Про сдельщину и оклады
Ранее уже писал пост, что тема формирования мотивации одна из самых дискуссионных. Адепты есть у каждого формата оплаты труда.
В недавно проверенном опросе подписчиков я согласен с большинством. Обе формы имеют право на жизнь. И обе имеют свои плюсы и минусы.
Адепты сдельщины в качестве аргумента выдвигают, что «отсутствие оклада вынуждает сотрудника шевелиться». Истина здесь в том, что это справедливо только для части сотрудников. И даже для сдельной работы постановку задач и контроль никто не отменял (хотя многие отказываются от контроля, уповая, по сути, «на авось»). Я видел неоднократно, как сотрудники на сдельщине ничего не делают, или делают минималку (тут хочется передать привет тем, кто свято верит, что сдельщина и «отсутствие потолка» - гарантия того, что сотрудники будут рвать и метать). Еще один важный нюанс при сдельной работе - сотрудники держат фокус только на деньгах и в компании может прорасти культура «легких денег». Особенно ушлые продажники умеют искать дыры в мотивационных системах, за счет чего их задачей становится получение максимального количества денег при минимальных усилиях. А полученный опыт они быстро масштабируют на коллег.
У окладной системы всё тоже неоднозначно. С одной стороны, оклад привлекает сотрудников, заинтересованных в стабильном доходе. С другой стороны, гарантированный стабильный доход расслабляет и только единицы могут себя мотивировать на развитие. При окладной системе слабые сотрудники часто растворяются в общей массе. Это порождает внутренние конфликты в коллективе - «почему один ничего не делает, а получает столько же как я, работающий на максималках?»
Поэтому задача руководителя - своевременно оценивать результаты и компетенции каждого сотрудника. Понимать, какая модель мотивации требуется в текущий момент времени для данного человека. Управлять мотивацией в зависимости от задач бизнеса, характеристик сотрудника и требований к должности.
И трезво относиться к формату мотивации, не делая из него «серебряной пули», решающей все вопросы.
PS Был у меня период работы в топ-менеджменте крупной региональной компании. Там каждый первый руководитель продаж начинал свой путь с того, что приходил ко мне, коммерческому директору, и говорил, что он нашел причину слабых продаж. Угадаете, какую? ))
Если вам близка тема управления, в моем телеграм-канале «Лайфхаки управленца» я делюсь опытом и советами, которые накопились за 20 лет работы на руководящих позициях. Можете заглянуть — уверен, что найдете что-то полезное для себя.