Переезд продакта в международную компанию: практический опыт

Меня зовут Владимир, я Group Product Manager Booking.com и 7 лет назад я решил, что надо выйти из зоны комфорта и города, где я провел 26 лет и попробовать себя в европейской компании. На основе этого личного эксперимента и общения с кучей айтишников, сделавших то же самое, я с радостью поделюсь продукт-менеджерской частью опыта с вами.

Зачем: для прокачки продуктовых скиллов

Если по-простому, то продакт развивается в своей профессии именно там, где интересно и сложно, а в родном городе таких задач на всех может не хватить. Никто, кстати, не мешает потом привезти этот скилл обратно на родину (что мы и делаем для вас в наших практических курсах ProductDo). Более того, в той же Европе вы столкнетесь с кучей национальностей и подходов, сильно других, по сравнению с нашими (по этому поводу есть очень полезная книга The Culture Map). Если планируете растить продукт на мировой арене - это обязательный скилл.

Легче: переходить по накатанным навыкам

Если вы программист, лучше начать именно им (так я, кстати, и сделал), маркетолог - маркетологом, аналитик - аналитиком, и потом, обосновавшись и поняв процессы компании, совместить это с изученными практическими навыками и начинать вкатываться в роль задача за задачей (например, попросив действующего продакта провести одного клиента или мини-фичу от начала до конца).

Сложнее: впрыгивать в начинающую должность с нуля

Если опыта нет, а стать продактом хочется сразу, то нужно будет выжать из своих знаний максимум и показать, что вы лучше локального выпускника IT-универа. Для этого - решить как можно больше практических задач из базы продакт менеджмента и, в идеале, заложить основы продвинутых тем (архитектура продукта, аварии/стабильность/безопасность, углубленная аналитика и A/B тестирование и т.д.) потому что именно они (а не теория из книжки) и будут вам встречаться каждый день. Мы проводим и практические курсы в небольших группах, да и просто делимся опытом в заметках и вебинарах - можете чекать наш Telegram-канал @productdo, там без воды и рекламы).

В итоге: сумеете на интервью показать, что вы прокачанный новичок - должность ваша.

Быстрее устроиться: на начинающие позиции

Часто растущие компании имеют входные позиции типа Associate/ Graduate/ Junior Product Manager - гуглите вакансии в интересующем городе (мы их иногда размещаем на нашем канале).

Тут главное не надо рассчитывать на проект мечты с первого дня: никто не доверит важный новичку, да и ему/ей не понравится. Первое время приготовьтесь показать результат там, где надо, и только потом, когда накачаетесь, где хочется. При этом, зарплата будет уже довольно приятной - судя по быстрому ресерчу около ~3-4k euro (и это при нулевом опыте!).

Быстрее расти: в больших конторах

Лично я очень рекомендую масштабные компании, потому что они сразу учат, как “по-настоящему”: куча клиентов, трафика, приоритетов, задач, факапов, огромный выбор продуктов, коллег, на которых можно расти. Но, конечно, придется попахать, чтобы эту “возможность роста” превратить в скиллы и повышения.

Маленькая контора всего этого может не дать, а еще и просто закрыться в один день :)

Мы, продакты школы ProductDo, выросшие с нуля, с радостью вас поменторим по этому вопросу на наших курсах. Сам бы я отдал что угодно за такие знания в начале пути, но пришлось разбираться самому.

Хорошие новости: рассчитывайте на теплый прием

Специалистов мало, и если вы пройдете интервью, то вам помогут - визами, перевозом вас, семьи, собаки, дивана (я не шучу), поиском квартиры, всякими плюшками по интеграции и т.д.

Да и вообще, иногда видя, как мой московский друг-директор отвечает по ночам на звонки и все время нервно посматривает на телефон, я понимаю, как же мне повезло с культурой европейских компаний: никаких чатов после окончания рабочего дня, полный штиль в выходные и отпуска. Повезло, потому что, например в США или Азии с этим сильно сложнее. Европа делает бизнес по старинным рыцарским правилам - воюем, но выходной есть выходной.

Плохие новости: качайте английский

Если программист еще может обойтись школьным английским фром зе харт (так многие и делают :) ), то продуктовому лидеру это непозволительно в силу коммуникабельности профессии. К счастью, сейчас много сервисов, позволяющих искать native-спикера в один клик. Чтобы окунуть вас в эту атмосферу, в наших курсах мы даже проводим интервью на английском (мой первый интервью-опыт был мега-стрессовым, так что поупражняться не повредит).

Надеюсь, было полезно. Если есть доп вопросы - рад ответить.

66
22 комментария

Спасибо, что поделились. В какой именно город вы уехали? И могут ли найти того же джуна по каким-то ресурсам или соцсетям?

1
Ответить

Я уехал в город (деревню?) Амстердам.
В теории найти могут - рекомендую создать профиль в LinkedIn - там весь хантинг идет. Но именно на начинающие роли я бы посоветовал не ждать, а самому мониторить и подаваться.

Ответить

Интересный материал, спасибо! А вам нужна была именно релокация? Удаленную работу в международной компании даже не рассматривали?

1
Ответить

На самом деле мало больших компаний предлагают удалённую работу на IT-должности (по крайней мере так было 6 лет назад). Всё-таки там есть офисы, команды собираются вместе и все такое. То есть силы в хабе единомышленников.

Ну и в этом есть ещё дополнительный бонус - окунуться в другую культуру не «наполовину».

Ответить

Чемпион по рекламным интеграциям на квадратный метр

1
Ответить

Мы действительно начали свою небольшую школу и за меньшие деньги на живых курсах даем больше практики, чем можно получить за бОльшие деньги, покупая обычные записи (как сейчас много кто делает). И мы совершенно честно делимся опытом в канале и тут (я планирую еще заметки писать, если аудитории будет интересно).
Так что это "органическая" интеграция :)

Ответить