{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

5 советов как создать команду: стоит ли игра свеч?

Команда.… О её супер важности и необходимости кричат из каждого утюга. Но так ли она нужна бизнесу? Давайте разберемся, чем отличается пресловутая команда от обычной рабочей группы? И как её сформировать?

Рабочая группа – это привычные отделы с разным функционалом и зонами ответственности. Они эффективно работают каждый сам по себе, встречаются на периодических совещаниях, принимают решения, обсуждают дальнейшие действия и распределяют полномочия. Итоговый продукт формируется в результате работы отдельных членов этой группы. В команде же преобладает коллективная ответственность. Члены команды все делают совместно, и вместе отвечают за результат. Они поддерживают коммуникацию практически непрерывно, во взаимодействии преобладают промежуточные обсуждения, спринты, планерки – любые форматы встреч, где можно «сверить часы». Эффективность команды зависит как от работы отдельных членов, так и от их коллективной деятельности.

Если у вас крупная организация, где даже не все сотрудники знакомы друг с другом, расслабьтесь, не надо тратить деньги на тренинги и тимбилдинги, надрываться и пытаться во что бы то ни стало сформировать «команду» в дань моде. В таком случае рабочая группа – наиболее эффективная форма организации коллектива. Если же вы занимаетесь проектной деятельностью, работаете в креативной индустрии или, может, ваш бизнес еще небольшой, и важен коллективный вклад всех сотрудников – мы советуем задуматься о создании настоящей команды.

Итак, шаг 1 – решите, нужна ли вам та самая команда. Если да, 5 советов по её формированию – в нашем материале.

1. Подбирайте правильно

Облегчить работу по сплочению команды можно на самом первом этапе – подборе персонала. Эффективная команда – та, где у всех есть общий взгляд на то, что хорошо, а что плохо. Поэтому на интервью необходимо выяснять, какие принципы и ценности есть у кандидатов, и сопоставлять их с корпоративными ценностями (с условно «идеальными», которые бы вы, как руководитель, хотели, чтобы транслировала ваша команда). Помимо этого важно заранее прогнозировать, кто какую роль займет в команде. Если вдруг вы не психолог, на помощь придет соционика. В интернете можно найти много тестов на определение типа личности. Если вы, так же, как и мы, грустите, что 16personalities больше не работает, можете воспользоваться порталом Код личности или Testometrika. Прохождение такого теста кандидатом перед собеседованием позволяет сэкономить более получаса на интервью и впоследствии сформировать более органичную команду. Например, собрав вместе 5 «Аналитиков», команда не получится: каждый будет работать качественно, но в своем темпе, независимо друг от друга, кроме того, могут возникнуть проблемы с коммуникацией и реагированием в стрессовых ситуациях. А собрав в одной команде «Предпринимателя» и «Коммуникатора», можно столкнуться с торможением рабочего процесса: давление «Предпринимателя» станет либо поводом для постоянных ссор со свободолюбивым «Коммуникатором», либо причиной выгорания последнего. В случае же, если характеристики психотипов сотрудников будут заранее известны руководителю, их можно будет уравновесить другими типами личности и распределять зоны ответственности согласно индивидуальным особенностям каждого – вот здесь и получится эффективная команда!

2. Вовлекайте

Очень важную роль в команде играет заинтересованность её членов в работе и результатах. Чтобы сформировать заинтересованность, нужна, во-первых, общая цель, во-вторых, информационная открытость и, в-третьих, вовлеченность каждого в процесс. Для этого необходимо:

  • сформулировать такую цель, которая будет понятна и близка всем, донести до каждого его личную роль и миссию в достижении этой цели;
  • общаться внутри команды максимально честно и открыто: озвучивать все, вплоть до мелких бытовых вопросов, держать всех в курсе текущих дел и процессов, не скрывать возникших сложностей и проблем;
  • предоставить каждому члену команды «право голоса»: давать возможность участвовать в решении текущих проблем и высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, а также поощрять инициативы и идеи по улучшению рабочего процесса;
  • организовать систему кураторства и обучения внутри компании, чтобы уже действующие сотрудники передавали свой опыт и знания новичкам и способствовали их более быстрой интеграции в команду.

Если сотрудник будет чувствовать свою значимость и важность, будет видеть, что ему доверяют и понимать, насколько ценен его вклад в общее дело, он не сможет быть равнодушен к работе и не будет перетягивать на себя одеяло. Кроме того, важно поощрять межличностное общение внутри команды. Вряд ли выйдет что-то путное, если запрещать сотрудникам общаться между собой и отслеживать каждое сказанное ими слово. Команды не получится: каждый будет сам за себя, а тотальный контроль станет демотивирующим фактором. А вдруг они заболтаются и забудут про работу? Если поставленная цель будет поддержана всеми членами команды, и каждый будет понимать важность своего вклада – не забудут.

3. Будьте примером для подражания

«Рыба гниет с головы» - слышали такое? Вот и в командной работе правило работает безотказно. Руководитель – это не просто человек, который раздает указы и принимает отчеты. Руководитель – это важнейший член команды. Вы опаздываете на встречи? И ваши сотрудники будут. Вы нарушаете сроки? И ваши сотрудники будут. Вы отдаете всего себя работе? И ваши сотрудники будут!

Человек неосознанно так или иначе «подстраивается» под окружение, в особенности, под руководителя. И только вам решать: будет он деградировать или расти, пытаясь дотянуться до вас. Руководителю крайне важно следовать всем принципам команды и придерживаться её ценностей, ответственно относиться к работе и ориентироваться на достижение общей цели. Он должен мотивировать команду, но не просто громкими речами и лозунгами, а действиями. Должен саморазвиваться, обучаться новому, стремиться к лучшим показателям. Должен быть авторитетным, но не авторитарным лидером, и тогда даже в неблагоприятные периоды (а все мы понимаем, что руководитель – тоже человек, и у него может не всегда быть боевое расположение духа) команда поможет и поддержит, сплотившись еще сильнее.

4. Способствуйте развитию

Вкладываться необходимо не только в себя, как руководителя, но и в команду. Обучения, внутренние и внешние тренинги, курсы повышения квалификации и пр. – все это не только способствует совершенствованию навыков сотрудников, но и увеличению мотивации. Согласно теории Фредерика Герцберга основными мотивирующими факторами для сотрудников являются: достижения, признание, интерес к работе, степень ответственности, возможность карьерного и личностного роста. Если признания и ответственности мы уже касались ранее, тут самое время сказать о возможностях для роста – именно их дает налаженная система дополнительного обучения. Получив новые полезные знания, сотрудник, скорее всего, будет доволен собой и испытает потребность их применить. Если этого не произойдет, задумайтесь, нужен ли вам такой человек в команде и не тянет ли он всех вниз.

5. Отдыхайте

Скиллы, питчи, конфколлы, дедлайны и другие модные слова – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о чилле. Жизнь не заканчивается работой, поэтому важно, чтобы команда была сплоченной не только в профессиональном плане, но и в межличностном общении. Для этого важно организовывать совместные активности и мероприятия. Помимо типичных корпоративов это могут быть:

  • коллективные занятия спортом;
  • выезды на природу;
  • походы в кино, кафе, бары и рестораны;
  • квесты, квизы и другие игровые форматы;
  • мастер-классы (например, кулинарные или гончарные)

и другие варианты совместного времяпрепровождения, хотя бы вечерние посиделки в офисе после работы. Все зависит от фантазии, желаний и интересов команды. Общение в неформальной обстановке позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга и способствует формированию доверительных отношений и эмоциональных связей. Кроме того, это всегда поможет разгрузиться, снять рабочее напряжение и предотвратить выгорание, а также узнать друг друга с новой стороны.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда