Что происходит с рынком дополнительного образования и можно ли сменить карьеру на 180 градусов

В ближайший год рынок ДПО ждет кризис: аудитория перестает верить в то, что сегодня можно быть юристом, а уже завтра кодить в «Яндексе». Причем, даже не столько перестали верить, что можно изменить профессию, сколько в то, что качество ряда решений на рынке образования это позволяет.

Многие попробовали онлайн-курсы, у них ничего не получилось и рассказали друзьям, что потратили время зря. Но представить развитие без профессиональной переподготовки и повышения квалификации уже невозможно. Непрерывное образование — обязательное требование рынка. Или учись, развивайся, или подвинься — место больше не твое.

Что происходит с рынком дополнительного образования и можно ли сменить карьеру на 180 градусов

Как должно измениться дополнительное образование и рынок найма, мы обсудили с Алёной Владимирской — экспертом по хантингу с девятнадцатилетним опытом и сооснователем сервиса по подбору вакансий для карьерного роста Facancy.

Алёна Владимирская
Создатель «Лаборатории карьеры Алёны Владимирской», ведущий эксперт в карьерном консультировании в России
Миша Свердлов
Заведующий кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO онлайн-университета рентабельного образования Skypro, ведущий ютуб-шоу «Можно в айти?»

— Skypro стал востребованным, потому что мы используем skill-based подход: изучаем вакансии и требования работодателей, а потом «собираем» курсы так, чтобы выпускник был максимально ценен для компании, а значит повышаем шансы на трудоустройство. Что ты думаешь о таком подходе? Соответствует ли он глобальным трендам в дополнительном образовании?

— И правда, убедить теперь может только вакансия. На этом построен наш сервис Facancy. Вы подписываетесь на рассылку вакансий, на которые вы можете претендовать, если подтянете скиллы. Мы не присылаем вам позиции, которые подходят для текущего уровня, а показываем перспективу и то, что нужно сделать, чтобы получить эту работу.

И в этом главное отличие Facancy от HeadHunter. На HH заходишь раз в три года, когда совсем осточертело на прежнем месте. Кликаешь на все подряд и ждешь, кто откликнется. И в голову может не прийти, что твой опыт оценят в другой сфере. Хватаешься всегда за название вакансии.

На HH заходишь раз в три года, когда совсем осточертело на прежнем месте. Кликаешь на все подряд и ждешь, кто откликнется. И в голову может не прийти, что твой опыт оценят в другой сфере.

— Получается, человек может просто не знать, чего именно ему не хватает? И поэтому не может сменить профессию?

— Да, нужны конкретные вакансии, чтобы по ним оценить, в какие отрасли можно перейти в течение года и какие новые функции на себя взять. Человек начинает видеть перспективы, у него формируется интерес к новой сфере, он начинает разбираеться, каких скиллов пока не хватает. Потом идет получать дополнительное образование и не прогорает — инвестиции в знания в таком случае окупаются.

— Замечаем с коллегами еще одну проблему: есть стереотипы на рынке, все хотят работать только в «Яндексе» и «Газпроме», рассылают кучу заявок, и компании нагружены нерелевантными резюме. Где-то людей научили, что шансом нужно пользоваться, и рассылать как можно больше откликов. Как это решить?

Facancy как раз задуман, чтобы искоренить это зло. При регистрации мы предлагаем пользователю заполнить анкету и указать: индустрию, свою функцию, уровень позиции и размер бизнеса. Дальше система подбирает вакансии так, чтобы ваш опыт соотносился с опытом, который нужен компании. Например, маркетинговому директору, который распределял бюджет в пять миллионов, не предложат распределять миллиард. Но вакансии подбираются с заделом на будущее, на вырост.

Так пользователь оценивает реальное положение дел и видит, например, что до позиции в «Яндексе» не дотягивает, а вот для «Аэрофлота» вполне подходит. Через неделю он получит новую рассылку, снова оценит свой опыт и соотнесет его с предложениями на рынке. Компании перестанут получать массу нерелевантных резюме.

