{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Vladislava Zhunina

Как вырасти в продакта и другие скользкие моменты профессии

Образовательные курсы — это хорошо. Но часто не хватает человека, который уже прошёл этим путём и знает, как что работает на практике. Мы поговорили с Романом Королёвым из Дрома о том, как растить в себе продакта, можно ли стать профи за полгода и чего стоит остерегаться.

Немного о себе

Я работаю на Дроме с 2004 года. В свободное время консультирую по продакт-менеджменту, классифайдам, медиа, занимаюсь продуктовым менторингом, помогаю с запуском стартапов.

В Дром пришёл на пятом курсе университета. Это был маленький и быстрорастущий стартап — владивостокский сайт про японские автомобили. Через несколько лет мы стали лидером рынка Сибири и Дальнего Востока, закрепились на Урале, вышли в Краснодар. Расширили географию присутствия, стартап превратился в большой продукт по выбору и приобретению автомобиля.

С 2017 года я занимаюсь запуском новых сложных продуктов и обучением менеджеров. Работаю над стратегией компании, годовыми OKR и рядом продуктов. Берусь за проект на стадии идеи, формулирую цели, подбираю и обучаю команду, настраиваю в ней процессы, двигаюсь с командой по приоритетам, и мы запускаем продукт. Так появились «Номерограм» — поиск фоток машины по госномеру, «История Авто» — отчёты по истории авто по vin-коду, и ещё с десяток направлений попроще.

Некоторое время я развиваю продукт сам, а потом передаю менеджеру. Работаю с ним как ментор, обучаю, а сам переключаюсь на следующий новый проект. Обычно такой цикл занимает у меня полтора-два года.

Почему вообще пошёл в менторинг

Пять лет назад компания начала расти по числу сотрудников, появился запрос со стороны новичков — откуда растут ноги у наших «сервисов», почему они такие, как мы их разрабатываем и так далее.

Я начал устраивать импровизированные встречи, на которых рассказывал, как мы делали Дром. Что такое «какую проблему мы решаем», «бесконечная бета-версия», «фокусироваться на целях и приоритетах», «партизанский маркетинг». Опыт был интересным. Народ приходил, слушал, задавал много вопросов. Я завёл практику где-то раз в квартал опрашивать коллег, формировать повестку и проводить встречи с ответами на их запросы.

Практика менторства очень полезна. Это как гимнастика для мозга, позволяет сохранить гибкость ума.

Три года назад Дром претерпел сильную трансформацию. Мы перешли на продуктовые команды, на OKR, внедрили подходы из регулярного менеджмента и гибких методологий продуктовой разработки. Тогда я начал заниматься менторством полноценно: написал и прочёл курс по продуктовому подходу, начал заниматься с молодыми продактами и налаживать процессы работы в командах.

Через два с половиной года я более-менее разгрузился и решил, что практика менторства очень полезна. Это как гимнастика для мозга, позволяет сохранить гибкость ума.

Перед тобой постоянно появляется неожиданный спектр задач, новая точка зрения, нетипичные ожидания. И это надо проанализировать, понять возможности и угрозы. В какой-то момент моя знакомая посоветовала мне посмотреть на проект GetMentor.

GetMentor — это открытое сообщество IT-наставников из разработки, управления, продукта, аналитики и дизайна, готовых делиться знаниями и опытом. От других площадок мы отличаемся тем, что многие наши менторы готовы помогать бесплатно — чтобы развивать сообщество и передать эстафету помощи дальше.

Войти в айти за полгода и другие насущные вопросы

Практика показала, что люди в основном приходят с тремя запросами:

— как перейти в айти (чаще всего);

— как вырасти быстро с нуля (второй по частоте);

— собираюсь запускать стартап, дайте совет.

«Перейти в IT» — наиболее частый запрос

Tут мы прежде всего разбираем мотивы человека. Зачем он туда собрался? Какой у него план? Почему он думает, что продакт-менеджмент — его призвание. Потом уже переходим к самому плану, критериям его выполнимости и измеримым результатам. Смотрим, где надо подтянуть. Что почитать. Что поисследовать. В основном приходится работать с мотивацией и терпением.

Мотивация складывается из баланса денег и морального удовлетворения от решённых задач. Если этот баланс есть, то человек сможет постоянно расти. Если его нет, то он будет демонстрировать тенденцию к выгоранию. В этом уравнении чаще человек не может напрямую повлиять на деньги, но может повлиять на свой профессиональный уровень, на свои компетенции. Если инвестировать время в рост компетенций, то будет и рост уверенности, а с ним можно искать хорошие предложения на рынке труда.

Баланс мотивации держится на интересе к предметной области (домену) и к инструментам продуктового менеджмента. Без продуктивного интереса тут вообще ничего не заработает. У вас должен быть живой интерес к предметной области.

Интерес можно мерить в себе на постоянной основе через два вопроса:

  • насколько мне интересна эта область от 0 до 10;
  • сколько инсайтов я нашёл за последний квартал.

Раз в полгода себя стоит спрашивать. Вести эксельку. Такой простой мониторинг позволяет видеть собственный рост и заранее предсказывать затыки. Уменьшается вероятность поймать выгорание.

