Как вырасти в продакта и другие скользкие моменты профессии
Образовательные курсы — это хорошо. Но часто не хватает человека, который уже прошёл этим путём и знает, как что работает на практике. Мы поговорили с Романом Королёвым из Дрома о том, как растить в себе продакта, можно ли стать профи за полгода и чего стоит остерегаться.
Немного о себе
Я работаю на Дроме с 2004 года. В свободное время консультирую по продакт-менеджменту, классифайдам, медиа, занимаюсь продуктовым менторингом, помогаю с запуском стартапов.
В Дром пришёл на пятом курсе университета. Это был маленький и быстрорастущий стартап — владивостокский сайт про японские автомобили. Через несколько лет мы стали лидером рынка Сибири и Дальнего Востока, закрепились на Урале, вышли в Краснодар. Расширили географию присутствия, стартап превратился в большой продукт по выбору и приобретению автомобиля.
С 2017 года я занимаюсь запуском новых сложных продуктов и обучением менеджеров. Работаю над стратегией компании, годовыми OKR и рядом продуктов. Берусь за проект на стадии идеи, формулирую цели, подбираю и обучаю команду, настраиваю в ней процессы, двигаюсь с командой по приоритетам, и мы запускаем продукт. Так появились «Номерограм» — поиск фоток машины по госномеру, «История Авто» — отчёты по истории авто по vin-коду, и ещё с десяток направлений попроще.
Некоторое время я развиваю продукт сам, а потом передаю менеджеру. Работаю с ним как ментор, обучаю, а сам переключаюсь на следующий новый проект. Обычно такой цикл занимает у меня полтора-два года.
Почему вообще пошёл в менторинг
Пять лет назад компания начала расти по числу сотрудников, появился запрос со стороны новичков — откуда растут ноги у наших «сервисов», почему они такие, как мы их разрабатываем и так далее.
Я начал устраивать импровизированные встречи, на которых рассказывал, как мы делали Дром. Что такое «какую проблему мы решаем», «бесконечная бета-версия», «фокусироваться на целях и приоритетах», «партизанский маркетинг». Опыт был интересным. Народ приходил, слушал, задавал много вопросов. Я завёл практику где-то раз в квартал опрашивать коллег, формировать повестку и проводить встречи с ответами на их запросы.
Три года назад Дром претерпел сильную трансформацию. Мы перешли на продуктовые команды, на OKR, внедрили подходы из регулярного менеджмента и гибких методологий продуктовой разработки. Тогда я начал заниматься менторством полноценно: написал и прочёл курс по продуктовому подходу, начал заниматься с молодыми продактами и налаживать процессы работы в командах.
Через два с половиной года я более-менее разгрузился и решил, что практика менторства очень полезна. Это как гимнастика для мозга, позволяет сохранить гибкость ума.
Перед тобой постоянно появляется неожиданный спектр задач, новая точка зрения, нетипичные ожидания. И это надо проанализировать, понять возможности и угрозы. В какой-то момент моя знакомая посоветовала мне посмотреть на проект GetMentor.
Войти в айти за полгода и другие насущные вопросы
Практика показала, что люди в основном приходят с тремя запросами:
— как перейти в айти (чаще всего);
— как вырасти быстро с нуля (второй по частоте);
— собираюсь запускать стартап, дайте совет.
«Перейти в IT» — наиболее частый запрос
Tут мы прежде всего разбираем мотивы человека. Зачем он туда собрался? Какой у него план? Почему он думает, что продакт-менеджмент — его призвание. Потом уже переходим к самому плану, критериям его выполнимости и измеримым результатам. Смотрим, где надо подтянуть. Что почитать. Что поисследовать. В основном приходится работать с мотивацией и терпением.
Мотивация складывается из баланса денег и морального удовлетворения от решённых задач. Если этот баланс есть, то человек сможет постоянно расти. Если его нет, то он будет демонстрировать тенденцию к выгоранию. В этом уравнении чаще человек не может напрямую повлиять на деньги, но может повлиять на свой профессиональный уровень, на свои компетенции. Если инвестировать время в рост компетенций, то будет и рост уверенности, а с ним можно искать хорошие предложения на рынке труда.
Баланс мотивации держится на интересе к предметной области (домену) и к инструментам продуктового менеджмента. Без продуктивного интереса тут вообще ничего не заработает. У вас должен быть живой интерес к предметной области.
Интерес можно мерить в себе на постоянной основе через два вопроса:
- насколько мне интересна эта область от 0 до 10;
- сколько инсайтов я нашёл за последний квартал.
Раз в полгода себя стоит спрашивать. Вести эксельку. Такой простой мониторинг позволяет видеть собственный рост и заранее предсказывать затыки. Уменьшается вероятность поймать выгорание.
В конце консультации мы вырабатываем план действий: какую литературу почитать для начала, как делать pet-проект и формулировать работу над ним, как работать с OKR, как работать по продуктовому циклу и так далее.
