Лидерство как система. Как измерить вовлеченность сотрудников?
Создание сильной команды и развитие лидерства становятся важнейшими факторами успеха компании. Но как понять, насколько сотрудники вовлечены, доверяют руководству и готовы брать ответственность? Мы ответили на этот вопрос с помощью собственного инструмента «Лидерская среда».
О том, как внутренние опросы помогают развивать менеджмент и укреплять уникальную корпоративную культуру, рассказывает Фатима Боташева, директор по развитию компетенций персонала компании «Лемана ПРО».
От ценностей к измеримым практикам
Корпоративная культура «Лемана ПРО» — это наш стратегический актив. В ее основе три принципа: клиентоориентированность, уважение к человеку и командная работа. Эти принципы поддерживают инициативу, инновации и лидерство, создавая фундамент долгосрочной устойчивости.
Для нас важно создавать условия, где каждый сотрудник может раскрыть свой потенциал. Именно поэтому мы применяем подход близкого менеджмента, где потребности человека в приоритете — его развитие, автономия и вовлеченность. Мы верим, что каждый сотрудник обладает лидерским потенциалом. Задача компании — создать вдохновляющую среду, где этот потенциал будет раскрываться: где не боятся проявлять инициативу, брать на себя ответственность и влиять на изменения.
Чтобы философия не оставалась лишь на уровне слов, мы разработали и внедрили модель лидерства. Она основана на четырех ключевых аспектах.
1. Аутентичность — честность и последовательность лидера в выражении своих ценностей и убеждений, что формирует доверие и уважение в команде.
2. Открытость — готовность к диалогу, восприятию новых идей и конструктивной обратной связи, что способствует развитию и адаптации.
3. Влияние — способность лидера мотивировать и вдохновлять других, направляя команду к достижению общих целей через личный пример и эффективную коммуникацию.
4. Взаимозависимость — важность сотрудничества и осознания взаимного влияния участников команды, где успех достигается через совместные усилия и поддержку.
На базе этой модели в 2022 году мы создали опрос «Лидерская среда», который помогает оценивать и развивать эти качества в организациях.
Как работает инструмент: простота, анонимность и точечный анализ
Цель опроса — услышать искренние мнения сотрудников и оценить уровень лидерства в каждой команде, чтобы укрепить корпоративную культуру. Мы проводим опрос три раза в год, каждая волна длится две недели. Сотрудники отвечают на 16 вопросов — по четыре на каждый аспект лидерства. Предлагается оценить утверждения по 6-балльной шкале от «Абсолютно не согласен» до «Полностью согласен». Опрос полностью анонимный, его можно пройти с любого устройства.
После каждой волны мы получаем детальную карту лидерства по всем подразделениям — от конкретного магазина до команд в центральном офисе. Специально разработанный дашборд позволяет:
· выявить глобальные тренды, над которыми нужно работать на уровне всей компании;
· определить локальные «точки кипения» — команды, где есть проблемы с доверием или вовлеченностью;
· найти и отметить лучшие практики — команды-лидеры, которые потом делятся своими успешными кейсами.
Далее мы тщательно анализируем обратную связь сотрудников. Результаты, выводы и гипотезы обсуждаем на большой встрече с HR и директорами компании. На этом собрании мы отмечаем команды, которые показали лучшие результаты, а также делимся успешными практиками подразделений с высокими показателями или значительным прогрессом.
Руководители каждой команды на основе своих результатов разрабатывают план действий для улучшения лидерской среды. Перед следующим опросом мы фиксируем и визуализируем изменения, вызванные предпринятыми мерами.
Результаты проекта
С момента запуска инструмента прошло восемь волн опроса, а в 2025‑м мы уже провели две волны. В марте этого года в исследовании приняли участие 93% сотрудников компании.
Мы оцениваем уровень лидерской среды в компании как высокий. Более 80% сотрудников отмечают, что внутри организации сформирована среда, стимулирующая к достижению высоких результатов, проявлению инициативы, раскрытию потенциала в бизнесе и поддержке лидерских качеств у коллег.
Одним из практических результатов стала программа «Прожектор», в рамках которой сотрудники предлагают различные инициативы, улучшающие бизнес-процессы и снижающие расходы. Благодаря им за время проекта было сэкономлено 133 миллиона рублей и оптимизировано 393 000 человеко-часов.
Также мы изучили результаты опросов за последние два года. Исследование выявило, что с ростом показателей лидерской среды повышается и продуктивность отделов (линия на картинке слева). Справа показана диаграмма, разделяющая результаты на восемь квантилей. Чем больше номер квантиля, тем выше значение метрики. Это также говорит о положительной связи между ростом лидерской среды и эффективностью отдела.
Результаты проекта
С момента запуска инструмента прошло восемь волн опроса, а в 2025‑м мы уже провели две волны. В марте этого года в исследовании приняли участие 93% сотрудников компании.
Мы оцениваем уровень лидерской среды в компании как высокий. Более 80% сотрудников отмечают, что внутри организации сформирована среда, стимулирующая к достижению высоких результатов, проявлению инициативы, раскрытию потенциала в бизнесе и поддержке лидерских качеств у коллег.
Одним из практических результатов стала программа «Прожектор», в рамках которой сотрудники предлагают различные инициативы, улучшающие бизнес-процессы и снижающие расходы. Благодаря им за время проекта было сэкономлено 133 миллиона рублей и оптимизировано 393 000 человеко-часов.
Также мы изучили результаты опросов за последние два года. Исследование выявило, что с ростом показателей лидерской среды повышается и продуктивность отделов (линия на картинке слева). Справа показана диаграмма, разделяющая результаты на восемь квантилей. Чем больше номер квантиля, тем выше значение метрики. Это также говорит о положительной связи между ростом лидерской среды и эффективностью отдела.