Как написать artist statement?
Недавно я присутствовала онлайн на открытой встрече про тексты, в которых художник говорит о своей практике. Artist statement, мотивационные письма в резиденции — такое.
Особенность именно той дискуссии — акцент на международные опен-коллы. И не то чтобы я планировала в ближайшее время, но интересно.
Что я узнала нового?
Что при подаче на международные опен-коллы в artist statement необходимо писать, откуда ты — в плане географии, среды, культурного поля. Это важно для кураторов, чтобы они понимали контекст художественной практики.
«Мы живем в эпоху места, а не в эпоху времени».
Остальное, в принципе, было проговорено много где и много кем:
🔵 Artist statement — служебный документ, задача которого подтвердить впечатление от портфолио.
С его помощью кураторы считывают, понимает ли художник свой метод.
Это короткий текст, обычно на 3-4 абзаца.
🔵 В artist statement художник объясняет, почему работает в этой технике, с этим медиумом. Как они помогают выразить то, что он хочет сказать.
Без абстрактных идей. Все написанное должно быть связано с реальными работами художника.
🔵 Artist statement — не место для шаблонного умничанья.
Все эти «работаю с сообществами», «исследую антропоцен», «темы памяти и телесности» — если не считывается из практики при первом же взгляде, то и писать об этом не нужно.
А если считывается, подобрать другие, не такие штампованные слова и выражения, чтобы не вызывать у кураторов ощущение кринжа. Представляю, как им осточертело читать одно и то же.
При использовании в artist statement не самых простых терминов из философии/социологии их рекомендуется уточнять. Так кураторы увидят, что художник в принципе их понимает, и что подразумевает под ними в своей практике.
Так или иначе, напыщенность раздражает всех и всегда, а работают только простота и ясность.
🔵 Artist statement меняется со временем — это нормально, а также переписывается под задачи — заявка на open call, каталог, сайт.
🔵 Artist statement лучше писать самому. Это нужно, чтобы понять собственную практику.
Можно сначала наговорить мысли на диктофон, а потом расшифровать речь и использовать ее для письменного текста, чтобы добиться естественности.
Для написания не следует использовать нейросети, они гарантированно напишут плохо. Лучше текст будет живым и шершавым, с несовершенствами, чем безликим и стандартизированным.
Если все-таки решили отдать написание artist statement на аутсорс, ему должно предшествовать интервью с вами, чтобы пишущий человек понял вас и вашу практику.
🔵 Хорошо дать почитать готовый artist statement людям из своего круга, коллегам, кураторам, обсудить его с ними. Это поможет исправить непонятные читателю места, более ясно выстроить аргументацию, сделать текст точнее.
🔵 Про подачу заявки в резиденции.
Куратор из мотивационного письма должен понять, почему именно эта резиденция подходит художнику, а художник — резиденции, и почему сейчас?
Чтобы сформулировать ответы на эти вопросы, художнику нужно внимательно прочесть текст опен-колла, изучить сайт резиденции, историю места и язык, которым резиденция говорит о себе.
Если честно, когда вижу советы, подобные этому про резиденции, с трудом верю, что они обращены к взрослым людям, а не к подросткам. Ведь навыки поиска, систематизации и интерпретации информации с дальнейшим ее применением прививаются еще в школе, ну и в целом по жизни используются на бытовом уровне.
✅ На всякий случай, если еще не читали — в моей статье про портфолио есть раздел про artist statement. Там четко и по делу — в каком абзаце стейтмента про что писать.
Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская
Другие мои статьи на VC:
🟢 Портфолио художника. Методичка
🟢 Фотография на российском арт-рынке 2025. Как продвигаться художнику?
🟢 Атрибуция отпечатков фотографий и печатной графики
🟢 Как правильно монтировать в паспарту художественные работы на бумаге и фотографии
🟢 Рынок фотографии в России. Взаимодействие художников с меценатами, поклонниками, институциями
🟢 Как правильно составить текст опен-колла для художников