Работа в агентстве vs работа на себя. Что выбрать, если ты ивент-менеджер?

В 2020 году ивент-менеджеры остались без работы — пандемия заставила 6% компаний уйти с рынка, а оставшихся — сократить штат на более чем 50%. Работа в агентстве перестала быть стабильной, менеджеры с опытом начали работать на себя.

Спустя полтора года после начала кризиса, многие вернулись в агентства, а кто-то так и продолжил работать на себя. В индустрии сформировались три «равноправных» варианта для ивент-менеджера — работа в агентстве, проекты на фрилансе и старт собственного агентства.

Рассмотрим подробнее каждый — какие есть плюсы и минусы, проекты, клиенты, ресурсы и сколько можно заработать.

Работа в агентстве

+ Стабильность, минимум рисков
+ Постоянный доход
+ Не нужно самому искать клиентов
- Нельзя выбирать проекты и клиентов
- Доход ниже, чем при работе на фрилансе

Клиенты и проекты. Менеджер не выбирает самостоятельно проекты, он работает с клиентами агентства. Среди них могут быть корпорации, которые пришли за масштабными креативными ивентами, или небольшие компании с запросом на стандартные мероприятия — зависит от специализации ивент-агентства.

Менеджер не ищет клиентов, этим занимается агентство с помощью рекламы, PR, тендеров. Именно по количеству приглашений на тендеры можно говорить, что рынок постепенно оживает после кризиса.

Некоторые крупные организаторы получают оплату до старта проекта, но бОльшая часть ивент-индустрии работает по постоплате. Соответственно, чтобы реализовывать проекты и выплачивать зарплаты, агентство должно постоянно накапливать операционную прибыль.

Возможности и ресурсы. Менеджер сам не ищет ресурсы для проектов, а пользуется тем, что имеет агентство — финансы, команда, юрлицо. Для некоторых проектов приходится искать дополнительные ресурсы, например, специалистов.

Наличие в агентстве штата креаторов упрощает работу — собственной командой проще управлять, она погружена во внутренние процессы и всегда доступна, так как в отличие от фрилансеров занята только на проектах агентства.

Если штата нет или он небольшой, у агентства наверняка есть база проверенных фрилансеров для выполнения задач, на которые у агентства нет свободных рук или достаточной экспертизы. Если такой базы нет или понадобился специалист, с которым раньше не работали, поиском проектных сотрудников занимается ивент-менеджер.

Деньги. Штатный ивент-менеджер зарабатывает меньше фрилансера, так как бОльшая часть прибыли с проекта остается у агентства. Оплата сотрудника — фиксированный оклад, к которому может добавляться процент с проекта. Например, если менеджер переходит в агентство и приводит за собой клиентов, он получает дополнительный бонус к зарплате — это могут быть 10% от прибыли с первого проекта или 1% от оборота каждого проекта.

Работа на себя. Фриланс

+ Менеджер сам выбирает проекты и клиентов
+ Можно самому планировать график работы и отдыха
+ Прибыль с проекта устанавливает сам фрилансер
+ Доход выше, чем в агентстве — вся прибыль остается у менеджера
- Нет стабильного дохода и потока клиентов
- Приходится самому разбираться с документами, финансированием и т.д.

Не всем подходит работа в агентстве — роль наемного работника лишает некой свободы в действиях, поэтому менеджеры начинают сотрудничать напрямую со своей клиентской базой.

Клиенты и проекты. Главное отличие фрилансера от агентского менеджера — свобода выбора. В самостоятельном плавании менеджер сам выбирает, с какими проектами и клиентами работать, определяет рабочий график и объем работы.

Из агентств на фриланс уходят ивент-менеджеры с 2-3 лояльными клиентами, с которыми они готовы работать напрямую, без агентства-посредника, но они сталкиваются со сложностями:

1. Даже для работы с лояльным клиентом может понадобиться юрлицо с оборотами, чтобы получить одобрение сотрудничества от службы безопасности клиента. Бренды не хотят рисковать, работая с независимым менеджером.

2. Теперь придется тратить много сил на поиск новых клиентов. Без оформления юрлица нельзя участвовать в тендерах, а на биржах фриланса нет таких же крупных бюджетов — заработать много там не получится, остается только надеяться на сарафанное радио.

Деньги. Заработок зависит от самого менеджера — он сам устанавливает процент, который получит от бюджета проекта. Эта ставка может быть единой для всех или меняться в зависимости от проекта или клиента. При работе в агентстве менеджер получает фиксированный оклад, бОльшую часть прибыли забирает агентство. На фрилансе нет посредника в виде агентства, менеджеру не нужно ни с кем делить прибыль — он получит ее в полном объеме.

Возможности и ресурсы. Фриланс — это микропредпринимательство. Ивент-менеджеру приходится решать организационные вопросы — оформлять документы, вести отчетность, искать подрядчиков. Так как в основном ивент-рынок работает по постоплате, главным вопросом для фрилансера становится: «Где найти ресурсы, чтобы реализовать проект?».

Первая мысль — кредит в банке. Но физлицу без ИП или ООО взять кредит на коммерческий проект невозможно, даже агентству с юридическим лицом редко одобряют кредит. Банк запрашивает пакет документов, в том числе отчеты за прошлый период, если обороты агентства не внушают доверия, кредит даже на небольшую сумму не одобрят — тогда фрилансеру приходится надеяться на потребительские кредиты и быстрые займы. Но максимальная сумма быстрого займа — 100 тыс рублей, а ставка составляет до 1% в день — такие условия устроят не всех, а суммы хватит только на реализацию небольших проектов.

Есть еще одно препятствие для работы с крупным клиентом — отсутствие юрлица. Проблема решается несколькими способами:

а) Менеджеры сотрудничают с агентствами — оформляют проекты на них и отдают процент с прибыли. То есть, формально над проектом работает агентство, а фактически — фрилансер. Но такая модель встречается нечасто.

б) Менеджеры «арендуют» юрлицо у сервиса. Для ивент-индустрии есть специализированный — ProjectPlace, он предлагает финансирование, юридическую и бухгалтерскую поддержку. Взамен на комиссию — от 5% от оборота, сервис «шерит» ресурсы с ивент-менеджером, берет на себя организационные вопросы.

Сервисы вроде ProjectPlace помогают понять, готов ли менеджер работать на себя. Они «поддерживают» фрилансера во время промежуточного этапа между работой напрямую с клиентом до состояния, когда имеется агентство, штат, пул постоянных клиентов, финансовая и юридическая база. Это похоже на обычный фриланс, но без лишних нервов.

Работа на себя. Старт собственного агентства

+ Возможность работать с крупными клиентами
+ Возможность вести большое количество проектов сразу
+ Доход выше, чем на фрилансе или в штате агентства
- Необходимо содержать команду, офис даже при отсутствии прибыли
- Нужно постоянно самому искать новых клиентов

Собственное агентство — это следующий этап после фриланса. Если за время работы в таком формате удалось выстроить сотрудничество с одним-двумя клиентами, пора развиваться дальше. Фрилансеру есть смысл создавать агентство, когда растут объемы — когда собственных сил не хватает на ведение проектов и вокруг формируется команда из таких же специалистов и подрядчиков. Тогда стоит задуматься о выстраивании новых процессов — оформлять юрлицо, растить операционку, нанимать сотрудников, браться за более масштабные проекты.

Клиенты и проекты. Собственное агентство — новая большая ответственность, теперь необходимо думать, как обеспечить стабильный поток проектов. На начальном этапе будет сложно находить новых клиентов, потому что заказчики, тщательно подходят к проверке новых агентств — запрашивают пакет документов, проверяют наличие нарушений, смотрят обороты. В таком случае, у агентств есть несколько способов найти клиентов:

1. Знакомства и сарафанное радио. Часто при переходе в другое агентство клиентский менеджер забирает с собой базу контактов или лояльных клиентов. Так новое агентство получает проекты, а заказчик — тот же уровень работы но без посредника в виде агентства.

2. Рассылка презентаций об агентстве с целью попасть в тендер. Для таких холодных продаж лучше связываться с бренд-менеджерами компаний через Facebook или эл.почту.

3. Партнерство с крупными агентствами. Совместно можно реализовывать проекты, нарабатывать портфолио и личные контакты. В отличие от фриланса, с агентствами сотрудничают охотнее — команда, опыт, обороты вызывают больше доверия.

Возможности и ресурсы. Главные проблемы начинающего агентства — работа по постоплате и нехватка ресурсов, особенно бухгалтерских и юридических. Процесс кредитования через банк и дополнительные затраты на юриста, бухгалтерию и прочее окупаются только при наличии постоянных клиентов и стабильном потоке проектов.

Агентство, в отличие от фрилансера, обязательно имеет юрлицо — формально шансы на одобрение кредита банком повышаются. Но по факту, в первый год существования агентства проекты придется реализовывать на собственные средства, так как банки не выдадут кредит компании без отчетных документов, значит, не смогут проверить надежность кредитора.

Как и в случае с фрилансерами, начинающее агентство может пользоваться услугами шеринг-сервиса. Для него уже не актуальна аренда юрлица, но финансирование проектов станет настоящим спасением до того момента, пока агентство не нарастит обороты.

Деньги. Правильно выстроенные рабочие процессы в собственном агентстве помогут зарабатывать в разы больше штатного менеджера и фрилансера. Не стоит забывать и о новых расходах: зарплата сотрудников, аренда и содержание офиса, налоги и т.д. — траты зависят от амбиций агентства и могут достигать сотен тысяч рублей.

Резюме. Кому — что?

  • Работа в агентстве — для тех, кому важна стабильность, не хочется рисковать и нести большую ответственность.
    Доход: фиксированный оклад, от 55 тыс до 250 тыс рублей
  • Фриланс — для тех, кто работает с несколькими постоянными клиентами и в основном реализует не крупные проекты. Если нужны дополнительные ресурсы, можно воспользоваться шеринг-сервисом.
    Доход: зависит от масштаба проектов, примерно 5-10% от бюджета проекта
  • Собственное агентство — для тех, кто не справляется собственными силами со всеми проектами, когда растет команда и количество клиентов.
    Доход: от 115 тыс до 550 тыс рублей
6666 показов
1.8K1.8K открытий
Начать дискуссию