Как мы объединяем команду, когда у нас нет офиса и все работают из разных точек планеты

История о том, как мы окончательно перешли на удаленку, а в ноябре 2020 года попробовали провести первый офсайт для команды агентства в Красной Поляне.

Привет, меня зовут Евгений Кузнецов. Я сооснователь digital-агентства WIM.Agency. Мы помогаем брендам креативно и эффективно доносить до аудитории свой месседж, отвечаем за привлечение и удержание клиентов.

WIM.Agency работает на рынке 8 лет. Из лампового агентства мы превратились в сервисно-продуктовую компанию: если в 2017 году нас было 30 человек, то в августе 2021 года — в команде больше 100 сотрудников.

Большая часть специалистов работает в штате и фулл-тайм, некоторые (не более 20%) — проектно как консультанты или парт-тайм на фрилансе. Почти все работают удаленно: сейчас мы снимаем небольшой офис, в который могут приезжать те, кто находится в Москве и хочет сменить обстановку. Однако многие наши сотрудники живут в самых разных городах России и даже в других странах — в Мексике, Украине, Казахстане, Чехии, Латвии. Но так было не всегда.

О принципах команды на удаленке

До марта 2020 года — сами знаете, что тогда случилось — преобладающая часть сотрудников приходила в офис в бизнес-центре «Арма» на Нижнем Сусальном переулке в Москве. Вне офиса были только фрилансеры. Потом, когда весь мир перешел на удаленку, мы поняли, что команда может работать не менее эффективно и в новом формате. Нам не нужно арендовать большой офис и каждый день собираться в нем, чтобы делать классный продукт, предлагать клиентоориентированный сервис и выдавать отличное качество.

Конечно, на удаленке что-то теряется, но зато и приобретается многое — например, возможность нанимать на работу инициативных, сообразительных, активных и талантливых ребят, которые живут не в Москве.


Мы и раньше так считали, но в 2020 году окончательно убедились, что продуктивные сотрудники — это не те, кто не отрывается от экрана компьютера с 10 до 19 и сдает подробные отчеты о проделанной работе в табличке Excel. Мы создаем диджитал-комьюнити, куда попадают люди, которые хотят реализовывать свои идеи, которые постоянно учатся и становятся экспертами в каком-то направлении. Совершенно неважно при этом, кто где находится.

Все основатели агентства стараются привносить свой образ жизни в жизнь агентства. Мы любим путешествовать и тоже работаем из разных точек планеты. Поэтому открыто приглашаем сотрудников присоединяться к digital nomad формату — то есть становиться цифровыми кочевниками. Для работы теперь нужен только ноутбук, стабильный доступ в интернет — и навык находить баланс между трудом и отдыхом.

Встречаться нужно, но не на обычных корпоративах

А как же тот факт, что удаленка лишает нас общения, сплетен с коллегами у кофемашины, теряются контакт и единение с командой? Эти проблемы волнуют почти все организации, которые перешли на частичный или полный удаленный формат работы. Zoom — это классно, но не 365 дней в году. Не все могут сохранить баланс между профессиональным и личным, кто-то точно почувствует отрыв от коллектива и снижение мотивации.

Встречаться командой обязательно надо, но только не на обычных корпоративах, а на выездных офсайтах под руководством фасилитатора и с продуманным расписанием активностей. Мы провели первый офсайт в ноябре 2020 года на Розе Хутор — его организовала Станция Смена специально для нашего агентства.

Но вернемся в допандемийные времена. До 2020 года команда WIM три раза подряд выезжала из Москвы — мы снимали большой дом в Красной Поляне, жили в нем и работали вместе. В мае 2018 года ездили на несколько дней, а осенью того же года арендовали дом уже на месяц. В 2019 году повторили этот опыт. Днем команда работала в общей зоне, по вечерам общались, на выходных выбирались исследовать окрестности. У нас даже было посвящение в WIM — все смельчаки прыгнули с банджи в Skypark Сочи.

Ольга Чемм, операционный директор WIM.Agency, прыгает в Скайпарке Сочи

В первые разы все было здорово, но чувствовались и недостатки — не было установленных правил, прозрачности расписания, и в итоге времяпрепровождение не особо отличалось от офисного формата.

В ноябре 2020 мы планировали очередной корпоративный выезд в Красную Поляну. Захотелось попробовать новый формат, а наши давние друзья, основатели Смены, Никита Куимов и Настя Климова-Куимова, как раз прорабатывали новое корпоративное направление. Мы предложили себя в качестве подопытных — задачей было провести полноценный офсайт, то есть сделать программу заезда, чтобы команда агентства смогла эффективно провести время вместе.

Станция Смена — это комьюнити удалёнщиков, которое уже 5 лет подряд организует командные выезды по всему миру. В течение двух недель под руководством фасилитатора участники мастермайндят, проводят друг для друга воркшопы, исследуют местность, готовят ужины, общаются, раскрывают себя. Все это без отрыва от удаленной работы, ведь обычно все ребята — фрилансеры, предприниматели или фултаймеры. В конце 2020 года Станция Смена запустила еще один формат совместного выезда — корпоративный.

Что такое офсайты

Если искать максимально простое объяснение, то офсайт — это корпоративные выезды в красивые и вдохновляющие места. Но они содержат в себе гораздо больше, чем пресловутый тимбилдинг.

Чаще всего офсайты проводят компании, сотрудники которых работают преимущественно на удаленке (либо они предоставляют своим сотрудникам выбор). Такие гиганты, как Cloudera, Lyft, Pinterest, Shutterfly, Canva, Notion, проводят ежегодные и даже ежеквартальные офсайты для сотрудников. Notion вывозил своих сотрудников на Озеро Тахо, в горы Колорадо и на Гавайи, где кроме командообразующих активностей, участники учились серфингу и исследовали острова. Самые продвинутые корпорации идут дальше — и обращаются к профессиональным фасилитаторам и организаторам офсайтов.

К HR-бренду в США и Европе относятся максимально бережно. Наличие в соцпакете компании такого бонуса, как оплачиваемые недельные выезды на Гавайи для коворкинга и построения сообщества внутри проекта, дает серьезное конкурентное преимущество. Кроме того, что соискатели смотрят на такие вещи, принимая решение о работе, офсайты здорово поднимают боевой дух и сплачивают команду.

Офсайт на Розе Хутор в 2020 году

Роза Хутор — идеальное место для подобного рода ивентов. С одной стороны, все собрались в небольшой горной деревушке с чистым воздухом и прекрасными видами, с другой — инфраструктура под боком. Дом в Красной Поляне был снят для команды WIM на месяц, но программа Смены была рассчитана на неделю.

Роза Хутор осенью и зимой

Офсайт для WIM начался с обсуждения задач со всем руководством агентства — на чем нужно сделать упор на выезде. Универсальных решений для всех компаний не существует, ведь команда — это люди и цели. И то, и другое у каждого проекта абсолютно разное, так что для каждого офсайта важно разработать уникальный сценарий.

Фокусом работы стали ценности WIM, которые транслировались через небольшие ежедневные практики. Важно было, чтобы на площадке возникла настоящая атмосфера «дома», а не просто выездного коворкинга.

В начале «смены» проводится Dragon Dreaming — занятие, направленное на постановку целей на ближайшие две недели. Также есть вечер самопрезентаций, когда в течение трех минут каждый участник рассказывает о своих профессиональных навыках.

Как проходил день? Утром — физическая активность, которую проводил кто-то из сотрудников. Это были интервальные тренировки, йога или растяжка. Днем — большой блок для работы над проектами. У каждого была возможность заглянуть через плечо в монитор коллеге и внести правки в оперативном режиме.

Маленькая часть команды

Вечером — главное событие дня, один из ивентов Смены. Лекции, мастермайнды, социальные механики. Те, кто приехал с женами и мужьями, не работающими в WIM, тоже активно включались в общие мероприятия.

Каждый участник Смены привносил в общую программу что-то свое: будь то короткая лекция или мастер-класс. Еще один интересный инструмент — совместная готовка, которая тоже сближает и позволяет узнать больше о пристрастиях друг друга.

Также для командного заезда обязательно придумывается нечто особенное — например, для WIM прошла интерактивная ценностная сессия по модели TRIBE Canvas. Суть в том, что руководители и основатели вместе с сотрудниками искали то, чем команда выделяется на фоне остальных, какие ценности прослеживаются на протяжении истории компании, какую роль играет конкретный сотрудник в ее победах.

«Путешествие без отрыва от работы» — это миссия проекта, и расписание составлялось так, чтобы оставалось достаточно времени как на индивидуальную, так и командную работу и встречи.


Впечатления команды от офсайта

Наш первый офсайт прошел гладко. Главное опасение было связано с тем, что участники изначально не рассчитывали на то, что будет какое-то расписание. Опасение быстро рассеялось, и уже с первого вечера все активно влились в программу. Это доказывает, что базовые потребности у всех групп схожи — желание быть услышанными, проявить себя, желание быть причастным к чему-то большему.

Так подключались те, кто не смог приехать по личным причинам

Мы интересно и продуктивно провели время. Собрались, конечно, еще не всей командой, но многих повидали. Наладили коннект, отношения стали более искренними, доверительными. Также обсудили и сформулировали цели на ближайшие 3 года — не из головы основателей, а всей командой.

Делюсь отзывами других участников.

Ольга Чемм, COO WIM.Agency:

«Работать и жить вместе мы уже умели, но формировать комьюнити научились вместе с Никитой и его потрясающими инструментами работы с командой. Утренние ритуалы, практика безвозмездного дарения, совместные брейнштормы и дикие активности — пройдя через такое, ты чувствуешь настоящую силу своей команды и находишь силы на новые подвиги».

