У меня есть цель, и я к ней иду
Сатира.
Юмористический текст от первого лица Кристины Сергеевой, основателя проекта Низина.
Отражение коллективного сознания фотографа — молодой женщины, решившей реализовать себя в современной арт-среде. Микс иронии над собой в прошлом и сарказма на тему происходящего в арт-фото-образовании до сих пор.
🟢 Взято из выступления автора «В защиту незавершенного» в рамках мероприятия «Фотография под принципами», организованного Фотодепартаментом.
Часть 1
Однажды я увидела журнал «Foam Talent», и вместе с подругами мы решили, что попасть туда — пик карьеры любого современного фотографа. Я решила, что обязательно должна туда попасть. Я не очень понимала, зачем, но зато у меня появилась вполне реальная цель.
Я не чувствовала себя одиноко, ведь в моей фотошколе учили делать проекты и подавать их на конкурсы. И всегда делали посты про тех, кто победил в конкурсах или занял шорт-лист. Все хотели делать сильные проекты и подавать их на конкурсы.
Правда, как именно туда попасть, было не совсем понятно. Да и слово «проект» было не совсем понятным. Я начала с этим всем разбираться серьезно.
Стала пристально изучать проекты художников, которые включают в такие конкурсы. Я не очень любила читать тексты к проектам, мне нравилось смотреть и сохранять в памяти необычные образы, которые находят фотографы, как интересно и по-разному они их снимают.
Оказалось, что современная фотография — это не просто стрит, это что-то сложнее. Современная фотография необычная, странная, не такая, как все. Я хотела делать такую же.
Я пыталась вобрать в себя всю современную фотографию сразу, чтобы понять, по какому принципу такие проекты делаются, и как мне делать такие же проекты, чтобы попасть в Foam Talent и другие большие конкурсы.
Сегодня в проекте используется разная фотография, даже уже постфотография. Она может и не нравиться вовсе в привычном смысле. У такой фотографии должен быть концепт, идея, визуальный язык. Я стала изучать визуальные языки современной постфотографии.
Постепенно я стала понимать, какие должны быть проекты.
▪ Самые серьезные проекты снимаются на такие камеры, как лейка и мамия.
▪ В проектах должны быть портреты, без людей проектов среди победителей конкурсов мало. Людей нужно снимать по-разному, их разные части тела, в стиле дэдпан, японская фотография или более современно, как Джоанна Пиотровска и Катрин Коенинг. Это странная и необычная фотография, но такие проекты активно берут на выставки, значит, это хороший пример.
▪ Еще в хороших проектах должны быть пейзажи, детали, пустота, много животных или насекомых.
▪ В разные сезоны разная мода.
Вчера были в моде затемненные цветные фотографии. Снимать можно было в целом, что хочется. Главное — затемнить.
Сейчас опять в моде снимать со вспышками и такой грязный фэшн в лоб.
Всегда в моде снимать на пленку, если хочется, чтобы в фотографиях появлялась магия.
А можно на большой формат снимать чистую фотографию.
В одном проекте можно комбинировать разные стилистики и жанры.
В принципе, хорошие проекты, как оказалось, не так сложно делать.
▪ Можно делать концептуальную фотографию, а можно собирать проекты в стиле личный дневник.
▪ Подруга мне сказала, что самые серьезные фотографы делают сложную постановочную креативную фотографию. Она и продается за большие деньги, и может поучаствовать в биеннале.
Такую фотографию надо ставить, как фильм, чтобы много людей помогало сделать один кадр. Чтобы там было разное — люди, животные, драпировки. Обязательно профессиональный свет и стилисты. То есть нужен большой бюджет, помощники, знакомства — взрослые такие процессы.
С такой фотографией гораздо быстрее попадешь в Foam Talent, судя по моим наблюдениям.
Но у меня для этого, к сожалению, нет денег.
Часть 2
Ну что еще сказать.
В хорошем проекте для конкурсов должна быть концепция. Я не всегда понимаю, что такое концепция, вроде, это чтобы фотографии были разные, но с одной идеей, и снятые современно.
Может, еще какой-нибудь магический реализм, чтобы было необычно.
Портреты сейчас популярны не простые, а как бы миксы с натюрмортом, чтобы был юмор. Если проект на тему женского, то можно фотографировать женщин с рыбой.
Вообще сейчас модно снимать даже не на камеру, а например на чековую ленту или фотик из нулевых, чтобы было еще необычнее.
Для хорошего проекта должен быть текст. Это самое сложное для меня. Что там писать? Каждый раз непонятно.
Ну вот проект у меня про память, а что еще сказать, непонятно.
Я вообще за чистую фотографию. По фотографиям же все видно, что у тебя: дэдпан или современный фотомедиум. Но для конкурса надо что-то расписать, почему память, память о чем, какой смысл в проекте. Я таких вопросов, признаться честно, избегаю.
Я сейчас думаю, что, может, и необязательно на них отвечать, я же могу просто вставить стихотворение. Так ведь другие делают, значит, и я могу.
Еще сейчас появились нейросети, это так классно. Раньше не было таких возможностей.
Многие авторы для сложных концепций находят умные слова типа «ризома» или «габитус». Говорят, если добавить такое, шансы попасть в конкурсы увеличиваются. Я пока еще ни разу не пробовала, вдруг не туда поставлю и покажусь глупой.
Но вообще еще, конечно, нужен контекст. Я часто слышу это слово в последнее время. И зачем? Ну ладно, раз это делают все, значит, такие правила, добавлю контекст.
