«Вдохновлённый продакт делает сильные продукты»: почему стоит инициировать благотворительные проекты

Привет, я Василий Лексин, сеньор-продакт благотворительных инициатив в Авито. В статье расскажу, почему продактам стоит пробовать вести благотворительные проекты, а также как инициировать и продавать такие идеи руководству.

«Вдохновлённый продакт делает сильные продукты»: почему стоит инициировать благотворительные проекты

Благотворительность — это стратегическое мышление, лидерство и помощь другим

Я работаю в Авито 12 лет — за это время успел позаниматься разным. Прямо перед благотворительным направлением я был техлидом в команде персональных рекомендаций.

Когда все процессы там стабилизировались, и стало понятно, что дальше расти некуда, я начал искать что-то новое. Продакт-менеджмент казался логичным шагом: у меня был опыт управления, но ещё хотелось получить больше ответственности и убедиться, что смогу построить что-то с нуля.

В тот момент в маркетинге Авито искали продакта на благотворительный проект. А я в свободное время помогал животным. Думаю, это была судьба.

Любому продакту стоит попробовать себя в благотворительной инициативе, даже если раньше вы о таком не задумывались. Благотворительный проект — это платформа для роста, на которой можно прокачаться сильнее, чем в коммерческом продукте. Вот какие навыки это растит:

Стратегическое мышление в условиях неопределённости. Если вы предложите благотворительную инициативу, скорее всего, начинать её нужно будет своими силами — у вас не будет ни команды, ни бюджета, ни готового процесса. Нужно будет собирать всё по крупицам и превращать идею в продукт с понятной ценностью — для пользователя и бизнеса.

Навыки лидерства. В благотворительных инициативах вы научитесь вдохновлять и вовлекать коллег, у которых нет обязанности вам помогать. Это отличный тренажёр для развития эмпатии и способности договариваться.

Умение защищать идеи перед топ-менеджментом. Продакт в благотворительном проекте часто выходит напрямую на уровень руководства компании. Это позволяет научиться говорить на языке бизнес-стратегии, формулировать смысл, а не просто презентовать новые функции.

А ещё благотворительные инициативы — это:

— Кросс-функциональное взаимодействие. На таких проектах вы поработаете с PR, GR, HR, юристами, дизайнерами, разработчиками, фондами, государственными структурами. Это расширяет кругозор.

— Работа с нестандартными метриками. Благотворительность — это не про выручку. Здесь приходится искать новые способы измерения пользы, находить сигналы успеха — и это сильно прокачивает навыки продакт-менеджера.

— Проверка идей. Часто именно такие проекты становятся местом тестирования новых подходов, гипотез и инструментов — меньше давления, больше свободы для экспериментов.

— И, конечно — смысл. Когда вы видите, как чей-то мир стал лучше благодаря проекту, над которым вы работаете — это вдохновляет. А вдохновлённый продакт делает сильные продукты.

Чтобы инициировать благотворительный проект, нужны настойчивость и энтузиазм

В Авито забота о людях, животных и планете вшита в ДНК компании, поэтому любые благотворительные инициативы находят отклик. Если вы ещё не знаете, как к таким проектам отнесутся в вашей компании, то тщательно продумайте аргументацию.

Начните с важного решения — готовы ли вы пожертвовать балансом между работой и личными делами. Скорее всего, над первым благотворительным проектом придётся потрудиться во внерабочее время. Зато потом, когда покажете результаты, вам могут выделить ресурсы — время, команду, бюджет.

✨ Вдохновляющий спойлер

Изначально в Авито не было выделенной команды для благотворительных проектов. «Знак добра» мы запустили с коллегами на энтузиазме — без дополнительных ресурсов. А в середине 2025 года со мной уже работает целая команда: восемь человек, один из них — стажёр.

Кроме моей команды, в работу над благотворительными инициативами вовлечено много смежных команд, например, PR. Вместе мы развиваем в Авито более десяти проектов.

«Знак добра» — это один из самых заметных социальных проектов с точки зрения продуктовой механики. Пользователи, которые сделали пожертвование в фонд, получают отметку на объявление. Это повышает доверие к продавцу и вовлекает в доброе дело.

