Как проходить собеседования: опыт студента

Всем привет! Меня зовут Борисик Максим, мне 20 лет. Сейчас я учусь в ВШЭ СПБ на 2 курсе бакалавриата на факультете экономики и менеджмента. За последние полгода я прошёл 15 собеседований.

Я потратил много времени на поиск интересных вакансий в классных компаниях и много где собеседовался, поэтому хочу поделиться своим опытом в подготовке к беседам с рекрутерами и навыками общения с ними.

Я уверен, что большинство читателей VC.ru неоднократно проходили собеседования на самые различные должности. Однако, наверняка здесь есть студенты или предприниматели, которые прежде с этим не сталкивались, а также люди, которые давно работают на одной позиции и не общаются с рекрутерами, чьи требования меняются крайне быстро.

Эта статья задумывалась как гайд, который можно выслать своему однокурснику/родственнику/другу, который только начинает строить свой карьерный путь и боится оступиться. Она должна помочь сформировать видение о том, что отбираться на позицию стажера - не страшно, а тем, кто редко сталкивается с собеседованиями, статья будет полезна из-за историй и советов, которые у меня скопились.

Немного обо мне

Уже в 11 классе я начал работать в стартапе, постепенно изучая нужды и внутреннее устройство бизнеса. Затем попал в EdTech-стартап из Нью-Йорка, где работаю до сих пор помощником СЕО. В октябре 2020 я начал полугодовую стажировку в Газпроме и ближе к ее окончанию стал активно искать куда двигаться дальше.

(О моих местах работы и обязанностях можно почитать тут - LinkedIn)

Получая опыт на каждом новом рабочем месте, я продолжил изучать доступные карьерные направления. Оценив свои способности и поразмыслив над интересами, я понял, что на данный момент меня больше всего привлекает направление бизнес-аналитика в IT, которое позволит нырнуть в мир IT разработки и изучить его изнутри. Оттуда уже возможен рост как до интересующего меня PMа, так и до различных других позиций.

Поскольку я студент, моя основная задача - получить полезный опыт и вырасти как профессионал, а сфера деятельности потенциального работодателя не имеет принципиального значения. Двигаясь к этой цели, я поучаствовал примерно в 20 собеседованиях и хочу поделиться своими впечатлениями на этот счет.

Собеседовался я в совершенно разных организациях, от no-code стартапа с 2 участниками до таких гигантов как PWC и Uniqlo. Варианты были разными, но я старался откликаться на позиции, наиболее приближенные к ИТ отделу или же к ИТ-инструментам. Обычно должность была либо просто стажер, либо помощник какого-то лица (РМ, СЕО и пр.).

Теперь перейдем к моему опыту:

Как проходят собеседования на стажерские\младшие позиции?

Я думаю, что общий подход к отбору персонала одинаков в большинстве компаний независимо от области. Где-то он проходит в 1 этап, где-то в 3-4, но суть остается той же. Объединяя все пройденные мною собеседования, структура беседы выглядит так:

-Рассказ о себе

Где учится кандидат, каков предыдущий опыт работы, какие направления интересуют;

-Уточняющие вопросы от HRа

Опираясь на резюме, кандидата расспрашивают об обязанностях на предыдущих должностях, знаком ли он с различными инструментами (например Jira, Figma, SQL), с какими подходами / методологиями уже сталкивался в работе (Scrum, waterfall);

-Общие вопросы о компании

Проверка “домашнего задания”: что кандидат узнал про деятельность компании, о каких проектах / направлениях узнал, в чем хотел бы принять участие;

-Рассказ HRа про компанию

Какие проекты сейчас идут, какие условия работы у конкретной позиции (тип занятости, ЗП, формат работы);

-Время для вопросов со стороны кандидата

Обычно я задаю такие вопросы:

  • Чему я смогу научиться на данной позиции (важно для понимания, как это повлияет на мою будущую карьеру);
  • Какие задачи предстоит делать, если я выйду на работу завтра;
  • Будет ли у меня ментор или человек, у которого я смогу учиться и перенимать опыт;
  • Какие инструменты для взаимодействия с коллегами используются (Jira / трелло / мессенджеры и пр.).