Общеизвестно, что на конкурсы проходят фотопроекты, отражающие реакцию на современные проблемы человечества. Я согласна, это очень важно. Надо всех поддержать в такое сложное время. Я готова так делать, это несложно.
Возможно, надо уехать, чтобы тебя почаще куда-то брали. Но проблемы при этом продолжать освещать из «отсюда» — сейчас это актуально. Там и грантов, кстати, больше для таких проектов, и галерей по фотографии много, прям на каждом углу, можно подаваться.
У меня был ментор.
Это такой полезный для серьезного фотографа человек, который выводит тебя в мир, поддерживает, помогает составить весь пакет документов и такой длинный сиви, чтобы ты казался конкретно таким серьезным фотографом.
Он мне говорил, что нужно печатать портфолио и идти по галереям, предлагать им свои отпечатки в коллекции. Повторял, что нужно писать письма каждый день, и тогда точно кто-то ответит. Говорил, что у меня работы уровня биеннале, и если я буду его слушать, то через год точно попаду в Foam Talent.
Я мечтаю, чтобы мой проект увидели. Я всего год фотографирую, но думаю, что уже готова к персональной выставке. Так и мой ментор говорит.
Для выставки подойдет любая страна и город. Главное — чтобы было пышное открытие, шампанское, кураторы, блогеры, а в процессе заведу полезные знакомства и точно стану серьезным фотографом.
Ну а пока что конкурсы.
Скорее всего, сейчас на них могут проходить только те, кто не в России, это я понимаю.
Но можно написать в тексте про контекст, и шансы увеличатся.
А на Россию можно делать фотокниги и встраивать фотомедиум в общий арт-рынок, становиться мультидисциплинарной художницей.
То есть попробовать себя в инсталляции, объектах, поделать что-то руками.
В целом можно печатать фотографии на ткани, на дереве, на металле даже — я видела, так делают серьезные художники.
С одной фотографией в России тяжело, если тебя не знают.
Ну, пора суммировать.
Как же сделать хороший серьезный проект?
▪ смотреть победителей конкурсов
▪ следить за трендами в арт-фотографии
▪ делать концептуальную фотографию в современном визуальном языке (15 штук)
▪ текст написать или попросить кого-то (250 слов)
▪ делать в проекте перформативные объекты и инсталляции
▪ писать про контекст и философию
▪ иметь своего ментора
▪ сделать персональную выставку
Часть 3
Я слышала о таком магазине книг, называется «Фотодепартамент» — и что-то там по-другому учат. У них современная фотография — это про мышление и контексты.
Я не против, но я вообще не понимаю, что они говорят. У них все посты очень сложные, почему нельзя проще-то объяснить? Другие же так делают. Это какой-то очень токсичный магазин.
Они говорят, что в фотографии есть смысл. Но тут как бы сложно поспорить. Только зачем на этом делать хайп? Кризис смыслов? У них, может, и есть какие-то кризисы. У меня лично все отлично, я все понимаю, что делаю и зачем.
Мне там сказали, что моим фотографиям не хватает этих смыслов. Но хорошие преподаватели говорят, что делать дальше. Что и как снимать, что написать в тексте, какие визуальные языки еще попробовать, как поэкспериментировать, поснимать как Гронский или еще кто-то для разнообразия, может, попробовать объект, перформанс, аудиовизуальную инсталляцию, если прям хочется современного.
А тут какой-то набор бестолковых слов — «освобождение», «реорганизация», «существующее существующим» и т. д. Что они от меня-то хотят, я не понимаю.
Еще меня спросили, почему я считаю себя художником.
В смысле?
Что за тупой вопрос?
Я же делаю проекты, учусь в фотошколах, у меня есть цель — Foam Talent, я посылаю на конкурсы, я готова к выставке, у меня есть сайт, ментор. Я снимаю, между прочим, в визуальном современном жанре пост-фотографии про современные контексты.
Они еще что-то про зрителя говорят, про его мышление. Нормальное у него мышление, ему же нравятся мои фотографии.
А если не понравятся, ну и что? Каждый выбирает свое.
Я делаю не искусство? Вообще-то я делаю современную фотографию.
Нам с ментором жаль этот магазин, им бы чуть сбавить снобизм, и денег будет больше.
И вообще это несовременный подход. То есть если я продаю работы, я еще не художник? Если проект проходит на конкурсы, он не обязательно важен? То есть миллионы людей делают и показывают, что им нравится, что их волнует, а им говорят, что этого недостаточно?
Вы с этим согласны? Разве что-то еще должно быть?
Но часто меня одолевает страх и фрустрация, что ничего не получится, что есть какая-то большая пропасть между тем, что я делаю, и тем, какие проекты побеждает на конкурсах.
Я не очень понимаю, тот ли я выбрала визуальный язык, ту ли последовательность составила, хватает ли контекста в моем тексте. Да и вообще у меня не получается вот так же, как в других проектах, сделать интересный, необычный какой-то кадр. Но я стараюсь.
И посылаю на конкурсы.
Автор текста — Сергеева Кристина.
Автор статьи — Екатерина Кастальская
ВК — https://vk.com/kastalskayaekaterina
ТГ — https://t.me/ekaterinakastalskayaart
Другие мои статьи на VC:
🟢 Портфолио художника. Методичка
🟢 Как написать artist atatement? Тексты художника о его практике
🟢 Фотография на российском арт-рынке 2025. Как продвигаться художнику?
🟢 Атрибуция отпечатков фотографий и печатной графики
🟢 Как правильно монтировать в паспарту художественные работы на бумаге и фотографии
🟢 Рынок фотографии в России. Взаимодействие художников с меценатами, поклонниками, институциями
🟢 Как правильно составить текст опен-колла для художников