Эксперты ПМЭФ о цифровом профиле сотрудника, секретах работы в гибридном формате и новых вызовах времени

Эксперты Петербургского международного экономического форума на сессии «Корпорации и сотрудник: как управлять человеческим капиталом в постковидном мире?» обсудили, как пандемия поменяла подходы к управлению человеческими ресурсами, как сделать сотрудников счастливыми, а бизнес — конкурентоспособным. В материале делимся самыми важными на наш взгляд идеями экспертов, рецептом, который поможет подготовиться к будущим изменениям, а также записью эфира.

Как пандемия изменила подходы к управлению персоналом

Андрей Митюков
Управляющий партнёр и генеральный директор TalentTech

Главный тренд — жить как раньше уже нельзя, но и не хочется. На первое место выходит экономика таланта. Причём таланта самоуправляемого, такого, которому самому хочется создавать ценность. Вся суть управления сводится к тому, чтобы соединить личные цели сотрудника с задачами компании. Тогда все будут счастливы.

В новой модели бизнеса не обойтись без people-аналитики. Тем более что при удалённой работе мы общаемся через экран не просто с человеком, а с его цифровым двойником. Это огромный поток данных, который можно представить в виде различных дашбордов. Или цифрового профиля сотрудника, над которым работает TalentTech.

В цифровом профиле сотрудника будет записано, какие у него есть знания и навыки, умеет ли он работать с современными технологиями, управлять командами и мотивировать других людей, как эти люди чувствуют себя под его руководством и что ему самому нравится делать, а что — нет.

На практике цифровой профиль будет пополняться данными из разных HR-систем. В HCM-платформе от TalentTech это модули, связанные с подбором, адаптацией, обучением, вовлечённостью и эффективностью персонала. Они могут обогащать профили сотрудников как по отдельности, так и все вместе.

Вместе профиль таланта и профиль среды, в которой он работает, смогут давать ценные инсайты для принятия решений как руководителями бизнеса, так и самим сотрудником.

Пример цифрового профиля сотрудника в HCM-платформе от TalentTech

Ольга Филатова

Профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

В научной среде закрепилось определение, что гибридный формат — это режим работы, при котором больше трети сотрудников как минимум 50% времени находятся вне офиса.

Это не строгая формула, но именно на этом рубеже начинается перепрошивка всех HR-процессов. Меняются подходы к тому, как нанимать сотрудников с использованием онлайна, как поддерживать их онбординг в гибридной среде, как в новых условиях строить карьеру и что делать, чтобы удалённо влиять на вовлечённость в работу, самоорганизованность и креативность.

Гибридный формат — это новая норма. На это есть как минимум четыре причины:

  • Поддержка интеллектуального труда. Смешение онлайна и офлайна позволяет эффективно работать сотрудникам IT-компаний, банков, финансовой сферы, консалтинга.
  • Экономия на офисных пространствах. В некоторых компаниях это 20−30% от общих затрат.
  • Свобода. С массовым переходом на удалённый режим работы люди поняли, что все процессы могут строиться иначе, и теперь выбирают больше гибкости и свободы. И работодателям нужно это учитывать, чтобы привлекать и удерживать таланты.
  • Гибкая занятость. Гибридный формат и распространение самозанятости позволяют чаще привлекать к работе фрилансеров и аутсорсеров. Причём не только gig-специалистов, но и консультантов по юридическим и финансовым вопросам и даже временные команды, в том числе — из других стран.

Как руководители и сотрудники реагируют на изменения

Андрей Филатов

Генеральный директор SAP CIS

В перестройке работы из-за пандемии было две важных стадии. Первая началась через неделю после массового перехода на удалёнку. Люди стали жаловаться на постоянные переработки из-за бесконечных онлайн-конференций. Порой не было времени отлучиться на обед. Повышенная нагрузка вела к выгоранию, поэтому начали появляться советы о том, как организовать работу в онлайне. SAP тоже сыграл здесь свою роль и внёс коррективы в настройки календаря, сократив максимальное время онлайн-встречи с часа до 50 минут, чтобы у людей оставалось хотя бы 10 минут, чтобы переключиться.