— Думаю, это не сработает для тех, кто хочет сменить профессию на 180 градусов. Мы в Skypro видим, что многим важно кардинально сменить сферу — уйти из продаж в IT, перестать работать на заводе и начать тестировать, закончить скитаться между работой администратора и продавца-консультанта и начать строить карьеру. И реальные кейсы наших учеников подтверждают, что это возможно. Можно ли в вашем сервисе указать совсем новую сферу и получать вакансии в ней?

Можно, но я считаю, что это неэффективно. Когда после тридцати приходишь на джуниорскую позицию, то сталкиваешься с четырьмя проблемами найма:

  • руководитель младше, и ему некомфортно указывать на ошибки взрослому сотруднику;
  • сотрудник испытывает ревность к такому руководителю — ему пришлось вуз закончить и заново новую профессию осваивать, а руководитель поработал два года и уже и получает больше, и по статусу стоит выше;
  • эйчары не хотят тратить время на таких сотрудников — считают, что за время онлайн-курса вы ничему не научились, и переобучать и исправлять ваши ошибки для бизнеса неинтересно.

—Я с этим не согласен. Думаю, тут важнее мышление сотрудника. Многие просто не верят, что на рынке можно быть востребованным. А еще больше округляют глаза, когда слышат, что кого-то захантили — будто это происходит в параллельной вселенной. И, как правило, такие сотрудники работодателю и не нужны. Если ты ищешь работу, то ты по определению хуже, чем тот, кто работает эффективно. Согласны?

Многие просто не верят, что на рынке можно быть востребованным. А еще больше округляют глаза, когда слышат, что кого-то захантили — будто это происходит в параллельной вселенной. И, как правило, такие сотрудники работодателю и не нужны.

Да, это частая логика: если меня не хантят, значит этого нет. Чаще всего это — токсичные люди. Или те, кто оказался в токсичной обстановке, обиженные. Они уверены, что хантинг — чистой воды кумовство, и иначе быть не может. Поэтому наш сервис придуман для тех, кто не ищет работу в данный момент, а просто хочет быть в курсе, что происходит на рынке, поспевать за ним.

Если вы хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал «Образование, которое мы заслужили», то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировали.

А если вы планируете сменить профессию, но не знаете, с чего начать, или на кого равняться, советую подписаться на ютуб-канал «Можно в айти?». Там я в роли ведущего путешествую по России и встречаюсь с людьми, которые кардинально изменили свою жизнь с помощью работы в IT.

7
14 комментариев

Факансия - прям отожгли! 

5
Ответить

"Замечаем с коллегами еще одну проблему: есть стереотипы на рынке, все хотят работать только в «Яндексе»"

Это кто хочет работать в Яндексе за зп в 2 раза ниже рынка? Вот ни кого не знаю кто бы там хотел работать

3
Ответить

Ну там овощи на кухне и опционы, полюс хороший плацдарм для, выхода на международные рынке. Я скорее про  желания новичков, опытные то может и не хотят работать по зп ниже рынка 

2
Ответить

Не обсуждение, а взаимный пиар.

2
Ответить

И сплошная реклама в тг

Ответить

Да, и вроде бы контекст требований работодателей должен неизбежно учитываться известными онлайн курсами, - ведь многие из них позиционируют преподавателей как спецов как раз таки из профильных компаний, которые на слуху_

1
Ответить

Это да, но тут есть 2 проблемы: 
1. Не все эксперты ведут курсы и выпускники идут в эту же контору, откуда эксперт

2. Как расписано в тексте и это не только про после 30

- руководитель младше, и ему некомфортно указывать на ошибки взрослому сотруднику;
- сотрудник испытывает ревность к такому руководителю — ему пришлось вуз закончить и заново новую профессию осваивать, а руководитель поработал два года и уже и получает больше, и по статусу стоит выше;
- эйчары не хотят тратить время на таких сотрудников — считают, что за время онлайн-курса вы ничему не научились, и переобучать и исправлять ваши ошибки для бизнеса неинтересно.

1
Ответить