-Тестовое задание (зависит от компании)

О их видах расскажу ниже.

Беседа обычно проходит в расслабленной обстановке, длится от 30 до 60 минут. Этого времени хватает обеим сторонам для уточнения ключевых моментов. Если позиция более технически-ориентированная, к беседе могут подключиться члены команды, чтобы задавать уточняющие вопросы про опыт и навыки.

Что объединяет многие собеседования?

1) Почти в каждой беседе мне приходилось разговаривать на английском. Обычно задают базовые вопросы по типу “самое интересное событие за последний год”, “какие самые крутые выходные у тебя были”, “какой самый трудный карьерный/учебный челлендж у тебя был, и как ты с ним справился”.

Английский на хорошем уровне - это стандарт рынка даже для стажеров.

2) Интересующее меня направление предполагает очень плотное взаимодействие с agile. Поэтому на большинстве собеседований меня спрашивали базовые вещи о методологиях: что такое Scrum, waterfall, их отличия и пр.

Следовательно, в зависимости от сферы, которая Вам интересна, необходимо хорошо разбираться в теоретической базе, чтобы показать заинтересованность и подкованность.

3) Также периодически спрашивают про опыт в кейс-чемпионатах. Я участвовал лишь в трех за свою жизнь и ни разу не выиграл :) Но судя по частоте вопросов на эту тему, HRы периодически рассматривают кейс-чемпионаты, как показатель “крутости” стажера, так что пробуйте себя. Более того, это способ не только прокачаться в разных направлениях, экселе и слайдах, но и найти классные знакомства на всю жизнь.

4) За все собеседования меня лишь дважды спросили про дополнительное образование (coursera, udemy и пр.), хотя в резюме у меня указано 2 пройденных курса, помимо опыта работы. Поэтому онлайн образование скорее всего не обеспечит вам места в компании, но, безусловно, даст полезные знания и навыки.

К чему надо быть готовым на собеседовании?

Обычно собеседования максимально стандартны, но некоторые особенно хорошо отложились у меня в памяти.

Я подавался на стажировку в Japan Tobacco International (Winston, Camel, Mevious и пр.). Там, помимо обычного интервью и assessment центра (о нем будет ниже), было небольшое собеседование. Изначально, я думал, что это беседа будет разговором о впечатлениях про прошедший кейс, однако уже во время беседы я осознал, что это было стресс-интервью. Одна девушка постоянно улыбалась и спрашивала только легкие вопросы, вторая же была “плохим копом” и пыталась сбить меня с толку: задавала уточняющие вопросы, перебивала, повышала голос, “выводила на чистую воду” о каких-то личных вещах. Это сложно описать (информация про стресс интервью тут) , но на самом деле, это действительно крутой опыт. Я прежде не знал, что такие методы используют, поэтому растерялся, но получил кучу разнообразных эмоций.

На собеседовании в Uniqlo меня спрашивали, что бы я улучшил в процессах компании, добавил/изменил в их деятельности. В принципе, такие вопросы могут быть, поэтому лучше заранее изучить направление деятельности и продумать свои предложения по улучшению продуктов компании.

Совсем недавно я проходил отбор на стажировку в Корус консалтинг. Из интересного - за все 3 этапа отбора надо было 2 раза публично выступать с презентацией про себя и свои достижения. Поэтому навык публичного выступления тоже должен быть развит хотя бы до уровня, где не дрожит голос и можно уверенно и эффектно описать свой опыт.

В беседе с Яндекс.Такси и Кошелек.РУ (стартап, связанный с блокчейном), мне давали задачки по теории вероятности. Благо, я проходил ее в университете, но готовым надо быть ко всему :)

По поводу Hard Skills

Я уже и не помню, когда меня спрашивали про навыки экселя или составления презентаций, сейчас это считается чем-то самим собой разумеющимся. Поэтому советую всем получить базовые навыки MS 365: не надо изучать VBA, но будет полезным изучить формулы и сводные таблицы.