В конце консультации мы вырабатываем план действий: какую литературу почитать для начала, как делать pet-проект и формулировать работу над ним, как работать с OKR, как работать по продуктовому циклу и так далее.

Как вырасти за полгода

Горизонт планирования у большинства джунов от полутора до трёх лет. За это время люди хотят подняться от нуля до сеньора. Тут мы разбираем, откуда взялись такие сроки и какая мотивация за ними стоит. В основном все хотят сбыта материальных мечт.

Я пытаюсь настроить менти на реалистичные сроки. Для того, чтобы вырасти из джун-стартера до фул-мидла требуется порядка трёх лет, ещё три-пять — до полноценного сеньора. И где-то через 10-12 лет после старта вы становитесь магистром джедаев. Немногие согласятся с такой линейкой — всем очень хочется стать лидом за три года. Можно и за три получить лида, но только получить. А вот стать? Я пока не видел ни одного олимпийского чемпиона, который бы взял медаль за три года тренировок с нуля.

Надо целиться выше, вкладываться больше, тогда и достижения будут на олимпийском уровне.

Поэтому я не знаю, как вырасти быстро. Знаю, как расти профессионально.

Собираюсь запускать стартап

Вокруг полно плохо решённых проблем, а в нашей стране хорошее решение можно найти только в информационных технологиях, оффлайн пока не очень справляется.

Образование, машинное обучение и социальные коммуникации. У меня в практике идут обращения в основном по этим трём категориям.

Со стартаперами самые бурные обсуждения. Самые жаркие дискуссии. Они верят в свой продукт. Поэтому продуктивности ради я или предлагаю им спектр областей, где ещё можно будет применить их подход, или варианты дополнительных проверок жизнеспособности их MVP.

Вот слагаемые хорошего стартапа:

  • он должен решать насущную проблему;
  • фаундер должен иметь личный опыт решения проблемы;
  • нужна команда единомышленников;
  • нужен широкий рынок: пустой или в стадии формирования;
  • нужно чётко понимать, какие сигналы вам скажут, что продукт пошёл на взлёт;
  • абстрагируйте себя от своего продукта;
  • не тяните, катите быстрее.

Какую ошибку чаще всего совершают продакты и как её исправить?

Игнорируют критическое мышление и эксплуатируют веру в свои продукты.

Продакт-менеджмент — это не rocket science, это просто набор прикладных методик, заточенных на поиск проблем в определённом домене, валидацию решений и выработку лучших моделей их дистрибуции. Верную работу продуктового цикла обеспечивает критический подход и знание предметной области на уровне участника процесса, а не стороннего наблюдателя.

Продакт-менеджмент на 70% про менеджмент, исследования, приоритеты и планирование, отсеивание тупиковых гипотез, постановку целей и отслеживание результатов. И только на 30% про боли пользователей, крутые практики, интересные фичи и удобные интерфейсы. Если перепутать вес этих слагаемых, то больно будет вам.

Часто приходится видеть, как продакт подменяет знания верой. У него нет твёрдых доказательств гипотезы, нет аргументов к фактам, но есть вера в себя и в своё визионерство: «на касдеве же пользователи сказали!». И проходит от полугода до полутора лет, пока ошибка не становится совсем очевидной.

Это упущенное время, упущенные возможности, зарытые инвестиции. А главное — сдутые команды. Ведь разработчики, тестировщики, аналитики, скрам-мастера тоже в это вкладывали свои силы. Тоже верили.

Отсюда, продакту надо постоянно спрашивать себя «а не х%ю ли я делаю», уметь на данных увидеть реальный потенциал или его отсутствие. Уметь врубить заднюю, даже если это обидно. Уметь ставить интересы пользователя и команды выше своих. Брать на себя ответственность.

Продакт-менеджмент на 70% про менеджмент, исследования, приоритеты и планирование, отсеивание тупиковых гипотез, постановку целей и отслеживание результатов. И только на 30% про боли пользователей, крутые практики, интересные фичи и удобные интерфейсы. Если перепутать вес этих слагаемых, то больно будет вам.

Быть продакт-менеджером сложно. Надо уметь находить и проверять гипотезы, знать маркетинг, надо понимать техническую сторону вопроса, прекрасно разбираться в своей предметной области, уметь анализировать рынок и себе, уметь проводить встречи и ставить цели, уметь находить ресурсы и доносить результаты до всех вокруг, быть богом тайм-менеджмента и фасилитации. Постоянно держать фокус на актуальных задачах пользователя и быстро менять приоритеты, если ветер подул в новую сторону.

Дофига всего должен уметь делать квалифицированный продакт. Управлять своими компетенциями позволяет только критическое мышление, постоянный сбор/анализ данных вашего продуктового домена и рынка. Это же застрахует вас от выгорания. Сложно выгореть, когда вы знаете, зачем работаете, отслеживаете регулярно свой прогресс и сверяете полученные результаты с заложенными ожиданиями.

Чтобы работать продактом, достаточно освоить несколько распространённых практик. Но чтобы состояться, как продукт, нужен живой интерес к своему домену и критический настрой к себе.

Записаться к Роману можно у нас на GetMentor. А тут мы обсуждаем разные темы, в том числе — релокацию, переход в продакт-менеджмент из разработки и нелегкую жизнь тимлидов.

Иллюстрация на обложке: Oleg Shcherba from Ouch!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null