Как вырасти за полгода
Горизонт планирования у большинства джунов от полутора до трёх лет. За это время люди хотят подняться от нуля до сеньора. Тут мы разбираем, откуда взялись такие сроки и какая мотивация за ними стоит. В основном все хотят сбыта материальных мечт.
Я пытаюсь настроить менти на реалистичные сроки. Для того, чтобы вырасти из джун-стартера до фул-мидла требуется порядка трёх лет, ещё три-пять — до полноценного сеньора. И где-то через 10-12 лет после старта вы становитесь магистром джедаев. Немногие согласятся с такой линейкой — всем очень хочется стать лидом за три года. Можно и за три получить лида, но только получить. А вот стать? Я пока не видел ни одного олимпийского чемпиона, который бы взял медаль за три года тренировок с нуля.
Надо целиться выше, вкладываться больше, тогда и достижения будут на олимпийском уровне.
Поэтому я не знаю, как вырасти быстро. Знаю, как расти профессионально.
Собираюсь запускать стартап
Вокруг полно плохо решённых проблем, а в нашей стране хорошее решение можно найти только в информационных технологиях, оффлайн пока не очень справляется.
Образование, машинное обучение и социальные коммуникации. У меня в практике идут обращения в основном по этим трём категориям.
Со стартаперами самые бурные обсуждения. Самые жаркие дискуссии. Они верят в свой продукт. Поэтому продуктивности ради я или предлагаю им спектр областей, где ещё можно будет применить их подход, или варианты дополнительных проверок жизнеспособности их MVP.
Вот слагаемые хорошего стартапа:
- он должен решать насущную проблему;
- фаундер должен иметь личный опыт решения проблемы;
- нужна команда единомышленников;
- нужен широкий рынок: пустой или в стадии формирования;
- нужно чётко понимать, какие сигналы вам скажут, что продукт пошёл на взлёт;
- абстрагируйте себя от своего продукта;
- не тяните, катите быстрее.
Какую ошибку чаще всего совершают продакты и как её исправить?
Игнорируют критическое мышление и эксплуатируют веру в свои продукты.
Продакт-менеджмент — это не rocket science, это просто набор прикладных методик, заточенных на поиск проблем в определённом домене, валидацию решений и выработку лучших моделей их дистрибуции. Верную работу продуктового цикла обеспечивает критический подход и знание предметной области на уровне участника процесса, а не стороннего наблюдателя.
Часто приходится видеть, как продакт подменяет знания верой. У него нет твёрдых доказательств гипотезы, нет аргументов к фактам, но есть вера в себя и в своё визионерство: «на касдеве же пользователи сказали!». И проходит от полугода до полутора лет, пока ошибка не становится совсем очевидной.
Это упущенное время, упущенные возможности, зарытые инвестиции. А главное — сдутые команды. Ведь разработчики, тестировщики, аналитики, скрам-мастера тоже в это вкладывали свои силы. Тоже верили.
Отсюда, продакту надо постоянно спрашивать себя «а не х%ю ли я делаю», уметь на данных увидеть реальный потенциал или его отсутствие. Уметь врубить заднюю, даже если это обидно. Уметь ставить интересы пользователя и команды выше своих. Брать на себя ответственность.
Продакт-менеджмент на 70% про менеджмент, исследования, приоритеты и планирование, отсеивание тупиковых гипотез, постановку целей и отслеживание результатов. И только на 30% про боли пользователей, крутые практики, интересные фичи и удобные интерфейсы. Если перепутать вес этих слагаемых, то больно будет вам.
Быть продакт-менеджером сложно. Надо уметь находить и проверять гипотезы, знать маркетинг, надо понимать техническую сторону вопроса, прекрасно разбираться в своей предметной области, уметь анализировать рынок и себе, уметь проводить встречи и ставить цели, уметь находить ресурсы и доносить результаты до всех вокруг, быть богом тайм-менеджмента и фасилитации. Постоянно держать фокус на актуальных задачах пользователя и быстро менять приоритеты, если ветер подул в новую сторону.
Дофига всего должен уметь делать квалифицированный продакт. Управлять своими компетенциями позволяет только критическое мышление, постоянный сбор/анализ данных вашего продуктового домена и рынка. Это же застрахует вас от выгорания. Сложно выгореть, когда вы знаете, зачем работаете, отслеживаете регулярно свой прогресс и сверяете полученные результаты с заложенными ожиданиями.
Чтобы работать продактом, достаточно освоить несколько распространённых практик. Но чтобы состояться, как продукт, нужен живой интерес к своему домену и критический настрой к себе.
Записаться к Роману можно у нас на GetMentor. А тут мы обсуждаем разные темы, в том числе — релокацию, переход в продакт-менеджмент из разработки и нелегкую жизнь тимлидов.
Иллюстрация на обложке: Oleg Shcherba from Ouch!