Валерия Парамонова, account director WIM.Agency:

«Ребята-руководители пригласили Никиту Куимова, который помог организовать наше проживание и внедрил классные инструменты, которые мы используем с командой до сих пор. Вишенка на торте — это лучший новый год в моей жизни. Да, мы встречали Новый год 2021 в ноябре под речь Ельцина 95 года и “Голубой огонек” 85 года, ели мандарины и пили шампанское, лепили снежную бабу и были счастливы в моменте здесь и сейчас».

Сотрудники агентства делятся отзывами в соцсетях

Мария Кочерова, campaign manager:

«Данный опыт был лично для меня уникальным. Мы жили в одном доме и работали рука об руку, это позволило познакомиться со всеми сотрудниками, проникнуться к ним и лучше понять внутренние процессы. Не всем сразу удалось наладить контакт и привыкнуть к новым правилам и распорядкам, но в течение недели равнодушных не осталось. Самое запоминающееся — мастермайнды. Во время такой сессии ты понимаешь, что все люди равны, все имеют страхи и проблемы, независимо от статуса».

Ольга Цимбал, HR-директор:

«Главная особенность такого выезда — здесь есть куратор, проводник в мир того, как можно иначе провести время, когда вы с командой находитесь под одной крышей. Это уникальный опыт, потому что все постепенно сонастраиваются. Знакомятся и узнают друг друга лучше не только в рамках работы или каких-то общих хобби, а еще и с точки зрения эмоций, впечатлений и ценностей».

Вывод и планы на будущее

Офсайты нужны, чтобы не просто выдернуть человека из дома и пообщаться с коллегами, а чтобы команда стала ближе, понимала, зачем все эти люди делают одно дело. Коллеги на равных общаются друг с другом, с руководителями, они могут вместе бегать и заниматься йогой, брейнстормить и решать задачи — и это выводит рабочие отношения на новый уровень.

Удаленная работа специфична, это не «мы отказались от офиса и теперь проводим совещания в Zoom», это необходимость выстраивать процессы по-новому, внедрять в культуру компании другие форматы взаимодействия и распорядков. Нужно иначе мотивировать команду на эффективность и продуктивность — а офсайт отличный и рабочий инструмент для этого.

После опыта со Станцией Смена мы начали обдумывать создание собственного локейшена в Красной Поляне, чтобы проводить там время с командой, приглашать клиентов, собирать друзей агентства.

Комбо из досуга и работы в разумном соотношении оказалось полезным и для эмоционального фона сотрудников, и для их продуктивности. Так зачем жертвовать этим ради постоянного офиса?

Если вы хотите развиваться в диджитал-сфере, если у вас уже есть бэкграунд или даже совсем нет опыта, смотрите вакансии на нашем сайте или сразу присылайте резюме на [email protected]. Мы постоянно ищем дизайнеров, верстальщиков, копирайтеров, проджектов, тимлидов и не только. Возможно, следующий офсайт пройдет уже вместе с вами :)

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Novoreg

"когда весь мир перешел на удаленку," 
А когда это случилось можете уточнить? не помню чтобы врачи удаленно или полиция работали и еще много других специальностей, может я что-то пропустил?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Гусев

Ну, это понятное, что врачи и полиция не может удаленно работать. Но есть много профессий, которые спокойно могут существовать и онлайн. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кузнецов
Автор

Именно так.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Чумаков

Плюсую! И это очень круто, что в наше время мы пришли к этому! 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кузнецов
Автор

Вы вытащили фразу из контекста. Конечно, речь идет только о тех сферах, где люди имеют возможность работать удаленно.

Ответить
Развернуть ветку
Novoreg

Весь мир он и в африке весь мир, в любом контексте это будет речь о всем спектре профессий, если не делаете оговорку то лучше такие обобщения не использовать иначе это введение в заблуждение читателя.

Ответить
Развернуть ветку
Vasili Putin

Да им всё равно, у них вокруг своей, извините, задницы, весь мир крутится. Жижитал, пиар, агенства-фигенства, консультантинг и прочие способы "потрясти бубном" чтобы добыть денюжку и потом расписывать кучей красивых англицизмов никому не интересное ....

Ответить
Развернуть ветку
DaemonHK

Бляяя... Когда уже начнут публиковать комменты обычных гребцов на таких галлерах? А то директор то, директор сё...

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Каждый второй пост где мы такие вот крутые ссылка смотрите какие мы вот что придумали)) подписывайтесь на наш тг ссылка

Ответить
Развернуть ветку
Антон Костин

Спасибо за статью))))

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Что могу сказать о вашей команде судя по информации которую вы тут изложили. На 5-ку та что в очках. Остальным 4 с минусом. Могли и понаряднее одеться для фото

Ответить
Развернуть ветку
Elena Trikoz

Оцениваем профессионализм или…?

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Это юмор)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Trikoz

Ну просто так смешно, палец дрогнул 🤷🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Кто минусит у вас что с чувством юмора?) Не выспались что-ли?

Ответить
Развернуть ветку
Novoreg

да, я бы вдул забыл написать

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Низя)

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Ну ты справился я надеюсь? Было не тяжело, если понимаешь о чем я? Я справился, если что

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда