Как построить бизнес вокруг своего невроза и все потерять

Для того, чтобы разобраться, чем невроз первого лица может мешать бизнесу следует ответить на один вопрос: а в чем вообще функция бизнеса вообще, объективно?

Ибо субъективный смысл как денег, ради которого создается бизнес, так и самого бизнеса может быть разным. Объективно именно деньги, прибыль и являются мерилом эффективности бизнеса. Чем более правильно работает бизнес, тем выше его денежный поток и доля прибыли в нем.Соответственно, лично для себя я выбираю один критерий эффективности бизнеса - рост его стоимости (именно в стоимости бизнеса заложен текущий или будущий поток прибыли). Если стоимость вашего бизнеса растет, причем растет как минимум на уровне других представителей отрасли - значит вы все делаете правильно. Если не растет - значит что-то не так. Если ваш невроз влияет на рост стоимости бизнеса, значит он для бизнеса хорош, если нет - значит плох. Беда в том, что именно невроз первого лица становится основным препятствием на пути роста стоимости бизнеса.Однако помимо стоимости бизнеса, выраженной в денежной форме, есть и еще один параметр - количество ценности, которое бизнес создает для всех его акционеров, понимаем в самом широком смысле - как людей (это концепция shareholders от Рассела Акоффа). которые вкладывают в бизнес часть своей души, интеллекта, труда и т.п. в расчете получить какую-то отдачу в виде удовлетворения своих в том числе и психологически потребностей. И тут невроз первого лица может стать роковым.Но, чтобы в этом разобраться, давайте ответим на самый главный вопрос для всех наших последующих рассуждений - что такое невроз?

Что такое невроз, как понять, что он у вас есть

Для того, чтобы разобраться, чем невроз первого лица может мешать бизнесу следует ответить на один вопрос: а в чем вообще функция бизнеса вообще, объективно? Ибо субъективный смысл как денег, ради которого создается бизнес, так и самого бизнеса может быть разным. Объективно именно деньги, прибыль и являются мерилом эффективности бизнеса. Чем более правильно работает бизнес, тем выше его денежный поток и доля прибыли в нем.

Соответственно, лично для себя я выбираю один критерий эффективности бизнеса - рост его стоимости (именно в стоимости бизнеса заложен текущий или будущий поток прибыли). Если стоимость вашего бизнеса растет, причем растет как минимум на уровне других представителей отрасли - значит вы все делаете правильно. Если не растет - значит что-то не так. Если ваш невроз влияет на рост стоимости бизнеса, значит он для бизнеса хорош, если нет - значит плох. Беда в том, что именно невроз первого лица становится основным препятствием на пути роста стоимости бизнеса.

Однако помимо стоимости бизнеса, выраженной в денежной форме, есть и еще один параметр - количество ценности, которое бизнес создает для всех его акционеров, понимаем в самом широком смысле - как людей (это концепция shareholders от Рассела Акоффа). которые вкладывают в бизнес часть своей души, интеллекта, труда и т.п. в расчете получить какую-то отдачу в виде удовлетворения своих в том числе и психологически потребностей. И тут невроз первого лица может стать роковым.

Но, чтобы в этом разобраться, давайте ответим на самый главный вопрос для всех наших последующих рассуждений - что такое невроз?

Что такое невроз, как понять, что он у вас есть

Существует огромное количество определений невроза. У нас он будет ключевым при всех последующих размышлениях.

Как мы определим невроз?

Достаточно просто. Мы будем называть неврозом неспособность удовлетворить свои потребности человека из-за того, что они в конкретных ситуациях входят в противоречие с некими более базовыми потребностями, например принадлежности в группе, в результате фрустрации этих потребностей возникают негативные эмоции, и чтобы их не испытывать мы неосознанно выбираем поведение, которое ведет к избеганию этих ситуаций и эмоций, включая замещения негативных эмоций соматическими симптомами, поведением или более позитивными эмоциями.

Например. В детстве вы очень завидовали своей старшей сестре, которую на семейных сборах ставили на стульчик и просили рассказать стишок. Все умилялись и выражали искреннюю любовь ей. Вы тоже очень этого хотели, но у вас так не получалось и вы хулиганили, чтобы переключить внимание на себя. И вот вы создали бизнес, который позволяет вам содержать своих родителей, но при этом они все равно умиляются только своей дочерью...

...Поэтому у себя в организации вы устраиваете целое шоу. На совещаниях, когда все, кто от вас зависит, может и не хотели бы, но вынуждены часами слушать ваши рассказы о том, как ваши корабли будут бороздить просторы вселенной. А главное вы всегда находите какого-нибудь яркого исполнительного директора-женщину, успешную во всех отношениях, со всеми этими эмбиеями и опытом работы в транснациональных корпорациях, которая умеет привлечь внимание и блестяще выступать, но которая вынуждена часами слушать любую ахинею, которую вы несёте. Потому что вы на ней отыгрываетесь за свою сестру.

Как невроз влияет на организацию?

Чем плох невроз? Ну вот допустим, у вас есть неудовлетворенной потребность во внимании. Если вы это осознаете, вы можете ее удовлетворять на тех самых совещаниях, бог с вами. Если вы осознаете свою неудовлетворенную потребность, вы будете анализировать, работают на благо ваши способы ее удовлетворить или нет и будете делать все, чтобы не навредить организации.

Если же вместо осознания и удовлетворения своей потребности вы выбираете симптом, то он может привести к тому, что деятельность организации вы будете ставить на службу неврозу.

Но, во-первых, невроз никогда не исчерпывается, во-вторых, он не развивается, т. е. предопределяет бег по кругу. И вот вы раз за разом собираете блестящую команду управленцев, и раз за разом идиотские требования слушать часами ваши монологи приводят к тому, что эти команды разбегаются. Пока не кончаются деньги.

Это я выбрал один из тысяч разных форм невроза, влияющих на эффективность организаций и управления в целом.

Здоровый личностный рост

Невротическому управлению противостоит управление, связанное с личностным ростом. Что это - мы поговорим в следующий раз. А пока давайте ответим себе на вопрос, чему служит ваш бизнес? Обществу, государству, акционерам или вашему неврозу?

Сделайте одно диагностическое упражнение.

Представьте себе обычный рутинный день. Перечислите для себя, какие дела обычно вы делаете. Например, утреннее оперативное совещание, проверка финансовой отчётности, совещание по проекту такому-то, встреча с партнёром таким-то с целью такой-то. И среди этих действий определите то, которое приносит вам максимальное удовлетворение. Затем оцените, насколько это действие способствует развитию вашего бизнеса, а насколько препятствует, например, может быть в это время было бы полезнее сделать что-то другое. А затем ответьте себе на вопрос, зачем вы делаете то, что вам больше всего нравится. Вы делаете это, чтобы напрямую удовлетворить какую-то свою потребность или вы делаете это, чтобы компенсировать недостаточное удовлетворение какой-то своей другой потребности?

Мы только начали разбираться с влиянием невроза первого лица на организацию, нам предстоит обзор множества типичных форм неврозов первых лиц, мы будем разбираться с тем, как личностно расти в бизнесе, мы поговорим о природе и закономерностях группового поведения в организации, о том, как те или иные психотипы руководителей влияют на бизнес, какие психологические особенности требуются для решения задачи бизнеса в разных отраслях и на разных стадиях жизненного цикла. Наконец мы поймем как жить в бизнесе по-взрослому.

Больше про психологию бизнеса читайте на моем сайте.

11
3 комментария

А что насчёт невроза третьего лица? 🤔

Ответить

А что именно насчёт невроза третьего лица?

Ответить