссылаться на утвержденный документ компании.
Польза от командной работы и взаимодействия отделов
Чем лучше коммуникация и понимание внутри команды, тем быстрее растет компания или проект.
В случае с аудитом вашей компании или коллектива, понадобятся отдельные зум-созвоны или встречи один на один с каждым сотрудником. Сбор полной картины происходящего, которая может отличаться от того, что видит собственник или топ-менеджер.
Стандартно в интернете много статей о “войне” между отделами продаж и маркетинга. У одних лиды не те, у других продажи не отрабатывают.
Если же все будут работать в едином информационном поле, то конфликта интересов не будет возникать, а также каждый отдел будет с уважением относится к работе другого, понимая где и куда направлены усилия и что это дает в результате.
Если у вас малый или микро-бизнес с командой до 20 человек, то обязанности по командообразованию будет нести собственник или топ-менеджер, руководители отделов. Когда же экономически будет обосновано, то сможете нанять в штат HR, новый сотрудник и будет заниматься этими вопросами в паре с руководителями и помогать развивать рабочие отношения между коллегами и отделами.
Лично я в своей работе и по жизни ориентируюсь на сотрудничество и всегда долгосрочное!
И когда я делаю что-то приятное коллегам или друзьям, то думаю о том, что мне бы на их месте было бы приятно внимание, помощь и поддержка.