Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

Выгорание превратилось в системный бизнес-риск, который вымывает бюджеты и замедляет команды. Разбираемся, почему индустрия культивирует работу на износ.

Отпуск с ноутбуком, горящие проекты, вечное обучение на выходных: почти половина ИТ-специалистов чувствует симптомы выгорания по данным Хабр.Карьеры. О том, почему выгорание стало таким массовым явлением в ИТ и почему корпорациям не всегда выгодно с ним бороться, разбираемся с экспертами Selecty, психиатром и главами ИТ-гигантов.

Статья про выгорание в ИТ могла бы закончиться одним предложением: культура переработок стала нормой в индустрии. Все, от начинающего разработчика до ИТ-директора, прочитали чек-листы, пошутили «еще один релиз и пойдем спать», переслали друг другу мемы в закрытом чате, но ситуация не поменялась.

Ответ кроется в самой ИТ-культуре. Мы поговорили с экспертами и собрали высказывания глав корпораций, чтобы понять, чем выгорание стало таким массовым явлением и как выстроить личную и командную систему защиты от него.

Культура выгорания

Работа в ИТ вознаграждает героические усилия. Часто премии дают за рекорды и тушение пожаров, а не за налаженные процессы. Специалисты привыкают думать о себе как о людях, которые справляются с задачами любой сложности и готовы пожертвовать балансом между работой и личной жизнью ради повышения зарплаты и грейда. Решение срочных задач вознаграждает быстрым дофамином, а гигиена сна и профилактика выгорания — нет.

Владислав Чупеев, психиатр и психотерапевт:

«Чаще других от выгорания страдают мотивированные сотрудники. Они учатся по выходным, ставят высокую планку и благодаря энтузиазму могут работать на пределе возможностей дольше тех, кто относится к работе с меньшим интересом».

Проблема переработок и выгорания распространена по всему миру. Согласно исследованию HiBob, два из пяти работников (42%) в Великобритании не получили никакой компенсации за переработки, фактически работая бесплатно на сумму около £4 022 за год. Более половины (58%) работников заявили, что готовы перерабатывать в обмен на прибавки к зарплате и повышения.

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

В Китае многие работодатели ожидают, что сотрудники будут работать по 72 часа в неделю в рамках культуры «996»: с 9:00 до 21:00, 6 дней в неделю. Такой стиль одобряют некоторые самые успешные предприниматели страны, включая основателя Alibaba Джека Ма:

«Я считаю концепцию “996” огромным благословением. Нам не нужны те, кто хочет комфортно работать 8 часов. Как достичь успеха, если не прилагать дополнительных усилий и не работать дополнительное время?»

В течение последних нескольких лет китайское правительство пыталось искоренить культуру «996», в том числе объявив эту практику незаконной в 2021 году. Технологические гиганты, включая материнскую компанию TikTok ByteDance и Tencent, также попытались остановить «996» после того, как 22-летняя женщина умерла, возвращаясь домой после продолжительных переработок.

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

Но интенсивные сверхурочные остаются обычной практикой в Китае и Америке. В 2025 году Сергей Брин, сооснователь Google, посоветовал сотрудникам компании «работать минимум 60 часов в неделю», чтобы ускорить разработку AGI.

Почему отпуск не помогает от выгорания?

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

Первой естественной реакцией на выгорание часто становится желание пойти в отпуск. Ирина Филимоненко, специалист по подбору персонала Selecty, объясняет, что это может стать поводом глубже оценить свое состояние:

«Отпуск может спровоцировать переосмысление ценностей, стать триггером для обнаружения проблемы, а не ее причиной. Если в отпуске сотрудника постоянно беспокоят по рабочим задачам, то это только видимость отдыха. В результате возрастает вероятность испытывать еще больший стресс из-за внезапных и срочных просьб от коллег».

Именно поэтому многие специалисты после чувствуют себя еще более усталыми после перерыва в работе и понимают, что им нужен «отпуск от отпуска». Короткого расслабления может быть недостаточно, чтобы восстановиться полностью, и яснее всего это становится тогда, когда приходит время вернуться в офис.

Владислав Чупеев, врач-психиатр и психотерапевт:

«Универсальный совет для тех, кто не хочет выгорать: повышайте поведенческую активацию. Чем больше разнообразия в жизни, тем, может быть, больше усталости, но меньше пресыщения. В отпуске есть время на свои увлечения. А когда перерыв заканчивается, активности часто схлопываются до работы. Психика начинает пресыщаться, и выгорание идет быстрее».

Как отличить усталость от выгорания

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

«Не могу включиться в работу»: это лень, стресс или выгорание? Возвращение к работе после отпуска помогает отличить одно состояние от другого.

Ирина Филимоненко, специалист по подбору персонала Selecty:

«Адаптация, которая длится дольше 10−14 дней, указывает на выгорание. Сравните эффективность до и после: пара часов или уже недели? В таком сравнении видно истинные мотивы прокрастинации. Если на вторую неделю симптомы не проходят, то возможно дело не в адаптации, а в более глубоких проблемах».

Опросник Британской медицинской ассоциации поможет точнее определиться с состоянием и диагностировать причины выгорания. Если же источник очевиден: перегруз по рабочим задачам, лишние функции, токсичная среда, то стоит зафиксировать причины и пойти на честный разговор с руководителем. Коуч, психолог или врач помогут исследовать проблему.

Как не выгорать на длинной дистанции

Выгорание в ИТ. Почему система поощряет работу на износ

Как и любая другая профилактика, работа с выгоранием должна быть системной. Она может строиться на трех уровнях: личном, командном и управленческом.

Личный уровень

Проанализировав задачи, можно выделить около 20%, которые не двигают результат. Выделить фокус-слоты без уведомлений и созвонов. Пересобрать день по правилу «1 крупная + 2 маленьких цели». Вернуть базовые ритуалы: сон, вода, движение. Разнообразить жизнь вне работы, это снижает пресыщение. Назначить контрольную точку через 14 дней и проверить, стало ли лучше.

Командный уровень

Ротация и доплаты за on-call. Лимит незавершенных задач в спринте. Один день без митингов в неделю. Перепрошивка SLA под устойчивость, а не под постоянный героизм. Буфер в планировании, который позволит всем участникам оценить масштаб задач. Договоренности лучше фиксировать письменно, а не оставлять на словах.

Разговор с менеджером

Разговор с руководством лучше начинать с фактов: «За последние 4 недели у меня X ночных вызовов и Y часов вне графика». Если результаты снизились, то это лучше озвучить: «Ошибок стало больше, время реакции растет». Будет полезно составить встречное предложение, которое станет компромиссом между бесконечными дедлайнами и состоянием выгорания. Если разговор уходит в уговоры «потерпеть еще немного», можно вернуться к фактам и влиянию на продукт. Выгорание становится сигналом, что система (личная и командная) требует перестройки. Его «плюс» в том, что оно честно показывает, в каких областях психика перегружается и работает против себя. Реакцию каждый выбирает самостоятельно: возвращать управление себе или продолжать гасить пожары в надежде, что все изменится само собой.

Важно не оставаться с проблемой в одиночестве. HR, врач, руководитель и команда становятся командой, которая помогает достигать целей и не сгорать по пути.

1
4 комментария