Кто такие модераторы: всё о самых недооцененных сотрудниках в работе с крупными брендами
Как думаете, кто вам отвечает от аккаунта любимого магазина одежды, дает консультацию по скидкам на авиабилеты и так рьяно отстаивает честь бренда от агентов влияния в комментах? Если речь идет о крупном бизнесе, то это не владельцы, не маркетологи и даже не продажники. Имя им — модераторы.
Директор подразделения WGG Enterprise Григорий Бушмиц о том, кто такие модераторы, как это сложно и почему они недооценены рынком.
Что такое модерация?
Модерация в социальных сетях — это оперативное реагирование на запросы пользователей как внутри официальных сообществ (в комментариях, личных сообщениях, заметках, фотоальбомах, видеозаписях), так и на внешних площадках (упоминания компании вне ее официальных страниц по ключевым словам или хештегам). Ключевое слово в определении — оперативное. Сегодня никому не нужны ответы спустя сутки. Мир стал настолько быстрым, что скорость реакции идет на секунды.
Как выглядит правильная модерация: мифы и ошибки
Первое. Многие агентства не придают модерации должного значения. Они воспринимают ее как довесок к основному контракту и концентрируются на других показателях (контент, продвижение). Некоторые даже деньги за нее не берут! Но, применительно к крупным проектам, это фатальный подход. Любой подписанный на аккаунт топ-менеджер заказчика всегда обратит внимание на негативный или неотработанный коммент, нежели на хороший текст или сочную фотку.
И рано или поздно он задаст вопрос: «А за что мы платим подрядчику, если он даже комментарии не отрабатывает как следует? Красивые картинки я и сам могу делать». Ну, а когда случится кризисная ситуация (а она случится), директор по пиару спросит: «Что пишут в соцсетях??!! Пришлите срочно сводку упоминаний и аналитику реакций!».
И горе вам, если вашему модератору на это потребуется больше 15-20 минут. А если нет ежедневного навыка, глубокого погружения, аналитического ума, информативного копирайтинга, если, в конце концов, нет отдельного модератора, в рядах подрядчика начинается суета, перерастающая в панику.
Второе. Модерация вешается на кого угодно, кроме модератора. Чаще всего на проджекта. И это ошибка. Любой менеджер из-за многозадачности всегда поставит модерацию на второй план. И лекции про важность модерации тут не помогут, это, если хотите, подсознательная реакция.
Менеджеры, даже сами того не желая, придают бОльшее значение визуалу и текстам, а потом уже общению с аудиторией. И это нормально, так как аудитория сначала получает контент, а затем реагирует. А сммщик в первую очередь отчитывается за красивые постики. Отсюда и следует, что необходим отдельный человек. Со своими KPI и зонами ответственности.
Третье. Модерация в будни с 10:00 до 19:00. Пффф. Все самое плохое всегда случается в пятницу вечером — ЧП, НС, аварии, заказухи, адские обзоры от блогеров и так далее. События и пользователи не подстраиваются под графики. Инфоповод работает 24/7, а не 5/2. Соответственно, правильный подход — когда твоя модерация охватывает бОльшую часть суток вместе с выходными и праздниками. Это возвращает нас к вопросу о выделении ресурсов на модерацию. Например, в WGG мы можем охватить интервал с 06:00 до 22:00, включая выходные. Модераторы работают посменно, причем абсолютно по-разному: и 2/2, и 4/3, и даже 7 неполных дней. Было бы желание. И деньги.
Нужно перейти 24/7? Нанимаем модераторов из городов с другим часовом поясом. Красноярский край, Забайкалье, Сахалин — есть где разгуляться!
Вот вам реальные будни из жизни модератора. У нас есть клиент — авиакомпания. И активность в соцсетях чаще всего связана с реальными проблемами, или запросами пассажиров: «почему задержали рейс?», «потерялся багаж, что делать?», «можно ли пронести на борт лыжи?», «как упаковать кусок свинины?». Если в компании нет модераторов, то разбор подобных запросов вешается на колл-центр (или просто игнорируется, что печально). А дополнительная нагрузка колл-центра стоит дорого. В сотни раз дороже, чем работа нескольких человек, отвечающих за оперативное реагирование в интернете.
