Быть продактом. Выпуск #18. Из продакт-директора в собственный стартап
Дмитрий Джафаров, директор по продукту «Достависта Россия» рассказал aim о продуктовой культуре, обязательном чтении и том, почему продакту важно разделять ценности компании.
Карьерный путь
В ИТ я попал в 2001 году. Сначала руководил небольшой веб-студией. А потом стал заниматься собственными продуктами. Создавал с нуля компанию и ряд программных продуктов, которые поддерживали ее операционную жизнь. Так продолжалось до 2009 года. После перешел в наемную работу в качества продакта и проектного менеджера проекта. С 2016 — директор по продукту.
Из последних проектов:
- «Достаевский», где отвечал за развитие цифровых продуктов;
- «Достависта», где отвечаю за развитие сервиса в России.
В 2017 года стал обучать гибким методологиям и продакт-менеджером. Также со мной периодически случается проектная работа с такими клиентами, как МТС ИТ, Бритиш Американ Тобакко, БКС и другими. Где-то я выступаю в качестве коуча, где-то — ментора, где-то — продакта или просто человека, который помогает людям собираться с мыслями. Такая деятельность расширяет мой кругозор, улучшает насмотренность и дает интересные знакомства.
В июле этого года запустил с партнером собственный пет-продукт — сервис Esello.ru, который соединяет застройщиков и риелторов. Там также веду продуктовую работу.
Работа над пет-продуктом
Когда мы создавали проект и искали бизнес-нишу, то обратили внимание на американский сервис Zillow — крупнейший в штатах онлайн-сервис по недвижимости. Мы вдохновились продуктом и пытаемся сделать похожее в России.
Esello начинался как пет-проект. Я тратил на него ежедневно час времени. Вечерами проводил стендапы с разработчиками. Пока продукт создавался, работать было комфортно. В мае 2021 года мы поняли, что близки к релизу. Я ушел в длительный отпуск, который накопился за 2 года непрерывной работы, и произвел запуск. Команда убедилась в том, что проект имеет право на жизнь, и с тех пор я активно им занимаюсь.
В компании сейчас работает 8 человек: я как директор по продукту, два фронтенд-разработчика и два бэкенд-разработчика, тестировщик, UX-дизайнер и продуктовый джун, которого обучаю. В качестве базы мы используем скрам, но не проводит ретро. Команда работает очень осознанно и не дожидается моментов, чтобы пообщаться о точках роста или проблемах. Решаем их по мере появления. Роль скрам-мастера выполняю я.
В операционной команде у нас 14 человек. Они отвечают за контент и работу с застройщиками и агентствами. Используют канбан.
Продуктовая культура
В команде мы практикуем продуктовую культуру. На мой взгляд, этот подход сочетает в себе два аспекта.
Первый — это история про проблематику. В хорошем продукте присутствует две составляющих: наличие аудитории, которая готова платить, и наличие проблемы у этой аудитории. Если мы правильно эти моменты идентифицируем, то мы достигаем успеха. Мы не навязываем решения, а ищем те решения, которые нужны.
Второй — это история про разработку короткими циклами. Мы должны учиться делать продукт за месяц, а не пилить его три года, пока он не потеряет актуальность.
Рабочий день директора по продукту
Каждое утро — 4 планерки для синхронизации команды по направлениям деятельности. Дальше делаю рутинные задачи: проверяю бэклог, смотрю производительность команды, тестирую то, что сделали программисты и даю обратную связь. Здесь важно то, что я не дожидаюсь закрытия спринта, чтобы увидеть итоги работы. Моя задача — протестировать продукт и понять, что разработано именно то, что ожидалось.
Также 3-4 раза в неделю проходят митапы, где мы с командой синхронизируем видение того, как реализовать ту или иную фичу.
Существенную часть моей работы занимает продуктовая аналитика. Я общаюсь с настоящими и потенциальными клиентами, провожу интервью.
