{"id":7298,"title":"\u041a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0431\u0435\u0440\u0443\u0442 \u0441 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7298&url=https:\/\/vc.ru\/finance\/287640-predstavte-chto-vy-dolzhny-vernutsya-na-20-let-nazad-v-proshloe-kakie-sovremennye-tehnologii-zahvatite-s-soboy&placeBit=1&hash=4693aaf51fe37b122309350bd15ef7991e11843fbc9183a8a592e9af3c9af557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Pavel Potasuev

Вопросы, которые CEO стартапа должен задавать себе и команде каждый день

Привет! Меня зовут Павел Потасуев. Я управляющий директор в стартап-студии Admitad Projects. Каждый день я взаимодействую с фаундерами и руководителями наших проектов. Во многом, это процесс наблюдения и анализа того, что происходит внутри стартапов.

Со временем у меня сформировался такой “Проверь себя!” для фаундеров — небольшой список вопросов. Они кажутся несложными только на первый взгляд. Главный камень преткновения возникает сразу: надо честно отвечать на них (хотя бы самому себе).

Для начала немного контекста. Хороша ли корпоративная культура в вашем стартапе?

HR'ы твердят: корпоративная культура важна для развития бизнеса. Но к реальным действиям компании переходят редко: если это не мастодонты уровня Microsoft, Uber и Apple, то бизнесу, как правило, не хватает рук, чтобы системно заниматься «атмосферой». Когда-нибудь потом, а сейчас есть кое-что поважнее. Знакомо?

Обычно у руководства с коммуникацией не очень: директор сосредоточен на выгодах бизнеса. Корпоративный мир ориентирован на конкретные показатели: KPI, продажи, прибыль, падение и рост акций. Оттого страдает обратная связь с сотрудниками: уровень их удовлетворенности еле теплится на горизонте начальственных забот. По статистике, лишь 15 % людей могут сказать, что искренне вовлечены в работу

Мало кого волнует, эффективен ли менеджер в отношении людей, пока он эффективен в отношении продукта.

К сожалению, зачастую единственное, что мотивирует руководство на перемены в коллективе, — это текучка кадров. Но и та возникает, когда исправлять косяки становится слишком дорого. Или поздно. Хороший CEO знает: ошибки надо ловить на ранних стадиях. Особенно это важно для молодого и активно растущего бизнеса — например, стартапа.

Цена текучки кадров». Надпись ниже: «Для бизнеса жизненно важно сохранение рабочей силы, так как потери от текучки растут с каждым ушедшим кадром

Корпоративная культура: одна ошибка, и ты ошибся

Почему же в компаниях мало руководителей с отличным навыком коммуникации? Во-первых, контакт с сотрудниками обычно не является приоритетом бизнеса. Во-вторых, будущие руководители учатся быть менеджерами, но не лидерами.

Вот как на жалобы сотрудника реагирует средний по больнице «эффективный» менеджер:

  • «Знаю, тебя все задолбало. Давай там, держись!» (ни малейшей попытки решить проблему).
  • «Ты что, уже устал?» (конечно, устал — но становится так неловко, что хочется сказать «нет»).
  • «У нас трудный месяц. Ну, ничего, прорвемся!» (в следующем месяце будет не лучше, и снова нет попыток решить проблему).
  • «Чем я могу тебе помочь?» (вопрос-то хороший, но вновь от одного тона вопроса хочется уйти в оборону: «Ничем», «Не надо», «Я сам»; тем хуже, если за вопросом — просто ритуал вежливости).

Вышеперечисленные реверансы характерны для компании, где нет корпоративной культуры или она настолько недоразвита, что не играет сотрудникам на руку. Не зря соучредитель Airbnb Джо Геббиа сравнивает ее с бетоном. Едва залитый бетон пластичен и может принимать различные формы. Но стоит ему затвердеть, как внести изменения станет почти невозможно.

К тому моменту, как ваш бизнес перейдет Рубикон в сто и даже тысячу сотрудников, у вас гарантированно будет устоявшаяся культура, или «культура». Любые корректировки потребуют колоссальных усилий. Есть и менее приятный вариант: компания может попросту не выжить. Токсичная атмосфера в коллективе — один из существенных факторов провала. Токсичность заставляет ключевых сотрудников уходить, что серьезно вредит производительности проекта.

Как этого избежать? Станьте проактивным. Решите раз и навсегда разобраться с проблемой. И начать придется с себя: если вы CEO стартапа, мы приготовили для вас вопросы, которые помогут вам с пользой начать рабочий день в широком смысле.

Вопрос 1. «Как мы решаем проблемы?»

В бизнесе не бывает идеальных систем. Любая компания, тем более стартап, сталкивается с трудностями, которые требуют срочных решений. То, как они решаются (или нет), — ключевая часть корпоративной культуры.