«Знак добра» видно и в результатах поиска, и внутри объявления
«Знак добра» видно и в результатах поиска, и внутри объявления

Тогда в компании была программа «Внутреннее предпринимательство». Она позволяет любому сотруднику поделиться идеей: нужно написать документ по шаблону и защитить проект. В случае успеха — дают ресурсы на реализацию идеи. Поэтому я знал, по какому пути идти.

Выясните, есть ли что-то подобное в вашей компании. А если готового пути нет, то запаситесь настойчивостью. Составьте подробный документ с описанием идеи проекта и отправьте руководству. Главное — не сдаваться после первой, третьей, пятой попытки в тишину. На десятый раз точно кто-то откликнется.

Благотворительные инициативы улучшают бренд- и GR-метрики компании

Чтобы понимать, какие аргументы лучше использовать при обсуждении благотворительной инициативы с руководством, нужно разобрать, что такое КСО.

КСО (корпоративная социальная ответственность) — это концепция, при которой компании добровольно внедряют благотворительные проекты в бизнес-стратегию.

Благотворительный проект считается частью КСО-концепции, если организация делает это не для формального соблюдения законов и не получает прибыли от этой инициативы.

Компании с КСО выстраивают отношения с государственными органами. Например, мы взаимодействуем с Российским экологическим оператором (РЭО) и порталом Госуслуги. От РЭО получаем данные для карты раздельного сбора, а с Госуслугами сделали совместный проект — возможность бесплатно предоставить жильё на Авито для вынужденных переселенцев из Курской области.

Благотворительные проекты повышают бренд-метрики компании. В ежемесячное исследование Brand Health Tracking мы ввели специальную метрику — она показывает, насколько респонденты ассоциируют Авито с помощью людям и природе. На середину 2025 года она равна 40%.

Благотворительный проект — удобная площадка для тестирования новых решений. У нас такое часто происходит: коллеги проверяют технологии фронтенд-разработки или новый дизайн. В прошлом году мы были одни из первых, кто тестировал новую дизайн-систему Авито. Также мы были пионерами в реализации сложных интерфейсов на back-end driven UI (Beduin).

Старая vs новая дизайн-система Авито
Старая vs новая дизайн-система Авито

Подробности про новую графику Авито и больше примеров иллюстраций можно найти в другой нашей статье.

«Новая графика на Авито: технологичный визуальный стиль для мультипродуктовой компании»

Благотворительный проект в компании — это люди, бюджет и метрики

Как и все проекты компании, благотворительные инициативы не живут в вакууме. Для их реализации нужны люди, средства и какие-то общие показатели эффективности.

Команда. Сначала у меня не было собственных сотрудников, и я обращался за помощью к коллегам.

🙋‍♀ Как получить помощь коллег

1. Точечно просите помощь для небольших задач, а не пытайтесь вовлечь сразу полкоманды. Декомпозируйте задачи, чтобы один подход не занимал много времени — для таких задач у каждого найдутся время и силы.

2. Заразите коллег идеей. У благотворительности понятный результат: «собрали X денег, посадили X деревьев, пристроили X собак». Людям часто не хватает этого в работе — за рутиной не видно результата, и тут такой глоток свежего воздуха.

Волонтёрская помощь коллег — бесценна, но с каждым проектом росло количество вовлечённых пользователей и объём задач. Стало ясно, что всё-таки нужны фиксированные люди, которые будут заниматься благотворительными инициативами постоянно. Мне дали двоих разработчиков — фронт- и бэкендера.

На середину 2025 года в нашей команде уже семь человек:

— продакт-менеджер,

— дизайнер,

— два фронт- и два бэкенд-разработчика,

— проджект-менеджер,

а недавно к нам присоединился стажёр — QA-тестировщик.

Теперь у нас полноценная продуктовая команда. Мы стараемся делать так, чтобы каждый брал разные задачи — так мы получаем взаимозаменяемость и развитие. Вся команда очень горит тем, что мы делаем, поэтому и работает эффективно.

Наша команда благотворительных проектов
Наша команда благотворительных проектов

Защита проекта. Обычно благотворительные инициативы в компаниях внедряют маркетологи и продакты из разных подразделений. В Авито есть выделенная продуктовая команда, поэтому наши проекты мы защищаем по стандартному продуктовому пути. Чтобы увеличить шанс на согласование, придерживаемся общих трендов компании. Самое сложное в процессе защиты — это то, что обычные продуктовые метрики не подходят. Поэтому мы стали думать, как измерить работу.