Где-то на трети или даже на половине собеседований меня спрашивали про SQL. Я вообще не знаю никаких языков программирования и всегда пишу об этом, но складывается ощущение, что SQL скоро будет нужен даже администраторам. Не будет лишним изучить его за 2-4 недели (курсы на Stepik или на ютубе).

Лайфхаки

Оценка себя как профессионала. На мой взгляд, крайне важно при ответе на вопросы подчеркивать свою роль в успехах в карьере\учебе, то есть представить себя (в идеале без вранья), как очень крутого специалиста и показать все сильные стороны. Рассказывайте о том, что “я справился с ***, несмотря на ***” или же “мне удалось преодолеть такие трудности, используя ***”. Такой подход сделает Вас очень ценным кандидатом в глазах рекрутера.

Продумать заранее. На первые 10-12 собеседований я шел, как на некое мероприятие, в котором я планировал в очередной раз рассказывать про свои достижения в новой форме в зависимости от того, что придет в голову. После нескольких консультаций с HR я понял, что информацию-то обычно запрашивают одну и ту же. И тогда решил, что эффективнее будет заранее прописать ответы на самые стандартные вопросы и применять их “в бою”. Именно этим я и занялся и начал постепенно использовать их в собеседованиях.

Вот перечень вопросов, к которым я подготовил ответы:

  • Расскажите о себе и своем опыте;
  • За что Вы были ответственны в компании Х, Y, Z;
  • Самое большое достижение, крутое событие, которое произошло с Вами;
  • В чем Ваша мотивация для конкретной компании\позиции (в принципе подойдет единый шаблон с небольшими корректировками);
  • Топ 3 Ваших качества, в чем Вы сильны;
  • Что еще интересного Вы можете рассказать о себе, чего нет в резюме.

Надо напоминать о себе. Если собеседование уже прошло и HR говорит, что будет следующий этап или еще какая-то информация, то надо не стесняться и периодически актуализировать статус: писать на почту или смс. Многие рекрутеры ненамеренно забывают о кандидатах из-за их обилия, поэтому напоминание о себе будет вам на руку.

Например, в Газпроме я прошел собеседование (к слову оно было максимально классическим, без каких-то особенностей), через неделю мне сказали: “мы тебя берем”, и все - тишина. Я не хотел терять возможность начать там стажировку в свои 19 лет, поэтому каждую неделю писал смс парню, который меня пригласил. Спустя 1.5 месяца он наконец ответил - “приходи завтра в офис”.

Быть активным. Это не значит, что надо громко и много говорить. Активничать надо в различных моментах. Из вариантов: задать интересный вопрос после собеседования (например, спросить, “а как вы попали на эту позицию / где работали до этого / какие книжки\курсы посоветуете?”) или же скреативить в тестовом задании.

Недавно я подавался на стажировку в Американскую компанию Intermedia и после собеседования постучался в друзья в LinkedIn к тимлиду, который меня собеседовал вместе с HR. На стажировку меня взяли, и сказали, что тимлид отметил мою “активную жизненную позицию” и это сыграло мне на руку.

Какие тестовые задания предлагают студентам?

Именно в тестовых заданиях многие компании придумывают разные способы отбора стажеров.

Тестовые в небольших компаниях

В стартапах, в которые я подавался, обычно давали практическое задание на 10-15 дней, связанное с продуктом. Например, проанализировать рынок, связанный со сферой и дать свои выводы\предложения по выходу на него. Так, я анализировал рынок Канады на предмет привлекательности выпуска приложения для экспатов, для другой компании изучал штат Иллинойс с точки зрения возобновляемой энергии и умных накопителей электроэнергии для дома, а в еще одном корпоративном финансовом бутике (стартап от топ менеджера из ФРИИ) изучал объем M&A сделок в МСП и создавал список инвестфондов с контактами сотрудников.

В маркетинговом агентстве Lead Zeppelin я был ответственен за рекламу в подкастах, поэтому этап отбора меня на роль кандидата, заключался как раз в том, чтобы за 10 дней сделать вступительную презентацию для привлечения клиентов. Мы с СЕО решили, что получилось неплохо и стали использовать ее в дальнейшей работе.

В общем, небольшие компании часто проверяют кандидата “в действии”.

А что в больших организациях?

При отборе в такие компании как PWC, P&G и EY стажерам предлагают еще 1 этап отбора - онлайн тестирование на внимательность и логику. Это тесты по 15-20 минут, которые проверяют навыки быстрого счета (проценты, сравнение графиков и пр.), а также внимательность к тексту. Если в описании вакансии указан этап онлайн тестирования, то советую набить руку, например, тут и тут.

В JLL (услуги в коммерческой недвижимости) прямо на собеседовании мне дали скриншот из экрана Power BI и сказали найти 9 ошибок в фактах, цифрах и орфографии. Достаточно неплохой способ оценить внимательность кандидата.

В Корус Консалтинг выдали лист А4 и попросили описать, что бы я предложил улучшить любой компании в их мобильном приложении / сайте. На это задание дали 15 минут и потом попросили устно описать идею и ответить на вопросы. Так как всегда обращаю внимание на мелочи в приложениях, много времени на это задание мне не потребовалось:)

В Intermedia была классная задача - надо было изучить их продукт изнутри (пообщаться с другими кандидатами через их сервис, проверить как работают чаты и видеозвонки) и написать списком “что нравится” и “что не нравится” в формате user stories. Это было отличное погружение в продукт и заодно практика в РМ скиллах.

В Japan Tobacco International, помимо того "страшного" стресс-интервью, перед ним был этап в формате группового кейса. 10-12 кандидатов разбили на пары. Легенда такая, что мы - большая организация, производящая медицинские приборы, и каждая пара - отдельный департамент со своими желаниями, KPI и проблемами. У организации была нераспределенная прибыль и нам нужно было наиболее эффективно ее потратить за 2 часа, коллективно решив и объяснив, сколько денег на каждый департамент мы направим и почему. Каждой паре выдали информацию об их департаменте с описанием 3-4 вариантов трат, например, в маркетинговом отделе был вариант “отправить сотрудника в США на выставку, чтобы он изучил тренды рынка”, а в другом отделе - “полностью обновить мебель в офисе, так как она вся в дырах и пятнах”. В общем, это было действительно круто, поскольку департаментов много, каждый имеет реальные проблемы и хочет потратить на себя больше денег. Эти 2 часа были настоящим челленджем - смесь переговоров и брейншторма. Пока мы все это решали, за нами следили 4-5 человек и делали пометки по поводу того, как мы показываем себя в командной работе, чтобы затем использовать для формирования результатов.

Также хочу поделиться своей неудачей при отборе в Deutsche Telekom IT Solutions (ex. T-Systems). Там меня пригласили не на стажировку, а на джуниорскую позицию. Два участника команды 2 часа меня гоняли по различным вопросам с приличным уровнем сложности, до которых я еще не дорос. Все было так плохо, что ближе к концу я уже хотел попросить досрочно закончить собеседование :)

Вопросы были в формате мини-кейсов. Легко ответить на них можно лишь имея глубокий опыт с методологией SCRUM, мой же опыт был не таким профессиональным, поэтому собеседование я провалил из-за нехватки практического опыта. Вывод: лучше трезво оценить свои силы и не лезть в Junior, пока нет достаточного количества знаний.

Тем не менее, в тестовых заданиях нет ничего невероятно трудного и их не стоит бояться. Просто нужно быть готовым к тому, что вас попросят быстро решить какую-то задачку: программистов будут проверять на знания ЯП, а экономистов на различные финансовые показатели.

Что еще хочется упомянуть

Недавно я общался со старшим партнером из McKinsey и долго у него выпытывал, что необходимо, чтобы попасть в Big 3 и вообще быть востребованным кадром.

Коротко могу выделить основную идею: Главное - уметь быстро соображать, думать на ходу и делать качественные выводы.

Прокачать этот навык трудно, но эти способы могут помочь:

  • Вести небольшие проекты (например, руководить студ-клубом, вести подкаст или ютуб канал);
  • Выходить из зоны комфорта (заниматься дебатами/волонтерством или стажироваться там, где трудно, но полезно);
  • Решать кейсы (те, что дают при отборе в консалтинг или же просто кейс-чемпионаты);
  • Учиться работать в команде, брейнштормить (тоже кейс-чемпионаты и учеба);
  • Изучать фундаментальные сложные дисциплины (теория игр, астрофизика и пр.).