Вторая стадия пришлась на конец 2020 года. Люди привыкли к новому формату работы, и мы заметили, что бизнес буксует. Семья, дача, собаки — со временем всё это на удалёнке стало важнее, а работа потеряла былой приоритет. Чтобы обеспечить высокую вовлечённость в работу, весной мы вернули leadership-команду обратно в офис.

Сейчас SAP полностью переходит на концепцию гибридной работы Flex Workplace. Только 20% сотрудников захотели вернуться обратно в офис. А уже сформировавшиеся команды могут эффективно работать в любом режиме: и в онлайне, и офлайн.

Барбара Фрей

Исполнительный вице-президент по промышленной автоматизации бизнеса Schneider Electric

Переход прошёл гладко. У нас международная компания, поэтому инфраструктура для распределённой работы уже была готова. К тому же мы использовали гибридный режим и раньше, чтобы привлекать и удерживать таланты. Особенно это актуально, если речь идёт про молодёжь и родителей.

Новый формат работы показал, что для того, чтобы не выгорать, надо выстраивать чёткие рабочие границы, в первую очередь — для самого себя. При этом онлайн позволил нам сблизиться: и друг с другом, и с клиентами. Раньше на встречи не хватало времени, а теперь оно вдруг появилось.

Принципиально важным было сохранить доверие и в малых командах, и на уровне корпорации. Поэтому через полгода онлайна появилось правило, что во время видеозвонков нельзя нажимать Mute, чтобы обсудить что-то с коллегами. Вся информация должна быть открытой.

Игорь Корытько

Генеральный директор и председатель правления «Трубной Металлургической Компании»

В ТМК работают 60 тысяч человек. 10 тысяч из них — в офисе и в исследовательском подразделении. Когда началась пандемия, они перешли на удалёнку. За счёт готовой цифровой инфраструктуры всё прошло быстро.

Ещё 50 тысяч человек остались на производстве. Возникла задача — объяснить, почему одним нужно идти в горячий цех, пока другие изолировались на даче. Мы вводили доплаты и вели разъяснительные беседы, что на даче тоже работают. К счастью, сотрудники отнеслись к ситуации с пониманием, обошлось без конфликтов.

Мы пришли к выводу, что IT, финансы и юристы хорошо работают на удалёнке. А для командной и исследовательской работы всё-таки необходим офлайн. Поэтому сейчас мы перестраиваем офис и создаём больше террас, кофе-пойнтов и других пространств для безопасных встреч.

Кроме того, кажется, что мы ещё столкнулись не со всеми проблемами. Например, раньше офлайн играл важную роль в привлечении молодёжи в отрасль. А теперь школьников и студентов не пригласить на производство.

Как справиться с новыми вызовами

История циклична. Даже пандемии потрясают мир уже не в первый раз — аналогичные изменения в общественных и экономических процессах происходили и после эпидемии чумы в XIV веке: бизнес-стратегии становились более гибкими, повышалась конкуренция в торговле, росли производительность и стоимость труда, менялись подходы к найму.

Согласно прогнозам, в будущем человечеству ещё придётся столкнуться с похожими глобальными вызовами. Чтобы подготовиться к ним, эксперты ПМЭФ рекомендуют:

  • быть любознательными и изучать новое;

  • предвосхищать риски;

  • давать людям почувствовать, что они могут влиять на происходящее;

  • расширять круг контактов, чтобы консультироваться не только с близким кругом, но и с другими экспертами;

  • принимать прошлое и случившиеся изменения.

Яков Сергиенко

Старший партнёр McKinsey & Company

Согласно концепции Winning with talent, решающее влияние на успешность компании оказывают 2% сотрудников. В случае с пандемией это те люди, которые уже были готовы к изменениям: знали, что такое Zoom, прошли не один курс на Coursera, может быть, работали удалённо.

Компании тоже разделились по скорости реакции. И во время пандемии осознали, что ключевой фактор успешности бизнеса — это люди.

Ключевым стал вопрос: как управлять компанией так, чтобы сотрудники были удовлетворены своей работой, а не просто достигали финансовых результатов? Для этого нужно создавать среду, в которой люди смогут быть самоходными, достигать своих целей и постоянно обучаться. Принципиально важным становится долгосрочное целеполагание и сохранение ментального здоровья.

Полная запись эфира доступна по ссылке.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда