Почему «бигдатой» контролировать и иногда увольнять сотрудников — это нормально и логично

Всем привет, меня зовут Лаптев Алексей, я разработчик сервисов utmstat и apimonster. По мотивам статьи про увольнения в Xsolla хочу объяснить кухню IT-компаний и рассказать, почему контролировать «бигдатой» вполне логично.

Почему «бигдатой» контролировать и иногда увольнять сотрудников — это нормально и логично

Проблема

Многие в комментах пишут, что нельзя бигдатой оценивать сотрудников, что это приведет к симуляции работы, нужно оценивать результат.

Автор поста не прав и злодей.

Но мне кажется многие такие комментаторы не понимают из чего состоит работа в Xsolla и любой другой IT компании, где надо в основном программировать и продавать.

Если разобраться в сути, то все окажется не так страшно и вполне логично.

Попробую объяснить.

Дисклеймер

Цифры даны условные, разумеется в разных конторах они разные, но суть везде одна.

Контроль нужен

К сожалению, если собрать в офисе 5-10 человек и дать им задачу: напишите сервис или продайте n-раз, то скорее всего через месяц проект с места не сдвинется.

Тут нужно позадачное планирование с четким планом действий и сроками. По другому никак.Это подтвердит любой злой начальник (руководитель), который пытался запустить продукт, а не просто задачи пилил из джиры.

Из этой проблемы вытекает потребность в инструментах контроля и KPI — CRM, таск-трекеры и сколько чего было сделано за месяц.

KPI сотрудников в IT-компаниях

Программист

Что делает

Пилит задачи из джиры.

Результат работы

Решенная задача, прошедшая контроль и залитая в GIT.

KPI

Количество сделанных задач в месяц.
Средний срок на задачу — 1-3 дня.

Если задача большая, то ее надо дробить на задачи по 1-3 дня.

В итоге получается что в среднем программист может сделать около 10 задач в месяц.

Соответственно относительно этой цифры можно оценивать всех программистов:

  1. Если задач +/- 10 в месяц — все ок
  2. Если больше 10 — программист молодец
  3. Если меньше 10 — или ленится или какая-то. проблема, надо разбираться.

Тестировщик

Что делает

Проверяет задачи за программистами.

Результат работы

Количество задач со статусом «Протестировано».

KPI

Количество задач со статусом «Протестировано» в месяц.

Те же 10 штук в месяц.

Менеджер (продуктовый и аналоги)

Что делает

Решает задачи бизнеса. По сути теже задачи в тасктрекере.

Результат работы

Фича вылитая на прод и задача со статусом «На проде».

KPI

Количество задач со статусом «На проде» в месяц.

Пусть 10 штук в меc.

Продажник

Что делает

Общается с входящими лидами. По сути те же задачи в CRM в виде сделок и лидов.

Результат работы

Явный ответ от лида — нужен продукт или нет, желательно с продажей или хотя бы с фидбеком что не так.

KPI

Количество обработанных лидов в месяц. От 30 до 100.

Бариста

Что делает

Кофе.

Результат работы

Кофе.

KPI

Тут уже сложнее. Задач нет, наверное отсутствие жалоб на баристу от клиентов.

Как контролирует страшная бигдата?

Бигдата — это громко сказано, можно еще ИИ добавить для солидности.

Как видим, у всех сотрудников основой KPI — это выполненные задачи в месяц.

Разумеется в разных конторах свои цифры, но они есть и суть везде примерно одинакова.

Поэтому если заморочиться, то можно начать считать задачи в месяц и на дистанции в несколько месяцев уже оценивать кто как работает:

  1. Если отклонение в меньшую сторону — надо разбираться в причинах и если причина — низкая продуктивность, то увольнять.
  2. Если отклонение в большую сторону — повышать, премировать.

Вроде все логично и вся бигдата — это лишь простая считалочка, которой начальник больше не занимается в голове.

Бигдата не увольняет за опоздание на 5 минут или затянутую задачу

Важно понимать, что всю аналитику надо делать на длинной дистанции, а не за день.

Все живые люди и каждый день работать одинаково не получиться:

  1. Сложная задача, пришлось подумать
  2. Не прет сегодня
  3. Клиент отнял много времени
  4. Личные дела
  5. Болел

Но на дистанции в несколько месяцев все сроки выравниваются и локальные отклонения значения не имеют. Можно делать объективные выводы.

Итого

Вовлеченность бигдатой действительно можно мерить, когда в основе процессов лежат CRM и такс-трекеры, а эти инструменты есть в любой IT-компании - это основа.

Но это не лайки и общение в чате, а решенные бизнес-задачи с подтвержденным результатом в виде задачи в CRM или трекере.

Обычно меряют вовлеченность на глаз — "ну вроде работал".
Но когда сотрудников сотни - на глаз невозможно и поэтому подключается считалочка в виде "бигдаты".

За редкие опоздания и проседания производительности бигдата и начальник не уволит, но за системные нарушения и явно низкую эффективность в течение длительного времени — легко.

Все это создаст проблемы только явно ленивым сотрудниками, остальным не стоит переживать.

88
37 комментариев

Проблема Xsolla в том, что сделано всё было максимально тупо и неуважительно по отношению к сотрудникам и непрозрачно для стороннего наблюдателя. В итоге владелец только испортил себе репутацию.

11
Ответить

Нет. Херовый такой продажник, если у него считаются в первую очередь только отработанные лиды. У продажника ВСЕГДА KPI в выигранных сделках/заключенных договорах с получением денег.

В рабочих чатах продажнику особо-то общаться не с кем, кроме своих коллег. Если сейлз трындит с разрабами, то продукт сырой, продукт не готов, у потенциальных клиентов много по нему вопросов и поэтому продукт не продается.

Продажник. Результат работы

Явный ответ от лида — нужен продукт или нет, желательно с продажей или хотя бы с фидбеком что не так.
KPI

Количество обработанных лидов в месяц. От 30 до 100.

5
Ответить

Вроде про чат нигде не написано.

Вы пробовали продавать?

Отрицательный результат тоже результат и потраченное время. Фидбек поможет продать в будущем.

1
Ответить

Ни один из навзанных примеров не относится к категории "бигдата" хоть ты тресни 

4
Ответить

Сейчас бигдатой и ИИ называют любую автоматизацию. Так солидней.

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Разрабочик не ставит себе задачи

Ответить