UX или искусство создания положительных эмоций

UX дизайнер на сегодняшний день одна из самых востребованных профессий в цифровой индустрии, но не для всех знакома и понятна эта аббревиатура. Разберемся, для чего нужна эта профессия и где ей можно научиться.

UX или искусство создания положительных эмоций

Этой колонкой я хочу открыть цикл материалов о UX дизайне. Сегодня рассмотрим само понятие UX, попробуем понять, что такое пользовательский опыт и почему внимание к нему растет. В следующих материалах более подробно рассмотрим практические кейсы, поговорим о профессиональном развитии в UX и формате работы с UX. Зовут меня Екатерина Бакиева, и я руководитель Центра UX дизайна МТС Финтех.

Что такое UX

Дословный перевод UX (User Experience) – опыт пользователя. Этот тот опыт или впечатления, которые получает пользователь, столкнувшись с интерфейсом любого мобильного приложения, сайта, терминала самообслуживания, вендингового аппарата и т.д. Он включает в себя достаточно много: удобство, простоту, безопасность, скорость, визуальный дизайн и весь спектр эмоций, которые пользователь испытывает в процессе взаимодействия. В результате личного использования все эти параметры могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Вот именно этот опыт и собирает UX, чтобы в итоге создать максимально полезные, простые и приятные для пользователя интерфейсы, где можно будет самостоятельно получать те или иные услуги.

UX дизайн – неотъемлемая составляющая нашей повседневной жизни, просто мы об этом не догадываемся. Подумайте, что вы сегодня покупали или оплачивали: кофе, билеты, коммунальные услуги или может кому-то переводили деньги. Вспомните, насколько легко и быстро удалось вам это сделать или может возникли какие-то трудности в процессе. Какие впечатления остались у вас от всего процесса? Все это и есть пользовательский опыт или UX.

Специально или нет, но кто-то принимает решения и определяет, как вы будете взаимодействовать с продуктом. Когда решения принимаются осознанно с учетом потребностей пользователей и бизнеса, как правило, впечатления у потребителя остаются положительные. В этом случае можно говорить о хорошем UX дизайне.

Чем занимается UX дизайнер

Профессия UX дизайнера существовала всегда – с тех пор, как люди стали пытаться вносить улучшения для удобства использования тех или иных вещей, исходя из полученного опыта. Она не существовала отдельно, а была просто составной частью других профессий. Развитие цифровых технологий привело к ее выделению в самостоятельную и к ее популяризации в весьма короткие сроки. На мой взгляд, весьма интересно, что адаптация технологий под потребности пользователей зародила новую профессию.

UX дизайнеры фокусируются и занимаются анализом и улучшением пользовательского опыта. Неверно отделять работу над UX от комплексной работы над созданием и сопровождением продукта или услуги. По сути, над пользовательским опытом так или иначе работает каждый сотрудник компании.

Сейчас UX дизайн – одна из самых востребованных профессий в цифровой индустрии, и судя по тому как стремительно развиваются технологии, она только набирает обороты.

Как UX эволюционировал в отдельную профессию

С появлением конкуренции компании стали уделять большое внимание сервису, а с появлением цифровых продуктов появилась конкуренция за пользовательский опыт. Бизнес стал стремиться привлечь внимание именно к своему цифровому продукту, услуге или площадке, а за счет удобства и функциональности конвертировать пользователя в постоянного.

Развитие технологий привело к оптимизации многих процессов. Сегодня большую часть услуг мы можем получить онлайн без визитов в офисы и взаимодействия с представителями компании. В офисах мы общаемся с людьми, которые отвечают на наши вопросы, помогают нам разобраться, получить ту или иную услугу, что-то купить или заказать. А когда мы получаем услугу онлайн через приложение или сайт, мы остаемся один на один с интерфейсом. И здесь важно, чтобы сценарий, по которому происходит взаимодействие, и набор компонентов интерфейса были максимально продуманы, последовательны и адаптированы под клиента. В противном случае, возрастает вероятность того, что клиенту не удастся довести целевое действие до желаемого результата. Именно поэтому появилась потребность в изучении клиентского опыта.

С точки зрения компании UX необходим, чтобы минимизировать ошибки при проектировании, создании цифровых сервисов и продуктов. Создавать «плохой» UX никому не выгодно, каждый клик, каждый переход стоит денег. Каждый процент в конверсиях на вес золота.

Где научиться

К сожалению, в этой области пока еще нет профильного образования в вузах, но есть достойные курсы от практикующих специалистов с возможностью стажировки и дальнейшего трудоустройства. Пятеро сотрудников моей команды, включая меня создают авторские курсы и преподают на различных площадках. Можно сказать, что так практикующие специалисты агрегируют свой практический опыт и передают его начинающим.

Подробнее о том, как стать UX дизайнером, из каких областей проще перейти в эту профессию, читайте в следующей колонке.

55
Начать дискуссию