Вместе с UX-дизайнером мы периодически собираемся и обсуждаем будущее продуктов. Он помогает мне понимать, как лучше подать ту или иную вещь. Эти встречи помогают нам проектировать фичи, которые команда потом берет в работу.
Чтобы не выгорать, я заканчиваю рабочий день в 19 вечера. После занимаюсь делами, читаю книги, отдыхаю.
Карьерный трек продакта
У нас в команде есть продуктовый джун. Раньше он работал бортпроводником, но осознал, что эта история подошла к концу. Он пошел учиться на программиста. Когда мы познакомились, я составил ему план развития. Сначала была теория. Позже я увидел, что человек демонстрирует желание работать в профессии и готов учиться дальше, и взял в Esello. Здесь он организовывает работу по получению контента и размещению его на портале: участвует в развитии бэклога, пишет истории, учится и проводит интервью с застройщиками, осваивает элементы кастдева.
Но любой карьерный трек индивидуален. Тестирование, например, тоже классное начало карьеры. Потом легко вынырнуть в продакт-менеджеры.
Что важно при найме менеджера по продукту
Самая важная вещь в найме продактов — ценностная модель человека. В первую очередь я пытаюсь понять, насколько ценности человека соответствуют ценностям продукта и компании. Если в каких-то вещах присутствует несостыковка или я чувствую, что человек далек от этих историй, то не буду с ним работать, каким бы хорошим продактом он не был.
Мой опыт показывает, ничто так не помогает сплотить команду как общие ценности. И нет ничего хуже в коллективе, чем их расхождение. Это важно определять на входе и в процессе, а также развивать.
Вторая важная вещь — софт скиллс. Я смотрю, насколько кандидат коммуникабелен, эмпатичен. Мне важно понять, как он умеет слушать, слышать и говорить. От того, насколько команда хорошо взаимодействует друг с другом и окружающей средой, зависит успех продукта.
И третья вещь — хард скилс. Но все зависит от уровня. От мидл специалиста я ожидаю хорошего понимания того, как работать с бэклогом; что такое кастдев, аналитика и метрики. От джуна я не жду глубоких знаний в этих вопросах. В первую очередь обращаю внимание способность учиться. Потому что это история о том, как за короткий промежуток времени освоить большой и сложный материал.
Книги для продакта
Книги сами по себе без практического опыта не научат с нуля, но они помогают практикующим специалистам структурировать свой опыт, а также формируют насмотренность.
- «Цель. Процесс непрерывного совершенствования», Элияху Голдратт
- «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели», Эрик Рис
- «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?», Роберт Фитцпатрик
- «Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами», Юрген Аппело
Советы продактам для дальнейшего роста
- Формировать навык учиться. Обязательно читать книги, так как они помогают структурировать знания, которые есть. Я не видел человека, который прочитал книгу и стал программировать. Но я видел программистов, которые читали книги и начинали лучше делать свою работу. Также изучать статьи по теме и общаться со старшими специалистами.
- Развивать насмотренность. Изучать окружающие продукты и продуктовые паттерны. Формировать библиотеку того, что привлекает.
- Самое важное — работать с тем продуктом, который нравится, который вдохновляет на личностный рост.
- Общий совет — не работать с токсичными людьми.
Что я сейчас прочитал?
Статью. С вас 5000.
Дмитрий, спасибо за статью! Познавательно!
Я сам занимаюсь развитием сайтов агрегаторов и развитием готового движка для таких сайтов.
Уточните, пожалуйста, а в чём отличие позиционирования площадки, как Застройщик - Риелтор, от Застройщик - Обычный покупатель. Немного не уловил этот момент. Это проявляется в каком-то специализированном функционале именно для риелторов или как?
да, есть специализированные инструменты для риэлтеров. Например, шахматки и подборки. Клиентам это не нужно, а вот риэлторам очень помогает. Также риэлторам и инвесторам нужна расширенная аналитика по рынку.