Измерение результата. Благотворительные инициативы в основном дают долгосрочный эффект на бренд компании — доказать пользу здесь и сейчас непросто. Однако бывают проекты и с быстрыми бизнес-эффектами. Например, мой «Знак добра» как раз такой: после запуска просмотры объявлений сразу стали расти, а количество жалоб в поддержку — снижаться.

Поскольку привычные метрики про деньги не подходят для измерения эффективности благотворительного проекта, мы опираемся на пользу для бренда. Мы высчитали, что при реализации благотворительных проектов растёт лояльность пользователей и сотрудников.

Вот какие метрики мы разработали для оценки своей работы:

— Объём помощи в денежном эквиваленте — сколько средств удалось собрать.

— Количество вовлечённых в проект активных людей — то есть тех, кто что-то сделал: внёс пожертвование, сдал вещи на переработку.

— Количество тех, кому помогли — людей, животных, деревьев. Всё зависит от темы конкретного проекта.

Каждая метрика показывает результаты проекта с разных сторон
Каждая метрика показывает результаты проекта с разных сторон

По этим метрикам мы прописали план на три года и идём к целевым показателям. Так мы выбираем, какую идею реализовать — каждый проект должен приближать нас к желаемым значениям метрик.

Сложности благотворительных проектов: предвзятость и отложенный результат

Как и все проекты, благотворительные инициативы нужно защитить перед бизнесом. У этого процесса есть особенности:

Мы должны вписываться в текущее направление работы компании. Ведь нужно обосновать, почему нам должны выделить бюджет именно сейчас.

Как я уже упоминал, благотворительные проекты — это не про краткосрочный эффект. Поэтому каждый раз это вызов для меня, как продуктового менеджера:

— обосновать, какие нам нужны ресурсы,

— доказать, что нужны они именно сейчас,

— убедить, что не всегда нужно оценивать инициативы только с точки зрения денег, которые компания может получить в моменте.

Также важно помнить о предубеждениях. Когда речь идёт о благотворительности, для людей особенно важно видеть результаты своих вложений. К этому нужно быть готовым: работать с негативом аудитории и уметь не только достигать результатов, но и показывать их.

Благотворительные проекты Авито: экологические инициативы, помощь животным и поиск людей

Мы реализовали уже 10 постоянных экологических и благотворительных механик, а также проводили благотворительные кампании с PR-командой. Вот некоторые из них:

Проекты экстренной помощи. Эти инициативы начались с нестандартного запроса коллег из PR — быстро реализовать механику помощи людям, которые пострадали от наводнения в Оренбургской области весной 2025 года.

Вместе, всего за несколько дней мы разработали и внедрили принципиально новую для нас механику. Авито стал не только платформой для помощи людей друг другу, но и предоставлял бесплатное жильё волонтёрам, товары первой необходимости, организовал доставку за счёт компании.

Позже в этом же году эта механика пригодилась для помощи людям в Анапе и других населённых пунктах после разлития мазута в Чёрном море.

Сейчас хештег #яПомогаю, который создали для лендинга помощи оренбуржцам, стал названием большого раздела, где собраны все социальные инициативы Авито.

Мы тщательно ведём статистику: видеть реальный результат — одно из преимуществ благотворительных проектов
Мы тщательно ведём статистику: видеть реальный результат — одно из преимуществ благотворительных проектов

Экокарта. Интерактивная карта с пунктами приёма вторсырья, например, в начале года добавляем на неё адреса, куда можно сдать новогодние ёлки.

Получился не просто проект, а инструмент для формирования экопривычек с понятной пользой — ежедневно на карту заходят в среднем 3 000 человек.

На карте можно найти пункты переработки практически любых отходов
На карте можно найти пункты переработки практически любых отходов

Поддержка ЛизаАлерт. Это ещё один проект, который предложили коллеги из PR. Помогаем добровольцам находить потерявшихся людей. Запустили лендинг с интерактивной картой поисков, где пользователи Авито могут предложить своё оборудование и транспорт для поисковиков, а также связаться с отрядами и присоединиться к поискам самостоятельно.

За последний год проекта наши пользователи:

→ 156 242 раза посетили карту с активными поисками пропавших людей,

→ 2 200 заявок оставили на передачу оборудования,

→ 9 665 474 ₽ собрали денежной помощи.