Вот три случая, когда решение проблем само по себе может вызвать шквал новых трудностей.

  • Принятие решений сосредоточено вокруг одного человека. Если все процессы проходят через CEO, это говорит о формировании культуры параноидального контроля, основанной на его личности. Из-за этого CEO может оказаться под угрозой эмоционального выгорания.
  • Избегание проблем. Если руководство склонно игнорировать трудности и, как страус, закапывать голову в песок, стартап будет управляться в режиме пожарной бригады: сидим на месте, пока что-нибудь не загорится. Ни о каких превентивных мерах не будет и речи.
  • Непоследовательность решений. Корпоративная культура нужна, чтобы у вас был универсальный гайд по принятию решений. Если одна и та же проблема каждый раз решается по-новому, сотрудники будут чувствовать себя неуверенно.

Выработка единого «руководства к действию» затруднена тем, что стартап меняется по мере роста и постоянно требует иного подхода. Вот почему для CEO так важно задавать себе эти вопросы:

  • Все ли спорные вопросы проходят через меня или команда уполномочена решать их самостоятельно?
  • Как именно я узнаю о трудностях в компании? А другие руководители?
  • Какую серьезную проблему, связанную с сотрудниками, я решаю прямо сейчас?

Вопрос 2. «Какой пример я подаю команде?»

В чем заключается и дар, и проклятье роли фаундера или CEO? Отвечаем: команда будет вам подражать. Если вы усердны, то и ваши сотрудники усердны. И наоборот: если у вас есть скверная привычка — они ее подхватят.

На что следует обратить внимание при общении с CEO стартапа:

  • Какие слова выбирает. Что чаще встречается в лексиконе руководителя: слово «мы» или слово «я»? Он говорит про «наши» или «мои» достижения?
  • Ответственность. CEO признает, что проблемы компании вызваны его действиями или это всегда чья-то вина?
  • Последовательность. Предположим, генеральный директор выдвинул требования к тому, как теперь должны себя вести сотрудники. Выполняет ли он эти требования из солидарности с коллективом или действует по принципу «делай, как я говорю, а не как я сам делаю»?
  • Готовность к диалогу. Может ли руководитель выслушать обратную связь? Если вы — гонец, который доставил дурные вести, он скорее наградит вас или накажет?
  • Характер. Когда кто-то уходит, это «скатертью дорожка» или начальство относится к экс-коллегам с уважением?

Мелочи накладываются одна на другую. Хотя по отдельности многие из них не кажутся значительными, они либо укрепляют здоровую культуру в компании, либо медленно отравляют. Вот что должен спросить у себя каждый CEO:

  • Бывало ли такое, что мои привычки подхватывала вся команда?
  • Как я в крайний раз справился с увольнением специалиста? Что я говорил о нем другим сотрудникам?
  • Что я сказал или сделал коллеге, который сообщил мне плохую новость?
«Культура имеет значение». Надпись слева: «68 % сотрудников утверждают, что их компания не прикладывает достаточно усилий к созданию позитивной корпоративной культуры». Ниже: «Опыт довольных сотрудников: 31 % повышение продуктивности, троекратное повышение креативности, 37 % повышение продаж»

Вопрос 3. «Что нам дается сложнее, чем должно бы?»

Как говорит Мэгги Люн, вице-президент отдела контента компании Nerdwallet, люди начинают по-настоящему доверять руководству, только когда убеждаются, что менеджеры искренне заботятся о них и желают помочь.

В этом и состоит наша задача — заботиться. Так мы помогаем людям развиваться, выкладываться по максимуму. Они становятся более ценными кадрами как для нашей компании, так и на рынке труда. Это честная сделка.

Мэгги Люн, вице-президент отдела контента компании Nerdwallet

Задайте себе вопрос, что вам дается сложнее, чем следует, и вы придете к вполне конкретным вещам:

  • У кого в компании самый жуткий уровень стресса?
  • Какие процессы сдерживают рост производительности?
  • Какие изменения можно ввести прямо сейчас?

Согласитесь: конкретика всегда лучше, чем размытые фразочки из семинаров по тимбилдингу: «Зато каждый из нас совершает свой вклад!», «Мы растем вместе!» и прочее.

Вопрос 4. «А я вообще коммуницирую с командой?»

«Коммуницирую» — отвратительное слово, но, как большинство современных англицизмов, способно ярко отразить больше смыслов, чем традиционные определения.

