Почему «бигдатой» контролировать и иногда увольнять сотрудников — это нормально и логично
Всем привет, меня зовут Лаптев Алексей, я разработчик сервисов utmstat и apimonster. По мотивам статьи про увольнения в Xsolla хочу объяснить кухню IT-компаний и рассказать, почему контролировать «бигдатой» вполне логично.
Проблема
Многие в комментах пишут, что нельзя бигдатой оценивать сотрудников, что это приведет к симуляции работы, нужно оценивать результат.
Автор поста не прав и злодей.
Но мне кажется многие такие комментаторы не понимают из чего состоит работа в Xsolla и любой другой IT компании, где надо в основном программировать и продавать.
Если разобраться в сути, то все окажется не так страшно и вполне логично.
Попробую объяснить.
Дисклеймер
Цифры даны условные, разумеется в разных конторах они разные, но суть везде одна.
Контроль нужен
К сожалению, если собрать в офисе 5-10 человек и дать им задачу: напишите сервис или продайте n-раз, то скорее всего через месяц проект с места не сдвинется.
Тут нужно позадачное планирование с четким планом действий и сроками. По другому никак.Это подтвердит любой злой начальник (руководитель), который пытался запустить продукт, а не просто задачи пилил из джиры.
Из этой проблемы вытекает потребность в инструментах контроля и KPI — CRM, таск-трекеры и сколько чего было сделано за месяц.
KPI сотрудников в IT-компаниях
Программист
Что делает
Пилит задачи из джиры.
Результат работы
Решенная задача, прошедшая контроль и залитая в GIT.
KPI
Количество сделанных задач в месяц.
Средний срок на задачу — 1-3 дня.
Если задача большая, то ее надо дробить на задачи по 1-3 дня.
В итоге получается что в среднем программист может сделать около 10 задач в месяц.
Соответственно относительно этой цифры можно оценивать всех программистов:
- Если задач +/- 10 в месяц — все ок
- Если больше 10 — программист молодец
- Если меньше 10 — или ленится или какая-то. проблема, надо разбираться.
Тестировщик
Что делает
Проверяет задачи за программистами.
Результат работы
Количество задач со статусом «Протестировано».
KPI
Количество задач со статусом «Протестировано» в месяц.
Те же 10 штук в месяц.
Менеджер (продуктовый и аналоги)
Что делает
Решает задачи бизнеса. По сути теже задачи в тасктрекере.
Результат работы
Фича вылитая на прод и задача со статусом «На проде».
KPI
Количество задач со статусом «На проде» в месяц.
Пусть 10 штук в меc.
Продажник
Что делает
Общается с входящими лидами. По сути те же задачи в CRM в виде сделок и лидов.
Результат работы
Явный ответ от лида — нужен продукт или нет, желательно с продажей или хотя бы с фидбеком что не так.
KPI
Количество обработанных лидов в месяц. От 30 до 100.
Бариста
Что делает
Кофе.
Результат работы
Кофе.
KPI
Тут уже сложнее. Задач нет, наверное отсутствие жалоб на баристу от клиентов.
Как контролирует страшная бигдата?
Бигдата — это громко сказано, можно еще ИИ добавить для солидности.
Как видим, у всех сотрудников основой KPI — это выполненные задачи в месяц.
Разумеется в разных конторах свои цифры, но они есть и суть везде примерно одинакова.
Поэтому если заморочиться, то можно начать считать задачи в месяц и на дистанции в несколько месяцев уже оценивать кто как работает:
- Если отклонение в меньшую сторону — надо разбираться в причинах и если причина — низкая продуктивность, то увольнять.
- Если отклонение в большую сторону — повышать, премировать.
Вроде все логично и вся бигдата — это лишь простая считалочка, которой начальник больше не занимается в голове.
Бигдата не увольняет за опоздание на 5 минут или затянутую задачу
Важно понимать, что всю аналитику надо делать на длинной дистанции, а не за день.
Все живые люди и каждый день работать одинаково не получиться:
- Сложная задача, пришлось подумать
- Не прет сегодня
- Клиент отнял много времени
- Личные дела
- Болел
Но на дистанции в несколько месяцев все сроки выравниваются и локальные отклонения значения не имеют. Можно делать объективные выводы.
Итого
Вовлеченность бигдатой действительно можно мерить, когда в основе процессов лежат CRM и такс-трекеры, а эти инструменты есть в любой IT-компании - это основа.
Но это не лайки и общение в чате, а решенные бизнес-задачи с подтвержденным результатом в виде задачи в CRM или трекере.
Обычно меряют вовлеченность на глаз — "ну вроде работал".
Но когда сотрудников сотни - на глаз невозможно и поэтому подключается считалочка в виде "бигдаты".
За редкие опоздания и проседания производительности бигдата и начальник не уволит, но за системные нарушения и явно низкую эффективность в течение длительного времени — легко.
Все это создаст проблемы только явно ленивым сотрудниками, остальным не стоит переживать.
Проблема Xsolla в том, что сделано всё было максимально тупо и неуважительно по отношению к сотрудникам и непрозрачно для стороннего наблюдателя. В итоге владелец только испортил себе репутацию.
Нет. Херовый такой продажник, если у него считаются в первую очередь только отработанные лиды. У продажника ВСЕГДА KPI в выигранных сделках/заключенных договорах с получением денег.
В рабочих чатах продажнику особо-то общаться не с кем, кроме своих коллег. Если сейлз трындит с разрабами, то продукт сырой, продукт не готов, у потенциальных клиентов много по нему вопросов и поэтому продукт не продается.
Продажник. Результат работы
Явный ответ от лида — нужен продукт или нет, желательно с продажей или хотя бы с фидбеком что не так.
KPI
Количество обработанных лидов в месяц. От 30 до 100.
Вроде про чат нигде не написано.
Вы пробовали продавать?
Отрицательный результат тоже результат и потраченное время. Фидбек поможет продать в будущем.
Ни один из навзанных примеров не относится к категории "бигдата" хоть ты тресни
Сейчас бигдатой и ИИ называют любую автоматизацию. Так солидней.
Комментарий недоступен
Разрабочик не ставит себе задачи