Еще одна интересная мысль - стоит хорошо понимать нужды и задачи бизнеса, развивать некое “бизнесовое” видение. Это нельзя прокачать, но, если ежедневно читать отраслевую литературу (по типу vc.ru), то эта информация будет помогать постепенно осознавать почему компании поступают так, а не иначе.

Еще одна полезная беседа была со старшим HR-менеджером компании Mars.

Там большой упор делают на взаимодействие с людьми, поэтому лучше всегда иметь в запасе несколько историй, где Вы хорошо проявили себя, как командный игрок или просто как хороший человек. Командная работа - неотъемлемая часть почти всех позиций, поэтому кандидат с таким опытом может получить преимущество перед другими.

Резюмируя сказанное выше: хорошо показать себя на собеседовании - достаточно легко. Главное, на мой взгляд, уверенно отвечать на вопросы и одновременно "быть человеком": small talk, уместная шутка или же история из жизни. HR-ам не нужны ботаники, им нужны “живые” люди. Также, необходимо проявлять интерес к компании/отрасли.

В заключении статьи небольшой бонус - каверзные вопросы, которые Вас могут спросить на собеседовании:

  • Расскажите про ситуацию, когда было очень сложно достичь результата, но у Вас получилось;
  • Вспомните момент, когда и каким образом у Вас получилось наладить взаимопонимание с человеком, с которым не вышло завязать хорошие отношения в самом начале;
  • Поделитесь, что у Вас очень хорошо получается. Ваши сильные качества;
  • А с другой стороны, что Вы считаете у вас "западает", над чем еще стоит работать;
  • Вспомните какую-то ситуацию, которая много чему Вас научила;
  • Что Вы сейчас делаете совсем не так, как делали год назад (вопрос про личностный рост и способность к обучаемости);
  • Ваш идеальный руководитель, каким он должен быть;
  • В чем динамика в изменениях Вас, как человека и профессионала за последний год.

Спасибо большое, что дочитали статью. Буду рад любому фидбеку.

Многие могут задаться вопросом, а как меня вообще допустили до собеседований, если 90% стажировок предназначены для третьекурсников и выше? Если Вам интересен ответ, то пишите в комментарии. В следующей статье могу рассказать свой подход к составлению идеального резюме и советы по поиску вакансий для начинающих.

1919
10 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Гендиректором стать проще, чем грузчиком. Учредил ООО, назначил себя директором и все, гендиректор

7
Ответить

Автор фактически заложил в себя основы ментора.
Будет легко через 10-40 лет вести собственный профессорский курс.

2
Ответить

Тоже на 2 курсе, и только около года назад появилось гораздо больше мотивации для того, чтобы искать стажировки и изучать продвижение в своей профессиональной сфере. Так даже поехала в стартап на Кипр) Считаю, что чем раньше откроешь в себе проактивность, а не будешь ждать учебной практики или дяди, который захочет взять тебя на галеру, тем ты выше и быстрее заберешься)
Недавно начала проходить интервью, спасибо за рекомендации и твой опыт. Очень удобно структурировано!)

1
Ответить

Спасибо за комментарий, Соня! Полностью с тобой согласен.
Меня очень мотивирует мысль, что по выходу из универа тысячи ребят с других университетов будут целится на одни и те же места в организациях. И, если за время обучения успеть попробовать себя в какой-то компании или стартапе, то шанс занять желаемую позицию куда выше, чем у тех кто просто учится "на отлично". 

Я уверен, что опыт в стартапе на Кипре принес кучу опыта. Поделись, как туда попала? LinkedIn или хитрее? 

2
Ответить

Очень классный пост и для 20-летнего парня потрясающий опыт. Многие и в 40 лет не могут похвастаться такой "историей". Спасибо огромное, что поделился! 

2
Ответить

Максим, спасибо, очень вдохновляюще). Как же все-таки попасть на стажировку, если берут только с 3-го курса?)

1
Ответить