Наверное, это самый важный вопрос. 95 % проблем происходят из-за дискоммуникации. Команда не понимает, почему руководитель принимает такие решения. Люди не видят, не понимают общей цели и не могут эффективно договариваться друг с другом (ведь цели рассогласованы). В итоге сотрудники не понимают, какого результата от них ждут, и не получают обратной связи о своей работе.Это анамнез, а протокол лечения довольно простой:

  • Регулярно объясняйте команде, исходя из каких предпосылок принимаются те или иные решения.
  • Чаще декларируйте общую цель, которая объединяет всех. Дальше люди уже смогут охотнее работать сообща, понимая большую идею.
  • При постановке задачи обязательно объясняйте, какой результат должен получиться.
  • Научитесь ценить! Когда команда приносит результат, мысленно прикиньте в голове, чего им стоило этого добиться. Поймите, что работы сделано много, что люди вложили душу и уже сами успели обрадоваться результату. Сотрудники должны знать, что их работа оценивается. Любого, кто работает не только за зарплату, очень парит, как оценят результат, в который он вложил себя и плохо спал пару недель.

Итог

Стресс, эмоциональное выгорание, отсутствие корпоративной культуры — все это способно уничтожить ваш стартап. Особенно если CEO не умеет с этими факторами справляться. Это делает его слабым лидером и впоследствии увеличивает шансы бизнес-провала.

Уменьшает их, в свою очередь, коммуникация и обратная связь. Руководство всегда должно быть в контакте с сотрудниками. К сожалению, вряд ли существуют такие тренинги и / или обучающие материалы, которые быстро разовьют у CEO эти soft skills. Увы! Похоже, классными лидерами становятся исключительно на личных ошибках и опыте. Однако путь к здоровой корпоративной культуре можно начать с малого — например, с нашего мини-списка вопросов.

Задавайте их себе и коллегам каждый день — и увидите, как корпоративная культура в стартапе становится крепче.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

{ "author_name": "Pavel Potasuev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 21, "favorites": 96, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 221565, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 18 Mar 2021 08:49:52 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Главное это адрес телеграм канала правильно написать, остальное уже не так важно 

4

чат , не канал

0

да будто мне интерена эта разница

–1

я взаимодействую с фанудерами
фанудерами))

1

Как же мы отстаём от цивилизации! 80% об это редко думает, тем более решает. Не в нашем это менталитете.

П.С.: буду рад ошибиться

0

Ты вообще о чем?

1

"Поймите, что работы сделано много, что люди вложили душу и уже сами успели обрадоваться результату. Сотрудники должны знать, что их работа оценивается. Любого, кто работает не только за зарплату, очень парит, как оценят результат, в который он вложил себя и плохо спал пару недель"

Хорошие, задушевные слова! (сарказм: протестено и проедено. И, слава небесам, выкака но:-)

0

Бойцы проекта адмитада, который тут месяц назад обосрался с выплатами вебмастеру собрались нас корп культуре учить?)) Сначала к партнерам научитесь по человечески относится и платить честно заработанное

0

1) производи/делай, что хочет клиент.
2) зарабатывай больше, чем тратишь.
Аминь.
А не эта вся вода в тексте с фоткой 22 летнего мальчика из адмитад, которые 80% себе, а 20% фаундеру.
Имхо....

–1
Читать все 9 комментариев
Прокрастинация: Как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли

Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.

«М.Видео»: последний ноутбук оказался витринным образцом — на сайте это не было указано, я заплатил за него полную цену

Хочу предостеречь вас от неприятного опыта и плохих эмоций при покупке в «М.Видео» и «Эльдорадо» — данные ритейлеры любят обмануть легкомысленного покупателя. Пожалуйста, обращайте внимание на все факторы и не теряйте бдительность при покупке. Не хотелось бы мне такие удручающие фразы бросать, но реальная ситуация требует освещения.

«Типографика в будущем»: дизайнер описывает, как дизайн и шрифты показывают футуризм в научной фантастике Статьи редакции

Разбирает «Валли», «Бегущего по лезвию» и другие фильмы, показывает, как создать свой шрифт «из будущего».

«Делимобиль» заставил меня заплатить 20 тысяч рублей за чужие повреждения

Грустная и захватывающая история о том, как «Делимобиль» не захотел разбираться и вынудил меня оплатить повреждения автомобиля, которые были нанесены не мною, на сумму в 18.641 рубля + аренду автомобиля в режиме ожидания на сумму 2.224 рублей.

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Таргет как волшебная палочка

Восхваление возможностей таргета в Инстаграм приводит к тому, что многие владельцы бизнеса уверены в его абсолютной способности быстро приводить к ним новых клиентов.

Как мы запустили MVP, получили первые продажи за 1,5 месяца и сэкономили 1 млн рублей

Рассказываем, как команда Minisol за 1,5 месяца помогла клиенту превратить идею в перспективный стартап и сколько стоил каждый этап.

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Объявлены победители Finlanding
Когда устал вечером в «Додо»

Заказал пиццу и залипаю на то, как ее готовят, и тут внезапно девушка начинает рисовать на раскатке и писать надписи, снова зашел через пару минут и тут:

null