Процесс модерации
С аккаунтами, которые вы ведете, все просто, — проверяйте раз в час комменты, личку и реагируйте. Правда, у нас в агентстве уже давно эту работу выполняет Телеграм-бот, который присылает модераторам пуши о новых комментах и сообщениях. С мониторингом внешних площадок сложнее. Модераторы ежедневно просматривают соцсети либо вручную по хештегам и ключевым словам (благо, почти все соцсети имеют неплохие встроенные поисковики) и списку сообществ, либо через автоматизированные сервисы. Правда, все подобные программы выдают обычно не более 60% существующих упоминаний, так что без ручного поиска не обойтись. И это, кстати, еще один миф, что для мониторинга достаточно какой-то программы. Нет ничего эффективнее старого доброго ручного поиска. Иначе вы будете давать искаженную и неполную картину клиенту.
В процессе мониторинга модераторы заносят рисковые и негативные посты в свои таблички, анализируют информацию и делают сводки для планового реагирования.
Как происходит процесс обучения модераторов?
Мы в агентстве придерживаемся политики взращивания специалистов с возможностью карьерного роста. Примерно раз в квартал запускаем бесплатные стажировки. За неделю оффлайн-интенсива кандидаты получают реальные задачи, которые мы разбираем и комментируем. Далее для них проводятся тестирования, за которыми следуют личные собеседования со стратегами проектов. В команду попадают 1-3 человека.
К чему должен быть готов модератор
- Он должен знать все нюансы проекта «от» и «до». Буквально наизусть выучить профессиональный сленг клиента и терминологию, названия отделов, продуктов и услуг, не путаться в должностях и т.п.
- Он выполняет внушительный объем ежедневных рутинных задач, много мониторит одно и то же. Модератор психологически должен быть готов к этому. Зачастую это особый склад ума и умение концентрироваться. Например, вы сможете ежедневно выделять два часа на верстку отчетов в Word? У нас клиентские отчеты порой составляют по 500-700 страниц.
- Он должен уметь мастерски коммуницировать с людьми, подстраиваться под психотипы людей. Чтобы отработать любой негатив, нужно понимать мотивацию комментатора. Модератор моделирует форму и тон ответа: кому-то достаточно в шуточной форме получить ответ, а кто-то ждет развернутого пояснения или реального решения проблемы. Кого-то можно и послать (от бота, разумеется).
- Модератор должен быть готов постоянно пропускать через себя негатив и уметь его отрабатывать. Тут важно абстрагироваться и не принимать на свой счет.
- У профессионального модератора развито креативное мышление. Мы на стажировках даем такое задание: попробуйте ответить на один комментарий тремя разными способами. И многие не могут, хотя думают, что написали по-разному. Потому что у каждого из нас есть сформировавшийся стиль общения, и выйти за его рамки порой непросто.
- Он должен спокойно относиться к ненормированной работе и быть всегда на связи. Расчет зп в таком случае: оклад + бонусы от переработок.
- Он должен быть готов к ответственности перед клиентом. Это как знаете, когда бесстрашный креативщик придумывает супер-оригинальную рекламу, а потом компания отмывается несколько лет. С модерацией может случиться такая же история. Неквалифицированный модератор способен одним словом навредить имиджу компании.
И кто после этого скажет, что модератор должен получать меньше всех в команде или набираться по остаточному принципу (из тех, кто не прошел в проджекты, например)? Да при работе с негативом и антикризисным реагированием модератор — главный человек в команде! От его способностей частенько зависят миллионные контракты.
Карьерный рост модератора
Модератор может стать проджект-менеджером, а затем стратегом. А может и остаться модератором, никто не запрещает. Наоборот, опытный модератор — на вес золота. А проджект с опытом в модерации, как правило, в разы сильнее коллег, так как у него уже отработанный скилл общения с аудиторией и хорошо развито аналитическое мышление и умение работать с большими объемами информации.
Напоследок пару полезных советов тем, кто хочет быть крутым модератором:
Модерация — это школа жизни для SMMщика, после которой вам будет намного легче подниматься по карьерной лестнице. Удачи!
Мне кажется, многим компаниям прям катастрофически не хватает норм модераторов для соцсетей. Да не только компаниям, но и магазинам, салонам, общепиту. Очень часто сталкиваюсь с отвратительным общением со стороны брендов. После пару переписок хочется сразу отписаться
модераторы это вообще машины! я не представляю как им выдержки хватает
иногда лучше никакой модерации, чем непрофессиональная 🙄 а статья крутая, не про весь функционал модераторов знала до этого)
Это и правда нынче в информационное время ценный ресурс. А учитывая, что опытных модераторов не так много, в цене думаю подрастут их зп