Проекту «ЛизаАлерт» можно помочь оборудованием, деньгами или стать волонтёром-поисковиком
Проекту «ЛизаАлерт» можно помочь оборудованием, деньгами или стать волонтёром-поисковиком

Дом для животных из приюта. Это большой совместный PR-проект Авито и Централ Партнершип, приуроченный к выходу фильма «Пальма 2» — вместе мы помогли собакам найти любящих хозяев.

Также в проекте участвовал фонд помощи бездомным животным «Ника» — помог составить тест «Готовы ли вы взять животное из приюта?». Мы интегрировали его в Авито — если человек набирает высокий балл, открывается раздел с бездомными животными.

За первые две недели с момента запуска больше 15 000 пользователей прошли тест. На середину 2025 года уже более 130 000 визитов, а более 6 000 человек общаются с представителями приютов и готовятся стать заботливыми хозяевами.

На странице проекта рассказывали об особенностях животных из приюта и предлагали пройти тест
На странице проекта рассказывали об особенностях животных из приюта и предлагали пройти тест

✍ Подробности обо всех проектах — на лендинге Авито #яПомогаю

Мир вокруг, ваша компания и вы сами — источники идей для благотворительных проектов

Идей нам всегда хватает: придумываем их сами, получаем от коллег, PR-команды или благотворительных фондов. Многие мои проекты начинались с конкретного запроса — от коллег из PR, пользователей Авито или от благотворительных фондов. Но были и инициативы, которые я придумал сам. Со временем я вывел несколько принципов, которые помогают найти подходящую тему для благотворительного проекта.

Ищите на пересечении трёх вещей: вы × компания × мир. Вот на какие критерии тут стоит смотреть:

— Вам должно быть действительно не всё равно, вы чувствуете эмоциональный отклик на эту тему.

— Есть связка с продуктом вашей команды или компании.

— Существует реальная, живая проблема, которую вы можете помочь решить.

Например, в проекте «Дом для животных из приюта» сочетаются все три компонента: мне близка тема, на Авито приюты размещают объявления с животными, и это актуально миру — действительно многие животные нуждаются в хозяевах и доме.

Подходящая тема для благотворительного проекта всегда на пересечении
Подходящая тема для благотворительного проекта всегда на пересечении

Обратите внимание на сигналы вокруг. Бывает трудно заметить то, что на поверхности, попробуйте прислушаться, какие темы люди обсуждают в транспорте или коллеги в неформальных разговорах. Что волнует пользователей в отзывах и поддержке, о чём говорят в СМИ или благотворительных email-рассылках. Если какая-то из тем вокруг откликается вам, то, возможно, она актуальна и для других людей.

Например, так родился проект экстренной помощи. Коллеги из PR-команды пришли к нам с идеей, и мы включились — поняли, что хотим и можем помочь. Это был эксперимент, который стал основой целого направления.

Начните с малого и не бойтесь пилотного запуска. Иногда проще протестировать идею в виде небольшого, но реального продукта — рассылки, лендинга, кнопки. Это быстрее и проще согласовать. Если будет эффект, найдутся ресурсы для следующего, более масштабного шага.

В конце хочу поделиться коротким чек-листом, чтобы проверить любую идею благотворительного проекта:

  • Если проект не получится, вы всё равно будете рады, что попытались?
  • Вы верите, что этот проект важен?

Если на оба вопроса ваш ответ «да», то обязательно пробуйте реализовать задумку. Люди моментально считывают, если что-то сделано с душой. Такие инициативы получают отклик и поддержку. Лучше сделать один проект, который по-настоящему зацепит людей, чем пять бездушных.

Главное кратко

— Благотворительные проекты позволяют прокачивать навыки, необходимые сильным продактам: стратегическое мышление, эмпатию, лидерство, способность договариваться.

— Чтобы запустить благотворительный проект внутри вашей компании, нужна настойчивость и готовность быть лидером, который заразит всех своей идеей, а также придумать, как будете измерять результаты.

— Благотворительность может растить бренд-метрики компании и лояльность сотрудников. Также это отличная площадка для тестирования новых идей, технологий и подходов.

— Не бывает маленьких проектов: если чувствуете желание и силы помочь — действуйте ❤

7
Начать дискуссию